Нормативные документы Федерального горного и промышленного надзора России (РД 05-323-99) "Временные требования безопасности при эксплуатации монорельсовых дорог в угольных шахтах" (утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от стр. 2

Пассажирская часть состава монорельсовой дороги и кабины для сопровождающих состав лиц должны соединяться между собой и приводной тележкой двойными сцепками.
3.4. Состав монорельсовой дороги должен быть оборудован автоматическими аварийными тормозными (парашютными) системами таким образом, чтобы при разрыве сцепных устройств состава, превышении нормальной скорости его движения на 25%, обрыве тягового каната или ручном включении аварийной тормозной системы происходила остановка всех единиц подвижного состава на длине тормозного пути, не превышающем 10 м.
Ручное включение аварийной тормозной системы должно обеспечиваться из мест расположения кондуктора в голове и хвосте пассажирской части состава.
3.5. Сцепные устройства дорог должны иметь 10-кратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке в режиме перевозки людей и 6-кратный запас при перевозке грузов.
3.6. Пассажирская часть состава должна оснащаться средствами для подачи сигнала кондуктору.
3.7. Конструкция сидений для пассажиров должна обеспечивать удобное положение тела человека, независимо от угла наклона выработки.
3.8. Пассажирские кабины и кабины для лиц, сопровождающих состав, могут быть выполнены легкосъемными и подвешиваться к кареткам по мере необходимости.
Узлы крепления съемных кабин должны обеспечивать не менее чем 6-кратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке.
3.9. Конструкция кабины для сопровождающего, а также устройство и расположение мест посадки сопровождающего в пассажирской кабине должны обеспечивать обзор трассы и возможность посадки сопровождающего лицом в направлении движения.
3.10. При работе дороги в режиме перевозки грузов количество людей, находящихся в составе, не должно превышать трех человек. В это число могут входить только лица, сопровождающие груз, и кондуктор.
Перевозка людей должна производиться пассажирскими кабинами (платформами), количество и расположение которых в составе определяется проектом в зависимости от назначения дороги, характера и количества перевозимых грузов и количества перевозимых людей.
При выполнении пассажирских рейсов допускается использование грузовых тележек состава для перевозки ручного инструмента.
Запрещается езда людей на грузовых тележках.
3.11. Выполнение пассажирских рейсов в конвейеризированных выработках с углами наклона свыше 10° до 18° включительно допускается при условии оборудования конвейера ловителями ленты или устройствами контроля целостности тросов (для резинотросовых лент).
3.12. Скорость движения составов монорельсовых дорог должна определяться конструкцией и паспортом дороги.
Перевозка длинномерных и крупногабаритных грузов должна осуществляться при скорости не более 1 м/с.
3.13. В выработках со знакопеременным профилем, имеющих участки с обратным уклоном протяженностью более длины двух составов, должны применяться дороги, оборудованные аварийными тормозными устройствами (парашютами) двухстороннего действия.
3.14. На посадочных площадках должны быть вывешены объявления с указанием кода применяемых сигналов, общего количества посадочных мест в составе, фамилии и должности лица, ответственного за перевозку людей.
3.15. Выработки с монорельсовым транспортом и подвижной состав монорельсовых дорог должны быть оснащены средствами сигнализации и знаками безопасности в соответствии с Едиными требованиями к сигналам и знакам в подземных выработках и на шахтном транспорте угольных и сланцевых шахт.
3.16. Формирование составов монорельсовых дорог должно производиться в строгом соответствии с руководством или инструкцией по эксплуатации с принятием мер безопасности против случайного скатывания подвижного состава в наклонную часть выработки.
Если грузовая часть состава не оснащена аварийной тормозной (парашютной) системой, то грузовые тележки должны соединяться с улавливаемой (оборудованной парашютами) частью состава, а также между собой, кроме сцепки, также контрсцепками.
3.17. Сцепки и контрсцепки должны быть заводского изготовления и заменяться новыми не позже чем через пять лет после навески.
3.18. Состав монорельсовой дороги должен быть загружен таким образом, чтобы между находящимися на смежных тележках грузами выдерживалось расстояние, обеспечивающее прохождение состава на закруглениях и перегибах пути, но не менее 0,3 м. При этом на всем протяжении трассы дороги зазор между верхней кромкой перевозимого груза и нижней кромкой монорельсового пути должен быть не менее 50 мм.
Боковые отклонения перевозимых грузов не должны превышать в процессе движения 0,2 м.
3.19. Эксплуатация монорельсовых дорог запрещается:
- в выработках с неисправной крепью и при отсутствии требуемых при установке дороги зазоров по сечению выработки;
- при неисправности монорельсового пути, подвижного состава, тормозной системы, аппаратуры управления, сигнализации и средств связи.

4. Требования к монорельсовому пути

4.1. Несущий орган монорельсовой дороги (монорельсовый путь) должен собираться из стандартных секций заводского изготовления.
Устройства для подвески монорельсового пути должны быть заводского изготовления и соответствовать типу крепи выработки.
Допускается применение элементов монорельсового пути, изготовленных на ремонтных предприятиях по технической документации завода-изготовителя дорог.
Конструкция монорельсового пути должна предусматривать возможность установки специальных устройств (растяжек), предотвращающих раскачивание монорельсового пути в плоскости поперечного сечения выработки.
4.2. Устройства для подвески монорельсового пути должны иметь не менее, чем трехкратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке, обеспечивать возможность регулировки положения монорельса по высоте и быть приспособленными для подвески к соответствующим видам крепи выработки.
При использовании для подвески монорельса цепей последние должны иметь не менее, чем пятикратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке.
4.3. Расстояние между подвесками должно быть таким, чтобы величина прогиба монорельса между ними не превышала 1/200 длины пролета.
4.4. На искривленных участках или сопряжениях горных выработок монорельсовый путь должен собираться из предварительно изогнутых в горизонтальной или вертикальной плоскости секций монорельса с радиусом изгиба и длиной, определенными проектом установки дороги в горной выработке.
4.5. При подвеске пути в выработках с углом наклона свыше 10° должны приниматься меры против смещения пути вниз и увеличения стыковых зазоров средствами, предусмотренными технической документацией на дорогу.
4.6. При эксплуатации монорельсового пути зазоры в стыках рабочих поверхностей не должны превышать 5 мм, а несовпадение рабочих поверхностей по вертикали и по горизонтали - 3 мм. Эти требования должны выполняться также при замыкании стрелочных переводов.
4.7. Угол наклона прямых секций монорельса на стыках в горизонтальной плоскости не должен превышать 4°. При этом допустимая величина зазора в стыках (5 мм) должна выдерживаться с внутренней стороны монорельса.
4.8. Стрелочные переводы монорельсовых дорог, как правило, должны оборудоваться механизированным приводом с дистанционным управлением.
Для монорельсовых дорог с канатным тяговым органом допускается применение стрелочных переводов с ручным приводом.
Перевод стрелки ручным приводом разрешается только при остановленном и надёжно заторможенном составе. При этом цепи управления монорельсовой дорогой должны быть заблокированы от возможного включения дороги.
4.9. В конечных пунктах монорельсового пути должны устанавливаться концевые упоры, предотвращающие сход подвижного состава с монорельса.

5. Механизмы и устройства монорельсовых дорог

5.1. Привод монорельсовой дороги должен иметь пониженную скорость для осмотра тягового каната.
5.2. Приводная станция должна быть оборудована двумя тормозами: рабочим и предохранительным.
В приводных станциях с гидрообъемной передачей роль рабочего тормоза может выполнять сама гидропередача.
Наличие на приводной станции червячной передачи не может служить заменой тормоза.
Отношение величины моментов, развиваемых предохранительным тормозом при заторможенном состоянии привода, к статическим моментам должно быть не менее указанных в таблице.