Нормативные документы Федерального горного и промышленного надзора России (РД 05-323-99) "Временные требования безопасности при эксплуатации монорельсовых дорог в угольных шахтах" (утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от стр. 3

Угол наклона, град
До 15
20
25
35
1,8
2,0
2,6
3,0
Для выработок с переменным углом наклона величина тормозного момента устанавливается по наибольшему углу наклона данной выработки.
Значения кратности тормозного момента для промежуточных углов наклона, не указанных в таблице, определяются путем линейной интерполяции.
Замедление как при рабочем, так и при предохранительном торможении не должно превышать величины, обусловленной возможностью проскальзывания каната по шкиву.
5.3. Натяжение тягового каната должно осуществляться устройствами, обеспечивающими постоянную величину натяжения каната.
5.4. Грузовые натяжные устройства должны обеспечивать возможность механической фиксации грузов в верхнем положении для осуществления предварительного натяжения каната.
5.5. Вращающиеся части приводной станции и натяжного устройства должны иметь ограждения, обеспечивающие безопасность обслуживания и прохода людей.
5.6. На монорельсовых дорогах в качестве тяговых канатов должны применяться круглопрядные грузолюдские канаты (ГОСТ 2688-80; ГОСТ 7665-80), диаметром не менее 15 мм, изготовленные из оцинкованной проволоки по группе "Ж". Допускается применение канатов из светлой проволоки.
Допускается применение других канатов, допущенных Госгортехнадзором России к применению на монорельсовых дорогах.
5.7. Тяговые канаты монорельсовых дорог должны иметь запас прочности не ниже:
- 6-кратного в режиме перевозки людей;
- 5-кратного в режиме перевозки грузов.
Запас прочности каната определяется относительно статической нагрузки, рассчитанной по формулам:
для нижнего расположения привода
, кгс;
для верхнего расположения привода
, кгс,
где Q - максимальный вес грузового (пассажирского) состава, кгс;
- наибольший угол наклона выработки, град;
L - длина одной ветви тягового каната, м;
q - погонный вес каната, кгс/м;
Q - вес натяжного груза в сбегающей с привода ветви каната, кгс;
0,01 - коэффициент сопротивления движению состава;
0,15 - коэффициент сопротивления перемещению каната;
0,1 и 0,2 - коэффициенты, учитывающие сопротивление вращению блоков и роликов на трассе дороги, кгс/м.
5.8. Допускается использование на грузолюдских дорогах счаленных канатов.
Счалка канатов (в том числе нераскручивающихся) должна производиться в соответствии с Инструкцией по эксплуатации стальных канатов в шахтных стволах. Допустимое число счалок (n) по длине тягового каната определяется (с округлением до ближайшего большего целого числа) выражением
,
где L - длина тягового каната, м;
L - > 600 м - канатоемкость барабана приводной тележки.
Расстояние между счалками должно быть не менее трех длин счалок.
5.9. Расстояние между направляющими и поддерживающими роликами определяется заводской эксплуатационной документацией и проектом установки дороги.
5.10. Угол перегиба каната на роликах не должен превышать 10°.
5.11. Направляющие и поддерживающие ролики должны быть выполнены так, чтобы при работе дороги исключалась возможность выпадания тягового каната, выхода его за установленные проектом габариты и соприкосновения с элементами конструкции дороги или крепью выработок.
5.12. Участок выработки у приводной станции и на 5 м в каждую сторону от нее должен быть закреплен негорючей крепью.
5.13. Для управления монорельсовыми дорогами и сигнализации должна использоваться специальная аппаратура заводского изготовления.
Аппаратура управления должна обеспечивать:
- дистанционное управление приводом дороги кондуктором из состава с любой точки трассы;
- местное управление приводом дороги с места установки приводной станции по сигналам кондуктора;
- экстренную остановку привода любым лицом с трассы дороги и с поста местного управления, с выключением привода и наложением тормозов;
- возможность подачи кодовых сигналов с любой точки трассы;
- автоматическую остановку привода при проезде составом конечных пунктов откатки, опускании натяжного груза ниже допустимого уровня, превышении скорости тягового каната на 25% от номинальной, снижении скорости (пробуксовке) тягового каната относительно приводного шкива на 25%, неисправности цепей управления или цепей экстренной остановки, срабатывании тормозных устройств.
5.14. Требование о контроле превышения скорости распространяется только на максимальное значение рабочей паспортной скорости дороги.
5.15. Аппаратура управления должна исключать возможность:
- одновременного дистанционного и местного управления приводом дороги:
- пуска привода дороги без подачи предпускового предупредительного сигнала:
- повторного пуска привода при срабатывании защиты от снижения (пробуксовки) или превышения скорости каната;
- повторного пуска привода до тех пор, пока не будет снят сигнал "Стоп" с места остановки дороги при экстренном отключении;
- повторного пуска привода в сторону переподъема при наезде состава на концевой выключатель в конечных пунктах откатки.

6. Надзор и контроль