Нормативные документы Госгортехнадзора России стр. 2

3.7. При перевозке людей конвейером, а также при обслуживании и ремонте конвейера находящаяся рядом с ним напочвенная дорога должна быть остановлена, а линия управления ею - заблокирована.
3.8. Формирование составов напочвенных дорог должно производиться в соответствии с эксплуатационной документацией с принятием мер безопасности против случайного скатывания грузовых вагонеток (платформ) в наклонную часть выработки.
Состав напочвенной дороги должен быть сформирован таким образом, чтобы человек, управляющий дорогой, всегда находился лицом по направлению движения.
Напочвенная дорога должна иметь постоянную часть состава (тормозные, буксировочные, грузовые и пассажирские тележки), на подвергаемую расформированию в процессе эксплуатации.
Разрешается к постоянной части состава дороги прицеплять грузовые вагонетки и платформы. При этом рельсовый путь дороги должен быть идентичен (тип рельсов, ширина колеи) пути примыкающих выработок, а общая масса состава с учетом массы постоянной части не должна превышать тяговых параметров привода дороги.
При формировании постоянной части состава грузовые и пассажирские единицы должны располагаться, как правило, между тормозными тележками (единицами состава с парашютной системой). Разрешается формирование постоянного состава дороги с одной тормозной тележкой (единицей состава с парашютной системой) при выполнении следующих требований:
- в выработках с односторонним уклоном пассажирские и грузовые единицы состава должны располагаться выше тормозной тележки;
- в выработках со знакопеременным профилем пассажирские и грузовые единицы состава должны соединяться между собой и тормозной (буксировочной) тележкой не менее чем двумя соединительными элементами (сцепки, контрсцепки) заводского изготовления. Нормативный срок службы соединительных элементов - 5 лет.
Прицепная часть состава должна сцепляться с тормозной или буксировочной тележкой постоянной части состава. В выработках с односторонним уклоном при расположении прицепной части состава ниже тормозной тележки и в выработках со знакопеременным профилем прицепная часть состава должна оборудоваться средствами, препятствующими скатыванию вагонеток при обрыве или самопроизвольном рассоединении их сцепок (предохранительные канаты, съемные ловители вагонеток).
3.9. На посадочных площадках грузолюдских дорог должны быть вывешены объявления с указанием кода применяемых сигналов, общего количества посадочных мест в составе, фамилии и должности лица, ответственного за перевозку людей.
Перед входами в выработки с дорогами должны устанавливаться транспаранты с надписью "напочвенная дорога.
3.10. Выработки и подвижной состав напочвенных дорог должны быть оснащены средствами сигнализации и знаками безопасности в соответствии с Едиными требованиями к сигналам и знакам в подземных выработках и на шахтном транспорте угольных и сланцевых шахт. При расположении прицепной части в голове состава на торцевой части первой по ходу вагонетки должен навешиваться переносной (головной) светильник. Рабочее место лица, управляющего дорогой, должно быть оборудовано звуковым электрическим сигнализатором или механическим сигнализатором ударного действия.
3.11. Запрещается:
- перевозить людей в составе с грузом, за исключением лиц, управляющих дорогой и сопровождающих груз;
- управлять дорогой другим лицам, кроме указанных в п. 3.1 настоящей Инструкции;
- езда людей на грузовых тележках (вагонетках);
- эксплуатировать напочвенные дороги в выработках с неисправной крепью и при отсутствии требуемых зазоров по сечению выработки, а также при неисправности пути, подвижного состава, тормозных систем, аппаратуры управления и сигнализации и средств связи;
- перевозить крупногабаритное оборудование без участия лица технического надзора;
- прицеплять платформы с длинномерными материалами или с крупногабаритным оборудованием непосредственно за или перед кабиной, в которой находятся люди;
- передвижение людей по наклонной выработке во время работы напочвенной дороги.

4. Механизмы и устройства напочвенных дорог

4.1. На грузолюдских напочвенных дорогах в качестве тяговых должны применяться круглопрядные грузолюдские канаты диаметром не менее 15 мм с проволокой не ниже марки "В" (ГОСТ 2688-80; ГОСТ 7665), изготовленные из оцинкованной проволоки по группе "Ж".
На грузовых дорогах допускается использование канатов из светлой проволоки и канатов из проволоки марки I.
Разрешается применение других канатов, допущенных Госгортехнадзором России к применению на напочвенных дорогах.
4.2. Тяговые канаты грузолюдских напочвенных дорог должны иметь при навеске запас прочности не ниже:
6-кратного в режиме перевозки людей;
5-кратного в режиме перевозки грузов.
Запас прочности канатов грузовых напочвенных дорог должен быть не менее 5-кратного.
Запас прочности каната определяется относительно статической нагрузки, рассчитанной по формулам:
для нижнего расположения привода
, кгс;
для верхнего расположения привода
, кгс,
где: Q - максимальный вес грузового (пассажирского) состава, кгс;
- наибольший угол наклона выработки, град;
- средневзвешенный угол наклона, град;
L - длина одной ветви тягового каната (длина дороги), м;
q - погонный вес каната, кгс/м;
Q - вес натяжного груза в сбегающей со шкива ветви каната, кгс;
0,02 - коэффициент сопротивления движению состава;
0,3 - коэффициент сопротивления перемещению каната;
0,1 и 0,2 - коэффициенты, учитывающие сопротивление вращению блоков и роликов на трассе дороги, кгс/м.
4.3. Счалка канатов должна производиться в соответствии с Инструкцией по эксплуатации стальных канатов в угольной и сланцевой промышленности. Допустимое число счалок (n) по длине тягового каната определяется (с округлением до ближайшего большего целого числа) выражением
,
где L - длина тягового каната, м;
L - > 600 м - емкость аккумулирующего устройства для запаса каната (канатоемкость барабана приводной тележки).
Расстояние между счалками должно быть не менее трех длин счалок.
4.4. Для ориентирования тягового каната по трассе должны применяться поддерживающие и направляющие устройства, расстояние между которыми определяется эксплуатационной документацией и проектом установки дороги в горной выработке. При этом угол перегиба каната на блоках и роликах# поддерживающих и направляющих устройств не должен превышать 6°.
Направляющие и поддерживающие устройства должны быть выполнены так, чтобы при работе дороги исключалась возможность выпадения тягового каната, выхода его за установленные проектом габариты и соприкосновения с элементами конструкции дороги, расположенными в выработке, оборудованием или крепью выработок.
4.5. Приводная станция напочвенной дороги должна быть оборудована двумя тормозами: рабочим и предохранительным.