5.3.7. Электровозы с тиристорной системой управления должны быть оснащены рукояткой (педалью) бдительности, обеспечивающей автоматическое отключение привода при прекращении воздействия на рукоятку (педаль) машиниста.
5.3.8. Конструкция и компоновка механического тормоза не должна допускать:
самопроизвольное разрегулирование тормоза (самораскручивание форкопфа от вибрации;
боковое смещение колодок от нормального положения по отношению к бандажу колеса;
деформацию или поломку деталей тормоза при сходе электровоза с рельсов.
5.4. Требования к электрическому оборудованию электровозов
5.4.1. Все электрооборудование электровозов в исполнении РП и РВ должно изготавливаться в соответствии с действующими нормативно-техническими документами на рудничное взрывозащищенное электрооборудование, а электровоз в исполнении РН - на рудничное электрооборудование в исполнении РН.
Вновь создаваемые электровозы в исполнении РВ должны иметь автоматическую газовую защиту.
5.4.2. Конструкция батарейных ящиков и аккумуляторных батарей должны отвечать требованиям действующей нормативно-технической документации, а также выдержать испытания, предусмотренные РТМ "Оборудование электротехническое взрывозащищенное и рудничное. Методы испытаний" (ОАА.638.013-71).
По согласованию с испытательной организацией допускается иметь в отсеке напряжение выше 40 В, если приняты дополнительные меры по обеспечению высокого сопротивления изоляции аккумуляторных батарей относительно корпуса батарейного ящика. Схема расстановки аккумуляторов должна быть такой, чтобы исключалась возможность прикосновения человека к полюсам схемы с напряжением более 40 вольт.
Для изоляции аккумуляторной батареи от корпуса батарейного ящика могут быть использованы съемные изоляционные щиты и решетчатые поддоны, обеспечивающие максимальный сток электролита из батарейного ящика.
5.4.3. Крышка батарейного ящика должна иметь надежное крепление и открываться с помощью ключа управления электровозом.
5.4.4. На батарейном ящике должен быть предусмотрен наружный заземляющий зажим для заземления ящика во время заряда батареи.
5.4.5. Батарейные ящики должны изготавливаться с учетом возможности снятия их с электровоза на зарядный стол и обратно кранбалкой, а электровозы (секция) сцепным весом до 50 кН должны оборудоваться (по специальным заказам потребителей) приспособлениями для механического скатывания батарейных ящиков с электровоза на зарядный стол и обратно.
5.4.6. Батарейный ящик должен надежно фиксироваться и закрепляться на раме электровоза. Недопустимы продольные, поперечные и вертикальные смещения ящика относительно рамы в любом режиме работы электровоза, а также при сходе его с рельсов и при спуске или подъеме электровоза по наклонной выработке до 30.
5.4.7. Аккумуляторный электровоз должен комплектоваться устройством для контроля степени заряженности (разряженности) аккумуляторных батарей и контроля состояния изоляции.
5.4.8. Соединение аккумуляторов в батарею должно выполняться с помощью гибких изолированных перемычек. Последние не должны нести механической нагрузки.
5.4.9. На контактных электровозах должно быть предусмотрено место для размещения заградительных устройств защиты от утечек тока. В электрической схеме электровоза должны предусматриваться зажимы для включения заградительных устройств в цепь токоприемника и в цепь "минуса".
5.4.10. Металлические части токоприемника, не находящиеся под напряжением, должны иметь электрический контакт с корпусом электровоза.
5.4.11. В конструкции токоприемника контактных электровозов должны быть предусмотрены технические решения, обеспечивающие снижение искрообразования при токосъеме.
5.4.12. Токоприемник должен управляться дистанционно из кабины электровоза.
5.4.13. Контактный электровоз должен быть оборудован блокировкой, предотвращающей подачу напряжения на электровоз при подъеме токоприемника, если контроллер не находится в нулевом положении.
5.5. Требования к освещению локомотивов
5.5.1. Каждый электровоз должен оборудоваться системой освещения с фарами белого и красного света. Допускается совмещение в одной фаре белого и красного света.
Система освещения должна обеспечивать:
- переключение ламп белого света на ближний и дальний свет;
- уровень освещенности в неосвещенной выработке на расстоянии 40 м при включении основного (дальнего) света не менее 2 лк;
- включение фары красного света.
5.5.2. Фары должны иметь регулировку направления света фар.
5.5.3. Лампы белого и красного света должны питаться стабилизированным напряжением. Схема и конструкция системы освещения должны допускать питание ламп через гасящий резистор.
6. Нормы безопасности на грузовые ленточные конвейеры
6.1. Конструкция ограждений вращающихся частей приводных, натяжных и концевых станций не должна вызывать необходимость снимать их при уборке штыба и просыпей.
6.2. Конструкция конвейера должна предусматривать защиту привода от перегрузки гидромуфтами или другими защитными устройствами.
6.3. Гидромуфты должны быть защищены прочными стальными кожухами, исключающими возможность соударения их с посторонними предметами и выброса рабочей жидкости за пределы кожуха. Кожух должен иметь специальные закрывающиеся окна для осмотра и обслуживания гидромуфты.
6.4. Корпус гидромуфты должен быть изготовлен из материалов, не опасных в отношении искр от трения и соударения, а также накопления зарядов статического электричества.
6.5. В гидромуфтах должны применяться негорючие нетоксичные рабочие жидкости.
6.6. Гидромуфты должны иметь защиту от перегрева рабочей жидкости (более 130) и превышения гидравлического давления в рабочем объеме (более 1,5 МПа).
6.7. Все ленточные конвейеры должны оснащаться тормозами, предназначенными для сокращения выбега конвейеров при оперативных и экстренных (аварийных) остановках.
6.8. На конвейерах со средним углом наклона более 6 должно быть предусмотрено стопорение их приводов тормозами, указанными в п. 6.7, или специальными остановами. Стопорный момент должен быть не менее двухкратного значения статического момента, создаваемого транспортируемым грузом.
6.9. Конструкция тормозных устройств и остановов должна исключать контактирование пар трения (зацепления) после оттормаживания конвейера.
6.10. Запас прочности деталей тормозов и остановов должен быть не менее трехкратного значения по отношению к пределу текучести материала.
6.11. Материал фрикционных накладок тормозных колодок должен иметь твердость по Бринелю не более 250 Н/см и не должен содержать включений, способных образовывать искрение при трении.
6.12. Основные параметры фрикционных элементов тормозов рекомендуется выбирать в соответствии с методикой, изложенной в приложении.
6.13. Конвейеры в местах загрузки и разгрузки должны комплектоваться сплошными листами перекрытия, устанавливаемыми между ветвями ленты: на загружаемом конвейере на длине загрузочного устройства, а на разгружаемом - на длине выполаживания ленты.
6.14. Конвейеры мощностью 250 кВт и более рекомендуется оборудовать микроприводом, обеспечивающим возможность перемещения ленты со скоростью не более 0,5 м/с для осуществления осмотров, наладочных и монтажно-демонтажных работ.
6.15. Конвейеры для выработок с углами наклона более 10 должны оснащаться ловителями грузовой ветви ленты.
6.16. Конвейеры, конструкцией которых не предусматривается установка привода и натяжной станции на фундаментах, должны комплектоваться устройствами заводского изготовления для надежного закрепления конвейера в выработке.
6.17. Конвейеры должны оборудоваться блокировками, не допускающими:
- работу конвейера при предельных положениях устройств натяжения ленты на конвейерах с жестким натяжным устройством, а также работу его при предельных натяжениях конвейерной ленты;
- пуск и работу конвейеров при наложенных тормозах.