Нормативные документы Госгортехнадзора РФ РД 05-325-99 "Нормы безопасности на основное горнотранспортное оборудование для угольных шахт" (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 10 ноября 1999 г. N 83) стр. 5

4.4.6. Остальные требования к ходовой части и буферно-сцепным устройствам средств доставки должны отвечать требованиям, предъявляемым к грузовым вагонеткам.

5. Нормы безопасности на шахтные локомотивы

5.1. Общие требования
5.1.1. Габаритные размеры локомотивов должны обеспечивать их вписывание в типовые сечения горных выработок, предназначенных для откатки локомотивами, с соблюдением зазоров, установленных "Правилами безопасности в угольных шахтах".
5.1.2. Конструкция локомотивов должна позволять устанавливать на нем автоматическую и штыревую сцепки.
5.1.3. Локомотивы должны оборудоваться амортизирующими буферно-сцепными устройствами с вылетом буфера не менее 150 мм в сжатом его состоянии.
5.1.4. На локомотивах должны быть предусмотрены защищенные от капежа места для установки аппаратуры связи машиниста электровоза с диспетчером, аппаратуры управления стрелочными переводами, а также должна быть предусмотрена возможность подключения указанной аппаратуры к источнику питания.
На взрывозащищенных аккумуляторных электровозах должно быть предусмотрено место для установки переносного прибора контроля содержания метана. Эти электровозы должны оборудоваться также прибором контроля водорода.
Допускается на локомотивах сцепным весом до 70 кН не предусматривать место для установки аппаратуры связи машиниста с диспетчером.
5.1.5. Клиренс локомотива должен быть не менее 70 мм.
5.1.6. Локомотивы должны оборудоваться песочницами, рассчитанными на подачу песка влажностью до 7%. Привод песочницы должен обеспечивать регулируемую подачу песка.
Для привода песочниц рекомендуется использовать ножную педаль.
5.1.7. Локомотивы должны оборудоваться звуковым двухтональным сигнализатором, а также сигнализатором ударного действия. Для локомотивов сцепным весом до 70 кН допускается применение только механического сигнализатора ударного действия.
5.1.8. Локомотивы должны оборудоваться скоростемерами, имеющими цену деления 1 км/ч.
Допускается не устанавливать скоростемер на локомотивах, оснащенных следящей системой стабилизации скорости. Задающее устройство этой системы должно иметь параметры и оцифровку установок скорости, аналогичную скоростемеру.
5.1.9. Двухсекционные локомотивы должны иметь управление движением обеих секций как в режиме тяги, так и в режиме торможения из кабины каждой секции и иметь блокировку, исключающую возможность одновременного включения локомотива из обеих кабин.
5.1.10. Локомотивы должны иметь места для установки средств пожаротушения (огнетушителей по числу кабин), а также для размещения сцепок для прицепки вагонеток и платформ, домкратов или самоставов, тормозных башмаков и приспособлений для сцепки-расцепки вагонеток. Указанные изделия должны поставляться комплектно с локомотивом.
5.1.11. Конструкция локомотива должна обеспечивать:
- невозможность включения тяговых двигателей остановленного локомотива машинистом, находящимся вне кабины;
- отключение двигателей и наложение тормозов при выходе машиниста из кабины движущегося электровоза.
5.1.12. Подаче напряжения на тяговые двигатели электровоза от системы управления должна предшествовать предварительная подготовка электрической схемы (в силовых или вторичных цепях), выполняемая с помощью специального ключа заводского изготовления. При этом должна исключаться возможность применения для этой цели любых посторонних предметов.
На локомотивах других типов также должны быть устройства, не допускающие управления ими посторонними лицами.
5.1.13. Конструкция локомотивов с дизельным приводом должна также удовлетворять требованиям "Норм безопасности на транспортные машины с дизельным приводом для угольных шахт".
5.1.14. Срок службы механической защиты кабелей должен быть не менее срока службы электровоза.
5.1.15. Конструкция скоростемера должна быть рассчитана на эксплуатацию в течение срока службы локомотива.
5.1.16. Подверженные воздействию агрессивной среды детали крепления узлов, требующих в ходе эксплуатации периодической регулировки, рекомендуется изготавливать из коррозионно-устойчивых материалов.
5.2. Требования к кабинам локомотивов
5.2.1. Локомотивы сцепным весом 70 кН и более должны оборудоваться двумя концевыми или одной центрально расположенной кабиной, имеющими выход на обе стороны шириной не менее 600 мм, крышу и закрытый прозрачным материалом, не дающим при повреждении острых осколков, лобовой проем. При открывании дверей габариты электровоза не должны увеличиваться.
Конструкция кабин локомотивов должна быть такой, чтобы непросматриваемая машинистом зона по ходу движения не превышала 1,5 м для двухкабинных электровозов, 18 м - для локомотивов с одной концевой кабиной, 15 м - для локомотивов с центрально расположенной кабиной.
5.2.2. Аппаратура управления, защиты и контроля в кабине локомотива не
должна затруднять машинисту управление машиной и мешать посадке или выходу его из кабины через любой из дверных проемов.
5.2.3. Локомотивы, оборудованные двумя кабинами, должны иметь зеркало заднего обзора и устройство управления им.
5.2.4. Сиденье машиниста должно регулироваться по высоте и покрываться виброгасящим материалом с низкой теплопроводностью. Площадь сиденья должна быть не менее 0,15 м.
5.2.5. Конструкция кабин должна обеспечивать:
- установку сиденья машиниста по направлению движения. При наличии одной кабины допускается другое его расположение;
- установку второго сиденья в кабинах шириной более 1050 мм.
5.2.6. Элементы кабины, связанные с буфером электровоза, должны рассчитываться на знакопеременные нагрузки, передаваемые на них буферно-сцепными устройствами.
5.3. Требования к тормозным системам локомотивов
5.3.1. Тормозная система локомотивов должна обеспечивать три вида торможения:
- стояночное торможение, обеспечивающее длительное удержание поезда расчетного веса на уклоне 0,050 при коэффициенте сцепления колес с рельсами 0,17;
- служебное (рабочее) торможение, обеспечивающее регулирование и снижение скорости поезда вплоть до остановки;
- экстренное торможение, обеспечивающее остановку поезда на пути, регламентированном "Правилами безопасности+".
5.3.2. При расчёте элементов тормозной системы на прочность отношение максимальной тормозной силы к массе локомотива должно приниматься 0,3.
5.3.3. При наличии на колодочном тормозе двух приводов должно обеспечиваться независимое их включение.
5.3.4. Для стояночного торможения должны использоваться колодочные тормоза нормально-замкнутого типа или с ручным фиксируемым приводом.
Для служебного (рабочего) торможения электровозов должно применяться электродинамическое торможение в сочетании с колодочным тормозом. Колодочный тормоз при этом должен применяться для дотормаживания и остановки поезда.
При динамическом торможении должно обеспечиваться снижение скорости до 2,5 км/ч и менее.
Для экстренного торможения должен использоваться колодочный (дисковый) тормоз, обеспечивающий экстренное торможение самостоятельно.
5.3.5. Электровозы, предназначенные для работы на завышенных профилях пути, кроме перечисленных тормозных систем, должны оборудоваться дополнительными тормозными средствами, в качестве которых могут использоваться магниторельсовые тормоза или рассредоточенная по длине состава тормозная система. В этом случае режим экстренного торможения должен рассчитываться с учетом действия как колодочного тормоза так и дополнительных тормозных средств.
5.3.6. Время срабатывания тормозной системы в экстренном режиме торможения не должно превышать 2 с. Время срабатывания тормозной системы считается от момента воздействия машинистом локомотива на органы управления тормозом до момента достижения расчетной тормозной силы, создаваемой тормозной системой.