Постановление Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. N 619 "О комплексе мер по повышению химической безопасности г. Москвы"

В настоящее время в Москве сложилась крайне сложная ситуация с безопасностью химически опасных производств. Проведенные выборочные обследования химически опасных объектов, использующих в технологическом цикле аммиак, показали, что вследствие износа основных фондов, использования устаревших технологий, застройки санитарно-защитных зон, разрушения в ходе приватизации системы управления безопасностью потенциально опасных объектов, отсутствия устойчивого механизма финансирования, угроза возникновения химических аварий, несмотря на принимаемые меры, за последние годы не снижается.
В целях безусловного выполнения Закона города Москвы от 05.11.97 N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона города Москвы от 15.03.2000 N 7), повышения химической безопасности населения и защиты окружающей среды, предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций и снижения их последствий Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить:
1.1. Основные положения городской программы "Химическая безопасность Москвы на 2000 - 2008 гг." (далее - Программа), (приложение 1).
1.2. Городскую программу "Химическая безопасность Москвы на 2000 - 2001 гг." (приложение 2).
1.3. Положение о Программе (приложение 3).
1.4. Состав научно-технического совета Программы (приложение 4).
1.5. Временное положение о государственном и городских заказчиках и координаторе Программы (приложение 5).
2. Возложить:
- на Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы (ГУ ГО и ЧС г.Москвы) функции государственного заказчика (городского инвестора) по реализации Программы;
- на Департамент науки и промышленной политики, Департамент продовольственных ресурсов Правительства Москвы, Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы и Управление транспорта и связи Правительства Москвы - функции городских инвесторов (по подведомственным предприятиям);
- на ассоциацию "Содействие защите населения" (АСЗН) функции координатора Программы.
3. Финансирование Программы осуществлять по следующей схеме:
3.1. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы предусматривать по заявке ГУ ГО и ЧС г.Москвы в инвестиционной программе города Москвы начиная с 2001 года лимиты капитальных затрат для реализации мероприятий Программы в пределах объемов финансирования, предусмотренных на реализацию инвестиционной программы в законе города о бюджете г.Москвы на соответствующий финансовый год.
3.2. Департаменту науки и промышленной политики:
- включить в программу развития науки и технологий на 2000 год проведение АСЗН НИР "Анализ результатов комплексного обследования химически опасных объектов, подведомственных Департаменту науки и промышленной политики", с объемом финансирования 600,0 тысяч рублей.
- начиная с 2001 года предусматривать по заявкам ГУ ГО и ЧС г.Москвы включение в программу развития науки и технологий мероприятий по научному обеспечению Программы.
3.3. Руководителям химически опасных предприятий в соответствии с Законом города Москвы от 05.11.97 N 46, независимо от форм собственности, осуществлять финансирование мероприятий Программы по обследованию и повышению безопасности химически опасных объектов за счет собственных средств с их частичным аккумулированием в специально созданном в городе некоммерческом фонде "Безопасность Москвы".
3.4. Исключен.
3.5. Исключен.
4. ГУ ГО и ЧС г.Москвы в 2-месячный срок разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы порядок проведения совместно с Московским городским управлением Госгортехнадзора, УГПС ГУВД г.Москвы, УФСБ по Москве и Московской области, Центром госсанэпиднадзора в г.Москве, Московской транспортной инспекцией, другими надзорными и специально уполномоченными органами комплексных обследований всех химически опасных объектов города.
5. Руководителям химически опасных объектов (независимо от форм собственности):
5.1. Обеспечить работу комиссий по обследованию химически опасных объектов в соответствии с графиком, утвержденным ГУ ГО и ЧС г.Москвы.
5.2. Разработать и представить на утверждение ГУ ГО и ЧС г.Москвы:
- в 3-месячный срок планы неотложных мер по повышению безопасности своих объектов, согласованные с городскими заказчиками (по принадлежности), надзорными и специально уполномоченными органами;
6. ГУ ГО и ЧС г.Москвы ежегодно до 15 декабря докладывать Правительству Москвы о ходе реализации Программы в текущем году и представлять предложения по проекту Программы на очередной год.
7. Определить некоммерческую организацию "Фонд "Безопасность Москвы" городским заказчиком Программы.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 8 августа 2000 г. N 619

Основные положения Городской программы "Химическая безопасность Москвы" на 2000 - 2008 гг.

Часть I. Пояснительная записка

I. Состояние проблемы химической безопасности Москвы

В настоящее время химическая безопасность Москвы находится в критическом состоянии, в котором имеется реальная возможность возникновения крупных аварий с поражением до тысяч людей.
Такое положение сложилось с течением времени в силу многих причин. Основными из этих причин являются:
- систематическое недофинансирование всеми возможными источниками мероприятий по совершенствованию технологических процессов и повышению уровня безопасности химически опасных объектов (ХОО);
- практическое прекращение работ по совершенствованию законодательной и нормативно-методической базы;
- отсутствие, кроме подготовки к аварийно-спасательным работам (АСР), мероприятий по защите в аварийных ситуациях населения прилегающего района, персонала соседних предприятий, организаций и учреждений, в т.ч. мест массового скопления людей;
- физический и моральный износ оборудования и т.д.
Проблема обеспечения химической безопасности Москвы комплексная, требует объединения и координации усилий многих организаций и органов власти и поэтому может быть решена только с применением программных методов управления и реализации.
Комплекс мероприятий, разрабатываемый в соответствии с общей концепцией, Законом города Москвы от 05.01.1998г. N 46, условно можно подразделить на группы, имеющие следующие цели:
- предупреждение аварий;
- уменьшение поражающих факторов при авариях;
- защиту персонала и населения;
- организацию и проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ;
- обеспечение выполнения приведенных выше групп мероприятий.
Решение рассматриваемой проблемы требует комплексного подхода и совместного выполнения всех групп мероприятий, при этом на основании зарубежного опыта приоритетными являются первые три группы, т.к. позволяют свести к минимуму вероятности возникновения аварий и величины возможных потерь и ущерба.