3.9. Система управления оборудованием (если это предусмотрено нормами безопасности на конкретный вид оборудования) должна обеспечивать автоматическую подачу предупредительного сигнала при воздействии на органы включения (пуска) оборудования.
3.10. В отдельных случаях для оборудования, выполняющего технологические операции путем многократных перемещений, допускается наличие раздельных органов для подачи сигнала и для включения оборудования.
3.11. В системе автоматической предупредительной сигнализации должен предусматриваться контроль подачи предупредительного сигнала.
Контроль подачи предупредительного сигнала не обязателен при местном управлении оборудованием в тех случаях, когда сигнализатор звука находится непосредственно на нем.
3.12. Система предупредительной сигнализации не должна допускать использования ее в качестве кодовой для подачи оперативных сигналов.
3.13. Место размещения органов управления оборудованием подземного транспорта должно определяться с учетом возможности обеспечения удобного и безопасного расположения человека относительно элементов крепи и другого оборудования, находящегося в выработке.
3.14. Нагрев пультов и органов управления, а также других частей, с которыми человек вынужден соприкасаться во время работы оборудования, не должно превышать 40С.
3.15. Места контактов работающего с органами управления, как правило, должны быть выполнены из электроизоляционных и нетеплопроводных материалов.
3.16. Органы оперативного управления и аварийного отключения должны быть сосредоточены в одном месте и расположены так, чтобы был обеспечен свободный и безопасный доступ к ним во время работы оборудования.
3.17. Рукоятки и кнопки управления должны быть удобными и иметь защиту от случайного воздействия, приводящего к включению оборудования.
3.18. Органы управления (рукоятка, кнопки, рычаги, тумблеры, переключатели и др.) должны окрашиваться в цвет контрастный по отношению к цвету панелей.
Панели пультов управления, на которых расположены органы управления, должны быть окрашены в цвета, отличающиеся от окраски корпуса оборудования.
3.19. Органы аварийного отключения должны быть красного цвета, устанавливаться на панели обособленно, отличаться формой или размером от остальных элементов управления, иметь указатель их положения и надписи о назначении, быть легко доступными для персонала и иметь устройства для принудительной фиксации в отключенном положении.
3.20. В конструкции оборудования подземного транспорта должен обеспечиваться свободный и безопасный доступ к местам технического обслуживания и ремонта с использованием стандартного или поставляемого в комплекте с оборудованием инструмента.
3.21. Оборудование подземного транспорта должно комплектоваться специальными приспособлениями и инструментом для проведения технического обслуживания и ремонта.
4. Нормы безопасности на средства перевозки людей и грузов
4.1. Грузовые вагонетки (секции)
4.1.1. Конструкции всех типов вагонеток (секций) должны обеспечивать безопасную эксплуатацию их при углах наклона выработок от 0 до 35.
4.1.2. Кузов вагонетки (секции) должен изготавливаться из материала с повышенными износокоррозионностойкими характеристиками.
4.1.3. При расчете на прочность кузова и ходовой части вагонетки (секции) необходимо учитывать динамический характер нагрузки. Коэффициент динамичности следует принимать 1,3.
4.1.4. Конструкция вагонеток должна обеспечивать поперечную и продольную устойчивость ее при всех допустимых режимах эксплуатации.
4.1.5. Для постановки на рельсы вагонеток (секций) на кузове должны быть предусмотрены приливы, выступы или отверстия, обеспечивающие присоединение вагонетки (секции) к прицепным устройствам грузоподъемных средств (талей, лебедок и т. п.).
4.1.6. Вагонетки должны иметь подвагонный упор для обеспечения маневровых операций толкателями на погрузочных и разгрузочных пунктах.
4.1.7. Вагонетки с донной разгрузкой (секции) должны иметь устройства, обеспечивающие надежное закрывание и исключающие самопроизвольное открывание днищ. В открытом состоянии днища не должны опускаться ниже уровня головки рельса. Это требование не распространяется на вагонетки (секции) с разгрузкой на рольгангах.
4.1.8. Жесткая база и общая длина вагонеток должны обеспечивать вписывание их в горные выработки и кривые рельсовых путей с нормированными радиусами закруглений.
При этом величина отношения длины вагонетки к ее жесткой базе должна быть возможно минимальной.
4.1.9. Свободное вертикальное перемещение оси скатов в кронштейнах должно быть не менее 20 мм на вагонетках (секциях) для колеи 900 мм и не менее 15 мм на вагонетках (секциях) для колеи 600 мм.
4.1.10. Вагонетки (секции) вместимостью 2,0 м и более рекомендуется оборудовать амортизированной подвеской кузова.
4.1.11. Колёсные пары вагонеток (секций) должны оснащаться нерегулируемыми подшипниками.
4.1.12. Конструкция подшипникового узла должна исключать самопроизвольное снятие колес с осей при разрушении подшипника или других элементов колес.
4.1.13. Вновь создаваемые вагонетки (секции) не должны иметь индивидуальную подвеску колес.
4.1.14. Оси вагонеток (секций) должны подвергаться термической обработке.
4.1.15. Конструкция опорной тележки секционного поезда должна обеспечивать симметричную нагрузку на нее.
4.1.16. Вагонетки (секции) должны иметь амортизированные буферно-сцепные устройства, работающие на тягу и торможение.
4.1.17. Конструкция и размеры буферно-сцепных устройств должны обеспечивать зазор между наиболее выступающими частями кузовов двух соседних вагонеток при сжатом состоянии амортизатора не менее 300 мм, в том числе и на закруглениях рельсового пути.
4.1.18 Высота буферов должна исключать вползание буфера на буфер при любых положениях вагонеток (секций), в том числе и при сходе с рельсов.
4.1.19 Конструкция буферов должна исключать возможность входа части буфера одной вагонетки (секции) в проем другой при прохождении закруглений рельсового пути с нормируемыми радиусами.
Закругление рабочей грани буферов для всех типов вагонеток (секций) должны выполняться радиусом 300 мм с целью обеспечения плавного уменьшения зазора между вагонетками (секциями) в кривых рельсового пути.
4.1.20. При конструировании вагонеток (секций) предпочтение следует отдавать разработке жестких сцепных устройств с амортизатором.
4.1.21. Конструкция сцепного устройства должна обеспечивать возможность сцепления и расцепления вагонеток в промежуточных, и не менее чем в одном из крайних положений буферов. При этом должна исключаться необходимость нахождения человека в межвагонеточном пространстве или других представляющих опасность местах.
4.1.22. Сцепные устройства вагонеток (секций) в сцепленном и расцепленном состоянии не должны соприкасаться с элементами верхнего строения пути, а также допускать самопроизвольное расцепление.
4.1.23. Конструкция крюковых сцепных устройств должна обеспечивать возможность сцепления и расцепления вагонеток вручную с помощью специальных приспособлений.
4.1.24. Конструкция крюковых сцепных устройств должна исключать расцепление вагонеток в случае поворота их в вертикальной плоскости друг относительно друга не менее чем на 18 и обеспечивать вписывание вагонеток в горизонтальные кривые с минимальными нормативными радиусами закруглений рельсового пути.
4.1.25. Сцепные устройства вагонеток (секций) должны иметь не менее 6-кратного запаса прочности по отношению к расчетной статической нагрузке.
Каждая крюковая сцепка при изготовлении должна быть испытана на 4-кратную расчетную статическую нагрузку.
4.1.26. Конструкция автосцепки должна обеспечивать:
- возможность безопасного ее применения как в горизонтальных так и в наклонных выработках;
- прохождение без расцепления вагонеток на закруглениях с нормируемыми радиусами и при предельных разностях уровней осей вагонеток до 50 мм;
- возможность расцепления вагонетки специальными приспособлениями без нахождения человека в межвагонеточном пространстве;
- возможность визуального наблюдения состояния сцепленности и постоянную готовность к сцеплению после разведения вагонеток;