В дальнейшем, учитывая необходимость комплексного решения, мероприятия будут разделены по разделам Городской программы и несколько перекомпонованы.
Городская программа "Химическая безопасность Москвы" включает следующие документы:
1. Основные положения Городской программы "Химическая безопасность Москвы" на 2000 - 2008 гг. (Книга 1):
- часть I - Пояснительная записка.
- часть II - Укрупненная городская программа "Химическая безопасность Москвы" на 2000 - 2008 гг.
2. Городская программа "Химическая безопасность Москвы" на 2000 г. (Книга 2).
3. Приложение 1 - Предложения организаций и предприятий для включения в Городскую программу "Химическая безопасность Москвы" (Книга 3).
4. Приложение 2 - Отзывы организаций и предприятий по 1-й редакции Городской программы "Химическая безопасность Москвы" (Книга 4).
5. Приложение 3 - Ответы на замечания и предложения организаций и предприятий по 1-й редакции Городской программы "Химическая безопасность Москвы" (Книга 5).
Кроме того, на 1-м этапе были выпущены промежуточные документы: анализ обстановки, переданный в АО "МКНТ" в одном экземпляре, и макет Программы, переданный на установочном Совещании 31 мая с.г. 40 организациям и предприятиям - участникам разработки.
В пояснительной записке излагаются цели, особенности и основные положения концепции Городской программы, а также рекомендуемая последовательность работ и ряд других общих вопросов.
В Городской программе на 2000 г. отдается предпочтение решению рассматриваемой проблемы для предприятий, использующих аммиак, и в связи с ограниченными возможностями финансирования программа максимально сокращена. При выделении дополнительных средств программа может быть расширена и интенсифицирована ее реализация.
Программа на последующие годы дана в укрупненном виде и предполагается ее детализация при составлении ежегодных программ в зависимости от имеющихся возможностей и степени выполнения программы за предыдущий год.
При составлении ежегодных Городских программ "Химическая безопасность Москвы" рассматриваются на конкурсной основе предложения организаций для включения в программу.
II. Основные цели и задачи Городской программы "Химическая безопасность Москвы"
Основной целью Городской программы "Химическая безопасность Москвы" является поэтапное повышение безопасности ХОО и защиты населения прилегающих районов и персонала соседних предприятий, организаций и учреждений до приемлемого уровня.
При выполнении "Комплекса неотложных мероприятий" обеспечивается повышение уровня безопасности по сравнению с существующим положением до состояния, исключающего массовое поражение людей при аварии.
При завершении модернизации с применением новых технологий и выполнении "Полного комплекса мероприятий" создаются условия для решения рассматриваемой проблемы.
При разработке Городской программы "Химическая безопасность Москвы" ставились следующие основные задачи:
- повышение надежности и безопасности систем, связанных с использованием в производстве, хранением и перемещением химически опасных веществ, в т.ч. за счет использования новых безопасных технологий;
- устранение нарушений в технике безопасности при работе с химически опасными веществами;
- поэтапное обеспечение максимально возможной защиты в аварийных ситуациях, связанных с химически опасными веществами, населения прилегающих районов и соседних предприятий и организаций;
- создание и экспериментальная апробация законодательных, нормативных, научно-методических и организационных основ современной системы обеспечения химической безопасности мегаполиса (Москвы).
При разработке программы учтены работы, выполненные АСЗН и другими организациями по рассматриваемой проблеме в 1992-1998 гг., и основные результаты их реализации. В связи с тем, что значительная часть результатов этих работ не утверждена в установленном порядке и, естественно, требует определенной корректировки и доработки, окончательная доработка и оформление ряда важных первоочередных документов включены в предлагаемую программу на 2000 г.
III. Основные особенности общей концепции и Городской программы
Основными особенностями предлагаемой общей концепции и Городской программы являются:
- комплексное решение проблемы с апробацией результатов на конкретных объектах;
- учет временного фактора развития аварий, а также местных условий;
- учет поражающих воздействий, свойственных данному объекту и району его размещения;
- обеспечение защиты населения и персонала соседних предприятий и организаций при авариях с проведением комплекса мероприятий, в том числе оборудование зон безопасности (ЗБ) и дооборудование метрополитена;
- обеспечение немедленного обнаружения и оповещения об аварии и возложение ответственности за это на руководителей и владельцев химически опасных предприятий;
- обеспечение непрерывного и надежного управления и руководства в аварийных ситуациях, в т.ч. создание временных и защищенных пунктов управления противоаварийными действиями (ЗПУ ПД);
- поэтапное решение проблемы;
- учет переходного периода развития экономики;
- совершенствование инфраструктуры системы обеспечения безопасности;
- практическая направленность решения проблемы.
Из перечисленных особенностей наиболее принципиальными и требующими проведения специфических мероприятий являются:
а) Учет временного фактора развития аварий, требующий проведения ряда мероприятий, в т.ч. создание в первую очередь локальных систем одновременного немедленного (в течение 1-2 минут от начала аварии) оповещения об аварии населения, соседних предприятий и организаций и других заинтересованных организаций и ведомств;
б) Проведение модернизации и внедрение новых технологий;
в) Обеспечение защиты при авариях населения, соседних предприятий и организаций с проведением комплекса мероприятий, которые в настоящее время практически нигде не проводятся;
г) Практическая направленность и поэтапное решение проблемы. При этом ряд работ исследовательского характера проводится параллельно, что сокращает сроки начала и окончания реализации, а поэтапность осуществляется в разных направлениях: при решении проблемы в целом и отдельных ее аспектов, при реализации отдельных систем и мероприятий и т.д.
Создание локальных систем одновременного немедленного (в течение 1-2 минут от начала аварии) оповещения об аварии населения, соседних предприятий, организаций, учреждений, мест массового скопления людей и метрополитена, органов власти, МЧС, МВД, Минздрава и других заинтересованных организаций и ведомств является одной из главных важнейших задач, т.к. от введения в действие этой системы зависит эффективность практически всех защитных мероприятий. Поэтому средства на эти системы должны быть выделены в полном объеме, даже при необходимости за счет других мероприятий.
Как показали выполненные исследования, проведение модернизации предприятий, использующих аммиак, без разработки и внедрения новых технологий не обеспечивает решение рассматриваемой проблемы. Поэтому уже в 2000 г. необходимо предусмотреть разработку новых технологий, в частности, обеспечивающих резкое снижение расчетных масс аварийного выброса и пролива аммиака. Предложения по таким системам имеются.
В наиболее запущенном состоянии находятся вопросы обеспечения защиты населения и других категорий людей. Здесь, кроме подготовительных мероприятий к АСР, другие мероприятия не планируются и не проводятся практически нигде. Вместе с тем без проведения этих мероприятий рассматриваемая проблема не может быть решена.
Практическая направленность большинства позиций годовой и укрупненной Городской программы и поэтапность решения всех аспектов проблемы облегчают и ускоряют получение реальных результатов в повышении уровня химической безопасности Москвы.
Доработку и официальное оформление Общей концепции рассматриваемой проблемы и Городской программы целесообразно выполнить в 2000 г. с учетом разработанного АСЗН проекта "Общей концепции повышения безопасности производства и обеспечения защиты населения в ЧС различных типов", 1996 г., АСЗН.
IV. Структура Городской программы "Химическая безопасность Москвы"
По структуре 1-й редакции Городской программы рядом организаций были высказаны замечания. Замечания, в основном, касаются включения дополнительных вопросов, последовательности изложения программы, наличия отдельных повторов и существенной разницы в объеме и значимости отдельных разделов.
Учитывая высказанные замечания и предложения и в целях более компактного и целенаправленного изложения и последующей разработки программы, в структуру Городской программы и содержание отдельных Разделов внесены существенные изменения. В частности, произведена полная перекомпоновка программы; общее количество Разделов программы, в основ- ном, за счет объединения, сокращено с 15 до 7; дополнительно включен ряд вопросов.
Для Раздела 1 предлагается короткое название "Общие принципиальные вопросы".