Нормативные документы Госгортехнадзора РФ РД 05-325-99 "Нормы безопасности на основное горнотранспортное оборудование для угольных шахт" (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 10 ноября 1999 г. N 83) стр. 3

- возможность прицепки к прицепному устройству тягового каната лебедки;
- возможность сцепления с вагонетками, имеющими крюковые сцепки;
- возможность прохождения перегибов рельсового пути в вертикальной плоскости с углами до 18;
- возврат корпуса автосцепки в исходное положение при отклонении его на 10 в вертикальной и на 20 в горизонтальной плоскостях, а также после разгрузки вагонетки в опрокидывателе;
- блокировку, исключающую в случае необходимости сцепление соударяющихся вагонеток.
4.1.27. Конструкция расцепного устройства должна обеспечивать расцепление автосцепки после одноразового кратковременного воздействия на механизм расцепления.
4.1.28. Жесткость пружины амортизатора автосцепки должна исключать ее полное сжатие (жесткий удар) при осевых динамических нагрузках до 70 кН.
4.1.29. Для обеспечения нормального режима разгрузки вагонеток в опрокидывателе ось вращения сцепок вагонеток с глухим кузовом должна совпадать с осью вращения опрокидывателя, а габаритная длина вагонетки по сцепкам должна быть равна или кратна длине опрокидывателя.
4.2. Пассажирские вагонетки для горизонтальных выработок
4.2.1. Габаритные размеры вагонеток должны обеспечивать вписывание их в сечение горных выработок, предназначенных для локомотивной откатки с соблюдением установленных "Правилами безопасности" зазоров.
Размеры консольных частей вагонетки должны исключать сход ее с рельсов в кривых рельсовых путей.
4.2.2. Кузов должен иметь вентиляционные отверстия, обеспечивающие естественную вентиляцию внутри вагонетки.
Входные проемы вагонеток должны оборудоваться сплошными дверями. Высота дверных проемов должна быть не менее 1000 мм, а ширина - не менее 700 мм. Конструкция дверей не должна увеличивать габариты вагонетки и уменьшать внутренний объем ее при закрытом положении дверей, а также исключать самопроизвольное открывание их при движении вагонетки. Открывание и закрывание дверей должно обеспечиваться как с внутренней, так и с наружной стороны вагонетки.
4.2.3. Конструкция кузова вагонетки должна обеспечивать возможность установки санитарных носилок с пострадавшим с каждой торцовой стороны и размещение по торцам вагонеток переносных сигнальных светильников.
4.2.4. Крыша вагонетки должна исключать попадание воды внутрь ее и надежно защищать людей от попадания кусков угля и породы. Крыша должна иметь надёжный электрический контакт с рельсами через кузов и ходовую часть.
4.2.5. Вагонетки должны иметь устройство для ограждения межвагонеточного пространства на высоте не менее 3/4 высоты вагонетки.
4.2.6. Размещение сидений внутри салона вагонетки, как правило, должно быть поперечным.
4.2.7. Коэффициент комфорта должен быть не менее 0,35 м/посадочное место.
4.2.8. Конструкция сидений должна обеспечивать удобное положение тела человека. Поверхность сидений и спинок должна быть из материала низкой теплопроводности.
4.2.9. Высота от пола до крыши внутри вагонетки должна быть не менее 1250 мм, при этом расстояние от сиденья до крыши должно быть не менее 935 мм.
4.2.10. Уровень шума внутри салона вагонетки не должен превышать значений, допускаемых санитарно-гигиеническими нормами по ГОСТ 12.1.003-83.
4.2.11. Конструкция ходовой части вагонеток должна обеспечивать устойчивое движение по неровностям пути и вписывание в кривые с минимальным радиусом закругления, регламентируемыми Правилами безопасности.
4.2.12. Ходовая часть вагонеток должна быть подрессоренной. Биение круга катания колеса не должно превышать 0,2 мм.
4.2.13. Ходовая часть вагонеток на колею 600 мм должна состоять из двух тележек. Суммарная жесткость амортизаторов одной тележки должна быть в пределах 2,8х104,0х10 Н/м.
Ходовая часть вагонеток на колею 900 мм может состоять из двух колесных пар (подвесок). Суммарная жесткость пружины одной подвески должна быть в пределах 4,0х106,0х10 Н/м.
4.2.14. Конструкция и размеры буферов вагонеток должны исключать соединение их между собой при соударении, а также обеспечивать вписывание вагонеток в кривые рельсового пути.
4.2.15. Вагонетки должны оборудоваться автоматическими или жесткими сцепками с амортизирующими устройствами, работающими на растяжение и сжатие.
Жесткость сцепного устройства должна быть не более 4,0х10 Н/м.
Запас прочности сцепок должен быть не менее 6 по отношению к максимальной расчетной статической нагрузке.
4.2.16. Конструкция сцепного устройства должна обеспечивать вписывание вагонеток в кривые рельсового пути с минимальными радиусами закруглений и исключать самопроизвольную расцепку их во время движения.
4.2.17. Вагонетка помимо основной должна оборудоваться дополнительной предохранительной звеньевой сцепкой.
Предохранительная сцепка должна рассчитываться на усилие не менее 30 кН и иметь запас прочности не менее 6 по отношению к максимальной расчетной статической нагрузке.
Размеры и конструкция предохранительной сцепки должны исключать волочение ее по шпалам во время движения вагонетки.
4.2.18. Вагонетки должны оборудоваться стояночным тормозом с ручным управлением. Орган управления тормозом может находиться снаружи вагонетки и в случае необходимости (рычажный тормоз) иметь устройство, фиксирующее его положение.
Конструкция тормоза должна исключать контактирование пар трения при оттормаживании.
Усилие, развиваемое тормозным устройством, должно обеспечивать удержание полностью загруженных вагонеток на рельсовых путях с уклоном до 0,050, а также затормаживание их при движении на ползучей скорости.
4.2.19. Вагонетки должны быть оборудованы устройствами для подачи сигнала машинисту электровоза с любого пассажирского места в составе.
4.2.20. У пассажирских вагонеток, включаемых в грузовые составы и предназначенных для перевозки людей, сопровождающих составы с материалами и оборудованием, а также для перевозки людей в течение смены допускаются:
- открытые дверные проемы высотой не менее 900 мм, ограждаемые цепями;
- крюковые невращающиеся подпружиненные сцепки;
- отсутствие стояночного тормоза с заменой его тормозным башмаком, входящим в состав вагонетки;
- подрессоренная подвеска кузова с использованием колесных пар.
4.3. Пассажирские вагонетки и секции пассажирских секционных поездов для наклонных выработок
4.3.1. Крыша вагонетки (секции) должна исключать попадание воды внутрь вагонетки (секции) и надёжно защищать людей от попадания кусков угля и породы. При расчёте крыши вагонеток (секций), а также верхней торцовой стенки кузова вагонеток, предназначенных для углов наклона выработок свыше 50 необходимо учитывать динамический характер нагрузки от падения кусков угля и породы.
4.3.2. Входные проемы должны иметь закрываемые на время движения ограждения, а со стороны, противоположной посадке, проемы должны оборудоваться глухими ограждениями.
4.3.3. Конструкция ограждений должна исключать самопроизвольное соскакивание их при движении вагонеток (секций).
4.3.4. Конструкция кузова должна предусматривать:
- возможность установки санитарных носилок с пострадавшим в секциях и вагонетках для углов наклона до 50;
- смотровые проемы в торцовых стенках секций перед сиденьем горнорабочего (кондуктора), а также в головных вагонетках для углов наклона до 50 на передней и задней торцовых стенках, а в прицепных вагонетках для этих углов наклона - на передней торцовой стенке (по ходу движения вниз);
- отверстия (проемы), закрытые красными светофильтрами из органического стекла толщиной не менее 4 мм для использования в качестве сигнала шахтных светильников;