Постановление Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. N 619 "О комплексе мер по повышению химической безопасности г. Москвы" стр. 5

Раздел посвящен управлению и контролю выполнения Городской программы "Химическая безопасность Москвы", а также организации обучения руководителей, специалистов и населения, информации и международного сотрудничества.
В Разделе предполагается иметь четыре подраздела.
7.1. Управление и контроль выполнения Городской программы.
7.2. Организация обучения.
7.3. Информация.
7.4. Международное сотрудничество.
В подразделе 7.1. обосновываются и оформляются структура и состав органов управления и контроля выполнения Городской программы, предназначенных для систематической координации работ и рассмотрения их на стадии разработки.
Подраздел 7.2. посвящен организации обучения руководителей, специалистов и населения.
Обучение руководителей, специалистов и населения действиям и правилам поведения в аварийных ситуациях является важнейшим фактором повышения эффективности проведения всех мероприятий.
Система образования и обучения должна предусматривать:
- подготовку молодых специалистов соответствующих специальностей в области повышения безопасности производства и обеспечения защиты персонала и населения при авариях;
- повышение квалификации различных групп руководителей и ИТР по рассматриваемой проблеме в институтах или на курсах повышения квалификации;
- обучение непосредственно на предприятиях всех групп персонала конкретным действиям по предупреждению аварий, локализации очагов аварии и действиям и правилам поведения в различных ЧС;
- обучение населения правилам поведения и действий в ЧС.
В настоящее время в системе образования и обучения имеются серьезные недостатки, которые необходимо поэтапно исправлять.
В подразделе 7.4. предполагается усовершенствовать систему информации в рассматриваемой области.
В настоящее время система информирования руководителей, специалистов и населения по проблеме повышения безопасности производства и обеспечения защиты персонала и населения при авариях окончательно не отработана и имеются, в основном, разрозненные предложения по отдельным вопросам.
Предполагается доработать систему информирования и начать ее внедрение. Информация должна включать научно-техническую информацию, отражающую все научно-технические разработки в данной области в РФ и за рубежом, сведения о новых достижениях в области предупреждения и ликвидации ЧС на ХОО, метрологического обеспечения мониторинга, внедрения АСУ в технологические процессы на ХОО, а также по другим вопросам и оперативную информацию для использования на ЦУКС ГУ ГОЧС г.Москвы.
Подраздел 7.4. посвящен организации и использованию международного сотрудничества.
Этот аспект решения проблемы реализуется весьма скудно, в основном для небольшой группы специалистов.
В разделе предполагается рассмотреть возможные направления и способы международного сотрудничества и возможность повышения их эффективности.
Поскольку рассмотренная выше структура Городской программы в дальнейшем используется при разработке нескольких документов, для удобства составления этих документов структура Городской программы без комментариев приведена в таблице 1.
Таблица 1

Структура Городской программы "Химическая безопасность Москвы"

Раздел
Подраздел
Наименование
1
2
3
1
Общие принципиальные вопросы
1.1.
Концепции
1.2.
Законодательные акты
1.3.
Нормативно-методическая база
1.4.
Распорядительные документы
1.5.
Совершенствование инфраструктуры общей системы обеспечения безопасности и подсистемы управления химической безопасностью МСЧС
1.6.
Финансирование
2
Оценка безопасности
2.1.
Комплексные обследования ХОО, прилегающих территорий, и оценка их безопасности
2.2.
Систематический контроль состояния безопасности
2.3.
Разработка и корректировка "Деклараций безопасности предприятий"
2.4.
Организация мониторинга сред
3
Комплексы неотложных мероприятий по повышению безопасности ХОО и обеспечению защиты населения
3.1.
Мероприятия на ХОО, использующих аммиак, и прилегающих территориях
3.2.
Мероприятия на ХОО, использующих хлор, и прилегающих территориях
3.3.
Мероприятия на ХОО, использующих другие АХОВ, и прилегающих территориях
3.4.
Обеспечение безопасности перевозок на автомобильном и ж/д транспорте и защиты людей при авариях
3.5.
Мероприятия на метрополитене для функционирования в условиях ЧС на ХОО
3.6.
Мероприятия по защите населения при применении сельскохозяйственной и бытовой химии
4
НИР, ОКР, ПИР и экспертиза
4.1.
КНИР по разработке комплексных проектов повышения безопасности объектов-представителей и обеспечения защиты населения
4.2.
НИР и ОКР
4.3.
ПИР
4.4.
Экспертиза
5
Модернизация предприятий, внедрение новых технологий и выполнение "Полного комплекса мероприятий"
5.1.
Модернизация предприятий, использующих аммиак
5.2.
Модернизация предприятий, использующих хлор
5.3.
Модернизация предприятий, использующих другие АХОВ
5.4.
Модернизация мест захоронения отходов
5.5.
Модернизация средств транспортировки АХОВ
6
Организация и проведение АСР
6.1.
Объектовые формирования ГОЧС
6.2.
Территориальные и специальные формирования ГОЧС г.Москвы
6.3.
Исследования по организации работ и управлению формированиями ГОЧС в аварийных ситуациях в г.Москве
7
Организационные вопросы
7.1.
Управление и контроль выполнения Городской программы
7.2.
Организация обучения
7.3.
Информация
7.4.
Международное сотрудничество

V. Сроки и основные этапы реализации Программы

При выполнении Городской программы предполагается два периода:
1-й период - 2000-2002 гг. и 2-й период - 2003-2008 гг. В свою очередь периоды и разделы делятся на этапы, количество и детальное содержание которых уточняется при составлении развернутой программы на соответствующий год в зависимости от возможностей финансирования и реальной реализации. Учитывая имеющиеся трудности, программа корректируется ежегодно.
В связи с тем, что в Москве имеется большое количество химически опасных объектов различного назначения и ограниченные возможности в обеспечении финансирования, выполнение работ по части этапов или объектов и прилегающих к ним территорий может переноситься на последующие сроки. Однако принципиальная последовательность работ по каждой группе объектов остается одинаковой. Т.е. разработка комплексного проекта объекта-представителя; комиссионное обследование аналогичных предприятий; разработка "Комплекса неотложных мероприятий"; разработка необходимой проектной и опытно-конструкторской документации; поэтапная реализация комплекса неотложных мероприятий для объекта и прилегающей к нему территории; разработка плана модернизации для отраслей или групп предприятий; выполнение работ по окончательной реконструкции предприятия (модернизации, выводу предприятия из г. Москвы или закрытию предприятий), выполнение "Полного комплекса мероприятий". Параллельно с небольшой сдвижкой во времени выполняются аналогичные работы для других групп объектов и территорий.
При определении последовательности разработки и реализации комплексов мероприятий для различных конкретных групп предприятий предпочтение отдается ХОО, использующим аммиак и хлор, т.к. они составляют большинство ХОО г.Москвы, и другим наиболее опасным объектам.
Параллельно разрабатываются первоочередные документы по совершенствованию нормативно-методической базы на региональном (Московском) уровне, первоочередные документы по совершенствованию законодательной базы и организационных основ системы безопасности, а также мероприятия по другим разделам. При этом может оказаться целесообразным поднятие в отдельных случаях уровня разработки до масштабов РФ.
Рассмотрим в самом общем виде последовательность разработки проблемы повышения безопасности производства и обеспечения защиты персонала и населения при авариях на ХОО г.Москвы.
Учитывая, что предприятия, использующие аммиак, составляют примерно 50% от количества ХОО г.Москвы и по этим предприятиям имеется наибольший научно-практический задел в решении рассматриваемой проблемы, целесообразно в 2000 г. сосредоточить усилия на этих предприятиях и доработке первоочередных документов нормативно-методической и законодательной баз. Определенное внимание должно быть уделено также сбору необходимой информации и исходных данных по ХОО, использующим хлор, и разработке нормативов его воздействия на человека применительно к аварийным ситуациям.
Основными задачами в целом первого периода (2000-2002 гг.) являются сбор необходимой информации и исходных данных по всем ХОО г.Москвы; разработка и реализация комплексов неотложных мероприятий по обеспечению защиты персонала и населения вокруг ХОО, использующих аммиак и хлор, позволяющих резко сократить возможные потери при авариях; разработка на региональном (Московском) уровне первоочередных документов нормативно-методической и законодательной базы и решение ряда организационных вопросов. При этом приоритетными являются разработка и реализация комплексов неотложных мероприятий для ХОО, использующих аммиак и хлор, и прилегающих к ним территорий, т.к. позволяют поднять на принципиально новый уровень химическую безопасность г.Москвы. Поэтому эти мероприятия должны быть выполнены в обязательном порядке, даже при необходимости за счет других разделов Городской программы.
Основными задачами второго периода (2003-2008 гг.) являются завершение работ по модернизации всех ХОО и прилегающих к ним территорий; разработка пакета нормативно-методических и законодательных документов по рассматриваемой проблеме; решение вопросов по другим разделам Программы.
По завершении работ второго периода проблема повышения безопасности производства и обеспечения защиты персонала и населения при авариях должна быть в основном решена, а химическая безопасность г.Москвы практически обеспечена.
Для предприятий, использующих аммиак в качестве основного критерия, влияющего на назначение последовательности проведения неотложных мероприятий, принят общий объем аммиака на предприятии. С учетом этого критерия и наличия мест массового скопления людей в непосредственной близости от ХОО все предприятия разделены на две группы.
В 1-ю группу включены объекты-представители, по которым уже выполнены или выполняются КНИР с разработкой комплексного проекта по повышению безопасности производства и обеспечению защиты населения; опасные ХОО, в которых применяется одноконтурная система охлаждения, характеризующаяся наличием аммиакопроводов большой протяженности, большим количеством соединенных между собой ресиверов и, следовательно, повышенной вероятностью возникновения аварий. К этой группе относятся ХОО, имеющие большую массу аммиака (более 10 т), косвенно характеризующую возможность больших потерь при авариях, и предприятия, имеющие на своей территории или в непосредственной близости места массового скопления людей (ярмарки, рынки, магазины и т.п.) и для которых необходимо дополнительно в первую очередь проводить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение защиты при авариях этого контингента людей.
Во 2-ю группу включены предприятия относительно меньшей опасности, имеющие массу аммиака менее 10 т.
Следует отметить, что количество предприятий в 1-й группе существенно больше, чем во 2-й. Поэтому при окончательном назначении сроков проведения мероприятий возможно при необходимости подразделение 1-й группы на две подгруппы, например, с массой аммиака более 40 т и от 10 т до 40 т.
Классификация предприятий по общему количеству аммиака Q не в полной мере отражает особенности аварийных ситуаций. Поэтому в дальнейшем, после разработки рекомендаций по определению расчетных Qрасч и запроектных Qзап масс аварийного выброса и пролива аммиака, необходимо перейти на классификацию предприятий по значению Qрасч.
В таблице 2 приведено распределение по группам предприятий, использующих аммиак, Департамента продовольственных ресурсов и Департамента науки и промышленной политики.
Распределение предприятий по группам может уточняться при получении результатов обследований и других исходных данных.
В таблице 3 приведено распределение по группам предприятий, использующих хлор. Данные по предприятиям приняты по "Паспорту безопасности Москвы".
Предприятий, использующих хлор, существенно меньше, чем предприятий, использующих аммиак, и они разделены на две группы.
В 1-ю группу включены водопроводные станции, имеющие большие запасы хлора - 220-360 т и большие единичные емкости 50 т. В связи с этим при авариях на этих ХОО в зоне заражения оказываются огромные территории г.Москвы, а потери с летальным исходом могут составить несколько тысяч человек. Для исправления создавшегося положения требуются срочная разработка и реализация комплекса неотложных мероприятий по защите населения.
Во 2-ю группу включены остальные предприятия, использующие хлор, но представляющие существенно меньшую опасность.
Таблица 2

Распределение по группам предприятий, использующих аммиак, подведомственных департаментам продовольственных ресурсов и науки и промышленной политики

N п/п
Админ. округ
Группа предп.
Наименование предприятия
По Департаменту продовольственных ресурсов
Предприятия, по которым есть комплексные проекты
1ЗАО
I
Хладокомбинат N 7
2ЗАО "Красная Пресня"
3Промзона N 5 в целом
4ЮАОАОЗТ "Москворецкое"
Предприятия с Q > 40 т
5СВАООАО "Мосхладокомбинат N 9"
6ЮАОАОЗТ "Новые Черемушки"
7ГУП "Мосрыбкомбинат"
8ВАОАООТ "Петровское"
9ОАО Торговый дом "Преображенское"
10ЗАО "Русь"
11САОАОПКП "Меридиан"
12АООТ "ИКМА"
13"Хладокомбинат N 15"
14ТОО "Портхладокомбинат"
15ЗАООАО "АЙС-ФИЛИ"
16АООТ "Мосхладокомбинат N 14"
17ЮВАОАООТ "Сервис-холод"
18ЦАООАО "Мосхладокомбинат N 3"
Предприятия с 10 т < Q < 40 т
19СВАОАОЗТ "Отрадное"
20ГУОРП "Ростокино"
21САОЗАО "Вегетта"
22ОАО "Чипполино"
23ЗАОЗАО "Гагаринское"
24УГПП "Солнцево"
25ЮВАОЗАО "Кузьминское"
26УГОРПП "Красногвардейское"
27УГОРПП "Таганское"
28ЦАООАО "Первый хладокомбинат"
29ОАО "Хладокомбинат N 13"
Предприятия с Q < 10 т
30СВАО
II
ГУТПП "Алтуфьево"
31ЮАОЗАО "Варткос"
32ВАОАП "Куйбышевское РОРПО"
33ТОО "Первомайский ОРПО"
34ЗАО "Виктория"
35ЗАОЗАО "Кунцевское"
36ЮВАОЗАО "Деметра"
37ЦАООАО "Холодильник 5-6"
По Департаменту науки и промышленной политики
Предприятия с Q > 40 т
1ЦАО
I
Кондитерская фабрика "Красный Октябрь"
2ЮВАОЗавод "Реатекс"
3ЮАОПО "МосавтоЗИЛ"
4САОЛианозовский молочный комбинат, АО "Молоко"
5СВАООстанкинский мясоперерабатывающий комбинат
6Останкинский молочный комбинат
7ЮВАОАО "Микомс", "Инвестпрод"
8ЮАОБирюлевский мясоперерабатывающий завод
9ЗАОМосковский пивобезалкогольный комбинат
Предприятия с 10 т < Q < 40 т
10САОБусиновский мясоперерабатывающий завод
11СВАООстанкинский пивоваренный завод
12ВАОЧеркизовский молочный завод, АО "Инвестпрод"
13Черкизовский мясоперерабатывающий комбинат
14ЮАОМосковский дрожжевой завод
15Московский пивоваренный завод
16Московский молочный комбинат
17АО "Царицыно" (Красногвардейский мясоперерабатывающий завод)
18ЗАОПивоваренный завод им.Бабаева
19Очаковский молочный завод
20Холодильник N 208
Предприятия с Q < 10 т
21ЦАО
II
Московский экспериментальный завод напитков "Хамовники"
22СВАООстанкинский завод безалкогольных напитков
23ЮАОДербеневский химический завод