Постановление Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. N 619 "О комплексе мер по повышению химической безопасности г. Москвы" стр. 4

2. Защита в аварийных ситуациях на ХОО населения прилегающего района и персонала соседних предприятий и организаций.
3. Предупреждение (уменьшение вероятности проведения) диверсионных и террористических актов.
4. Обеспечение защиты людей в аварийных ситуациях, в местах массового скопления, расположенных на территории ХОО или в непосредственной близости от него.
Следует отметить, что в разработке и реализации мероприятий, кроме администрации ХОО, участвует значительное количество организаций, поэтому необходимо участие и осуществление организующей и координирующей роли со стороны аппарата Правительства Москвы, ГУ ГОЧС и префектур.
Раздел 3 предлагается подразделить на 6 подразделов с учетом особенностей АХОВ и ряда организаций:
3.1. Мероприятий на ХОО, использующих аммиак, и прилегающих территориях.
3.2. Мероприятия на ХОО, использующих хлор, и прилегающих территориях.
3.3. Мероприятия на ХОО, использующих другие АХОВ, и прилегающих территориях.
3.4. Обеспечение безопасности перевозок на автомобильном и ж/д транспорте и защиты людей при авариях.
3.5. Мероприятия по защите населения при применении сельскохозяйственной и бытовой химии.
В первых трех подразделах разрабатываются и реализуются комплексы неотложных мероприятий по повышению безопасности производства и обеспечению защиты населения и персонала соседних предприятий с учетом особенностей того или иного АХОВ.
Подраздел 3.4. посвящен специфическим вопросам обеспечения безопасности при перевозке различных АХОВ на автомобильном и ж/д транспорте, а также особенностям обеспечения в аварийных ситуациях защиты людей на станциях и вокзалах. При этом последний вопрос в настоящее время практически нигде не решается.
Подраздел 3.5. посвящен разработке мероприятий по защите населения при применении сельскохозяйственной и бытовой химии.
Эти вопросы в настоящее время разработаны еще недостаточно полно, поэтому структура и содержание этого подраздела требуют предварительной проработки специалистами в данной области.
Раздел 4 имеет короткое название "НИР, ОКР, ПИР и экспертиза".
В Разделе 4 объединены научно-исследовательские, опытно-констру- кторские, роектно-изыскательские работы, необходимые для решения отдельных аспектов рассматриваемой проблемы и все виды экспертизы.
В Разделе предусматривается четыре подраздела.
4.1. КНИР по разработке комплексных проектов повышения безопасности объектов-представителей и обеспечению защиты населения.
4.2. НИР и ОКР.
4.3. ПИР.
4.4. Экспертиза.
В подразделе 4.1. предусматривается разработка комплексных проектов повышения безопасности объектов - представителей различных групп ХОО и обеспечения защиты в аварийных ситуациях на них населения прилегающего района и персонала соседних предприятий и организаций.
Комплексные проекты являются первым этапом практического решения проблемы и создают научную, теоретическую и практическую основу для разработки и облегчения выполнения последующих этапов обеспечения химической безопасности Москвы.
Подраздел 4.2. предполагает выполнение научно-технических и опытно-конструкторских работ, которые необходимы для разработки отдельных мероприятий по повышению безопасности производства и обеспечению защиты населения и персонала.
Подраздел 4.3. предусматривает выполнение проектных, конструкторских и изыскательских работ в тех же целях, что и подраздел 4.2.
В подразделе 4.4. предполагается учитывать работы экспертного совета и все виды экспертизы, необходимые при выполнении Городской программы "Химическая безопасность Москвы".
Раздел 5 имеет название "Модернизация предприятий, внедрение новых технологий и выполнение "Полного комплекса мероприятий".
Модернизация (реконструкция) предприятий и внедрение новых технологий являются приоритетным направлением, т.к. позволяют непосредственно повысить безопасность производства и уменьшить расчетные воздействия поражающих факторов на население и персонал. Они прямо влияют на уменьшение объемов и стоимости других защитных мероприятий, и являются составной частью общего комплекса мероприятий.
Для существующих предприятий модернизация касается, в основном, технологической части и в большинстве случаев требует применения новых технологий. Рассматриваемые вопросы обладают большой спецификой и высокой стоимостью, являются прерогативой администрации и владельцев ХОО и выполняются, в основном, за счет средств предприятий. Учитывая эти обстоятельства, модернизация и внедрение новых технологий выделены в самостоятельный Раздел.
После завершения модернизации выполняется "Полный комплекс мероприятий", создающий условия для решения проблемы обеспечения химической безопасности Москвы.
В разделе предполагается иметь 5 подразделов:
5.1. Модернизация предприятий, использующих аммиак.
5.2. Модернизация предприятий, использующих хлор.
5.3. Модернизация предприятий, использующих другие АХОВ.
5.4. Модернизация мест захоронения отходов.
5.5. Модернизация средств транспортировки АХОВ.
Первые три подраздела посвящены модернизации технологического процесса предприятий, разработке и внедрению новых технологий для использования соответствующих видов АХОВ. В этих подразделах разрабатываются также "Полные комплексы мероприятий".
При этом наибольший задел имеется по предприятиям, использующим аммиак. Есть предварительные разработки, позволяющие снизить расчетные аварийные выбросы и проливы аммиака до Qрасч = 0,1 т, что позволяет полностью решить проблему обеспечения химической безопасности для этих предприятий.
Подраздел 5.4. посвящен модернизации (реконструкции) мест захоронения отходов АХОВ. Этот вопрос в настоящее время находится в центре внимания экологической общественности, однако конкретные мероприятия в этом направлении осуществляются крайне медленно.
В подразделе 5.5. предполагается выполнить отдельные работы по совершенствованию, повышению надежности и уменьшению емкости автомобильных средств, а также по совершенствованию регламента по доставке АХОВ на предприятия г.Москвы.
Раздел 6 посвящен организации и проведению АСР.
В Разделе преимущественно решаются вопросы совершенствования структуры, оснащения и организации работ объектовых и территориальных формирований ГОЧС г.Москвы. При оснащении формирований предполагается в основном использовать аппаратуру, приборы, оборудование, инструмент, механизмы и машины, разработанные или применяемые в подразделениях МЧС.
В Разделе предполагается иметь три подраздела.
6.1. Объектовые формирования ГОЧС.
6.2. Территориальные и специальные формирования ГОЧС г.Москвы.
6.3. Исследования по организации работ и управлению формированиями ГОЧС в аварийных ситуациях в г.Москве.
В подразделе 6.1. решаются перечисленные выше вопросы применительно к объектовым формированиям ГОЧС предприятий.
Подраздел 6.2. посвящен территориальным формированиям ГОЧС г.Москвы и специальным формированиям (подразделениям) МВД, Минздрава, других ведомств и организаций, участвующих в ликвидации последствий аварий.
В подразделе 6.3. предполагается выполнять исследования по совершенствованию организации работ формирований ГОЧС и обеспечению непрерывного и эффективного управления ими в аварийных ситуациях.
Раздел 7 предлагается назвать "Организационные вопросы".