Нормативные документы Госгортехнадзора России
Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельности в угольной промышленности РД 05-324-99 "Инструкция по безопасной эксплуатации рельсовых напочвенных дорог в угольных шахтах" (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 10 ноября 1999 г. N 83)
Срок введения в действие с 1 ноября 2000 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция распространяется на грузовые и грузолюдские (людские) рельсовые напочвенные дороги с канатным замкнутым тяговым органом, предназначенные для перевозки материалов, оборудования и людей платформами, вагонетками и другими колесными средствами по горизонтальным и наклонным подземным выработкам, в том числе искривленным в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Максимальный угол наклона трассы дороги определяется устойчивостью к опрокидыванию колесных средств, конструкцией направляющих для колес (одноголовый рельс или рельс таврового профиля), тяговой характеристикой привода, параметрами тормозной (парашютной) системы состава и другими факторами и должен указываться в технической документации на конкретный тип дороги.
Тормозная система состава дороги может быть рассредоточенной (расположенной на 2 и более тормозных тележках) или сосредоточенной (одна тормозная тележка в составе дороги). Тормозная система может устанавливаться изготовителем дороги на специальные тормозные тележки, буксировочные, грузонесущие и пассажирские тележки (вагонетки).
1.2. Эксплуатация дорог должна осуществляться в соответствии с положениями Правил безопасности в угольных шахтах, Правил технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт, настоящей Инструкции и эксплуатационной документации.
1.3. Рельсовые напочвенные дороги могут применяться в шахтах при наличии соответствующего разрешения Госгортехнадзора России.
Право выдачи сертификатов на напочвенные дороги имеют аккредитованные в установленном порядке органы сертификации, в область аккредитации которых входит это оборудование.
1.4. Исключен.
1.5. Перед вводом в эксплуатацию каждая напочвенная дорога должны быть обкатана и испытана в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
Прием в эксплуатацию напочвенной дороги оформляется актом комиссии, назначенной директором шахты. В состав комиссии должны включаться (по согласованию) представители территориальных органов Госгортехнадзора России и технической инспекции профсоюза.
1.6. Требования настоящей Инструкции являются обязательными для:
- субъектов предпринимательской деятельности и организаций (независимо от организационно-правовой формы), включая иностранных физических и юридических лиц, разрабатывающих, модернизирующих, изготавливающих, реализующих и использующих рельсовые напочвенные дороги, предназначенные для применения в угольных шахтах;
- органов по сертификации и испытательных лабораторий, в область аккредитации которых входит горнотранспортное оборудование.
2. Оборудование горных выработок
2.1. Оборудование горных выработок напочвенными дорогами должно производиться по проекту, утверждённому главным инженером шахты и выполненному в соответствии с требованиями Правил безопасности и настоящей Инструкции в объеме, указанном в приложении.
2.2. Горнотехнические условия применения напочвенных дорог должны выбираться в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
2.3. Напочвенные дороги могут располагаться в отдельных выработках или в выработках с конвейерами.
В отдельных случаях по согласованию с территориальными органами Госгортехнадзора России допускается параллельная установка в одной выработке двух напочвенных дорог. Параллельная установка дорог разрешается только в выработках с уклоном до 0,050.
Требования настоящего пункта не распространяются на узлы сопряжений и пересечений напочвенных дорог друг с другом или другими средствами транспорта, а также на перегрузочные пункты.
2.4. Зазоры в выработках, оборудованных напочвенными дорогами, должны приниматься в соответствии с требованиями Правил безопасности для рельсового транспорта. При этом проходы для людей в конвейеризированных выработках должны устраиваться между подвижным составом и крепью выработки.
Запрещается располагать тяговый канат в проходах, предназначенных для передвижения людей.
В оборудованных напочвенными дорогами конвейеризированных выработках допускается местное уменьшение зазоров между наиболее выступающими кромками габаритов подвижного состава дороги и конвейера до 0,25 м в местах перегрузки горной массы с конвейера на конвейер, расположения промежуточных приводов и площадок посадки и схода людей (на грузолюдских конвейерах). Указанные места должны ограждаться предупреждающими знаками.
2.5. На двухпутных участках выработок, а также при оборудовании перегрузочных пунктов в узлах сопряжения напочвенных дорог между собой или с другими средствами транспорта, проходы для людей должны устраиваться с обеих сторон выработки.
2.6. В выработках, имеющих местный уклон пути более 0,005 протяженностью более двух длин состава, должны применяться дороги, оснащенные тормозной системой.
В выработках со знакопеременным профилем, имеющих участки с обратным уклоном более 0,005 протяженностью более двух длин состава, должны применяться дороги, оснащенные тормозной парашютной системой двустороннего действия.
2.7. При наличии в составе напочвенной дороги прицепной части, располагаемой ниже тормозной системы, выработки с уклоном пути более 0,005 должны быть оборудованы средствами безопасности, предусматриваемыми при концевой откатке по наклонным выработкам.
2.8. Места установки приводной станции и натяжного устройства должны быть ограждены.
2.9. В местах посадки людей на подвижной состав грузолюдских дорог должны устраиваться посадочные площадки с проходом шириной не менее 1 м со стороны посадки.
Для посадочных площадок, периодически переносимых в процессе эксплуатации, допускается уменьшение ширины прохода до 0,7 м.
Посадочные площадки должны оборудоваться настилом. Длина настила должна быть не менее длины пассажирской части состава.
2.10. Посадочные площадки и выработки, оборудованные грузолюдскими и людскими напочвенными дорогами, должны быть освещены в соответствии с нормами ПТЭ.
2.11. Стационарные посадочные площадки, приемо-отправительные площадки и приводные станции дорог должны оборудоваться переговорной связью и звуковой предупредительной сигнализацией о пуске дороги.
2.12. Тип рельсов и способ настилки рельсовых путей в выработке, оснащенной напочвенной дорогой, должны соответствовать типу парашютной системы напочвенной дороги.
2.13. Конструкция рельсового пути должна исключать смещение рельсов вниз и увеличение стыковых зазоров при установке дороги в наклонной выработке, в том числе при срабатывании парашютов.
2.14. Конструкция стрелочного перевода для напочвенных дорог должна исключать повреждение тягового каната.
2.15. В конвейеризированных выработках запрещается устройство приемно-отправительных площадок для грузов, не связанных с обслуживанием этих выработок (ремонт, проходка), и размещенного в них оборудования.
2.16. В выработках вдоль трассы дороги должна быть проложена линия экстренной остановки привода дороги.
3. Перевозка людей и грузов
3.1. К управлению напочвенной дорогой допускаются лица, прошедшие специальное обучение, имеющие удостоверение на право управления дорогой и назначенные приказом по шахте.
3.2. Перевозка пассажиров и лиц, управляющих дорогой или сопровождающих груз, должна осуществляться пассажирскими тележками (вагонетками). Допускается осуществлять перевозку людей грузовыми тележками со съемными пассажирскими кабинами, буксировочными и тормозными тележками со стационарными или съемными пассажирскими кабинами. Количество, расположение в составе дороги средств для перевозки людей, способ установки съемных кабин определяются конструкцией дороги, эксплуатационной документацией и проектом установки дороги.
3.3. Управлять напочвенной дорогой разрешается из состава или с привода по сигналам из состава. При этом лицо, управляющее дорогой или подающее сигналы из состава, должно находиться в передней части первой по ходу движения пассажирской кабины.
Допускается управлять грузовой дорогой с привода по сигналам с конечных пунктов откатки.
3.4. При работе грузовой или грузолюдской дороги в режиме перевозки грузов кроме лица, управляющего дорогой, в составе должно находиться не более двух человек, сопровождающих груз.
3.5. Допускается перевозка ручного инструмента в пассажирских кабинах. При этом инструмент не должен выступать за габариты кабины.
3.6. Перевозка людей и грузов напочвенными дорогами в конвейеризированных выработках во время работы конвейера допускается при углах наклона выработки не более 10°. При условии оборудования конвейера ловителями ленты или устройствами контроля целостности тросов (для резинотросовых лент) допускается перевозка грузов при работающем конвейере в выработках с углом наклона до 18°.
Во всех остальных случаях одновременная работа дороги и конвейера не допускается. При этом должна предусматриваться блокировка, предотвращающая возможность такой работы.