Нормативные документы Госгортехнадзора России стр. 3

Предохранительный тормоз должен быть колодочного или дискового типа, иметь грузовой или пружинный привод и воздействовать на канатоведущий (приводной) шкив. На грузовых дорогах в качестве предохранительного допускается применение ленточного тормоза с грузовым или пружинным приводом.
В приводных станциях с гидрообъемной передачей роль рабочего тормоза может выполнять гидропередача.
Отношение величины момента, развиваемого предохранительным тормозом, к статическому моменту должно быть не менее указанного в таблице.
Угол наклона, град
До 15
20
25
1,8
2,0
2,6
Для выработок с переменным углом наклона величина тормозного момента устанавливается по наибольшему углу наклона выработки.
Значения кратности тормозного момента для промежуточных углов наклона, не указанных в таблице, определяются путем линейной интерполяции.
Замедление, как при рабочем, так и при предохранительном торможении, не должно превышать величины, обусловленной возможностью проскальзывания каната по шкиву.
4.6. Наибольшая рабочая скорость напочвенных дорог не должна превышать 1,0 м/с, если привод не обеспечивает плавного регулирования скорости.
4.7. Натяжение тягового каната должно осуществляться устройствами, обеспечивающими постоянную величину его натяжения.
4.8. Средства крепления приводной станции, натяжного устройства и концевого блока должны обеспечивать их надежное удержание от сдвига, опрокидывания и разворота, иметь не менее чем 6-кратный запас прочности по отношению к расчетной максимальной статической нагрузке и соответствовать технической документации на дорогу.
4.9. Парашютная система напочвенных дорог должна включаться автоматически при превышении допустимой скорости движения не более, чем на 25% и вручную с мест расположения в составе лиц, управляющих дорогой.
На грузовых дорогах, имеющих рабочую скорость не более 1 м/с, допускается производить включение парашютов при скорости 2 м/с.
Остановка состава парашютами должна происходить на пути не более 10 м.
4.10. Для управления напочвенными дорогами и сигнализации должна использоваться специально предназначенная аппаратура заводского изготовления.
Аппаратура управления должна обеспечивать:
- дистанционное управление приводом дороги кондуктором из состава с любой точки трассы;
- местное управление приводом дороги с места установки приводной станции по сигналам кондуктора;
- экстренную остановку привода любым лицом с трассы дороги и с поста местного управления, с выключением привода и наложением тормозов;
- возможность подачи кодовых сигналов с любой точки трассы;
- автоматическую остановку привода при проезде составом конечных пунктов откатки, опускании натяжного груза ниже допустимого уровня, превышении скорости тягового каната на 25% от номинальной, снижении скорости (пробуксовке) тягового каната относительно приводного шкива на 25%, неисправности цепей управления или цепей экстренной остановки, срабатывании тормозных устройств.
4.11. Требование о контроле превышения скорости распространяется только на максимальное значение рабочей паспортной скорости дороги.
4.12. Аппаратура управления должна исключать возможность:
- одновременного дистанционного и местного управления приводом дороги:
- пуска привода дороги без подачи предпускового предупредительного сигнала:
- повторного пуска привода при срабатывании защиты от снижения (пробуксовки) или превышения скорости каната;
- повторного пуска привода до тех пор, пока не будет снят сигнал "стоп" с места остановки дороги при экстренном отключении;
- повторного пуска привода в сторону переподъема при наезде состава на концевой выключатель в конечных пунктах откатки.

5. Надзор и контроль

5.1. Обслуживающий персонал должен ежесменно перед началом работы осматривать подвижной состав, приводную станцию, натяжное устройство, сцепные и сигнальные устройства, а парашютные устройства опробоваться включением вручную.
Выработка, привод, парашютные устройства и электрооборудование не реже одного раза в сутки должны осматриваться ответственным лицом, назначенным приказом по шахте.
Контроль состояния оборудования напочвенной дороги должен осуществляться еженедельно механиком участка, в ведении которого находится дорога, а грузолюдской - также ежеквартально главным (старшим) механиком шахты или назначенным им лицом из числа ИТР.
Результаты осмотра заносятся в Книгу осмотра подъемной установки, форма которой имеется в Правилах безопасности угольных шахт (п. 1, 2, 4, 12, 15, 16).
5.2. На дорогах, установленных в выработках с углами наклона более 5°, ежемесячно под руководством механика участка должны производиться испытания ограничителей скорости парашютных устройств.
5.3. Парашютные устройства дорог должны испытываться не реже одного раза в шесть месяцев в соответствии с требованиями эксплуатационной документации под руководством главного (старшего) механика шахты.
Результаты испытаний должны заноситься в Книгу осмотра подъемной установки.
5.4. Тяговые канаты напочвенных дорог должны быть испытаны перед навеской согласно требованиям Правил безопасности. Канат должен браковаться, если в нем при испытании по проволокам суммарная площадь поперечного сечения проволок, не выдержавших испытания на перегиб и разрыв, составляет 6%.
5.5. В процессе эксплуатации тяговые канаты должны испытываться повторно через каждые шесть месяцев. Если суммарная площадь поперечных сечений проволок, не выдержавших испытаний на перегиб и разрыв, достигает 25% общей площади поперечного сечения всех проволок каната, канат должен быть снят.
На повторные испытания представляется рабочий участок тягового каната, примыкающий к месту его закрепления на раме буксировочной тележки.
При предоставлении на испытания канатов грузолюдских дорог в заявлении должны указываться два значения нагрузки: в режиме перевозки людей и в режиме перевозки грузов.
5.6. Осмотр тягового каната должен производиться ежесуточно специально назначенным и обученным лицом.
Еженедельный осмотр каната производится механиком участка.
Не реже одного раза в шесть месяцев осмотр каната должен производиться с участием главного (старшего) механика шахты.
Осмотр канатов должен производиться по всей длине при скорости не более 0,3 м/с. Для дорог длиной более 500 м допускается производить осмотр каната поэтапно в течение нескольких смен, не превышая установленной периодичности.
Осмотр канатов на грузовых дорогах, не имеющих специальной смотровой скорости до 0,3 м/с и установленных в выработках с углом наклона менее 10°, допускается производить при остановленном канате путем его обхода.
Допускается также производить ежесуточный осмотр каната, у которого число оборванных проволок не превышает 2% от общего числа проволок на длине шага свивки, при скорости движения до 1 м/с.
Результаты осмотров должны заноситься в Книгу осмотра подъемных канатов и их расхода, форма которой имеется в Правилах безопасности.
5.7. Запрещается эксплуатация канатов:
а) при наличии порванных, выпученных или запавших прядей, узлов, "жучков" и других повреждений;
б) если на каком-либо участке, равном шагу свивки, число оборванных проволок достигает 5% от общего числа в канате;
в) при утонении более чем на 10% от номинального диаметра.