Раздел посвящен управлению и контролю выполнения Городской программы "Химическая безопасность Москвы", а также организации обучения руководителей, специалистов и населения, информации и международного сотрудничества.
В Разделе предполагается иметь четыре подраздела.
7.1. Управление и контроль выполнения Городской программы.
7.2. Организация обучения.
7.3. Информация.
7.4. Международное сотрудничество.
В подразделе 7.1. обосновываются и оформляются структура и состав органов управления и контроля выполнения Городской программы, предназначенных для систематической координации работ и рассмотрения их на стадии разработки.
Подраздел 7.2. посвящен организации обучения руководителей, специалистов и населения.
Обучение руководителей, специалистов и населения действиям и правилам поведения в аварийных ситуациях является важнейшим фактором повышения эффективности проведения всех мероприятий.
Система образования и обучения должна предусматривать:
- подготовку молодых специалистов соответствующих специальностей в области повышения безопасности производства и обеспечения защиты персонала и населения при авариях;
- повышение квалификации различных групп руководителей и ИТР по рассматриваемой проблеме в институтах или на курсах повышения квалификации;
- обучение непосредственно на предприятиях всех групп персонала конкретным действиям по предупреждению аварий, локализации очагов аварии и действиям и правилам поведения в различных ЧС;
- обучение населения правилам поведения и действий в ЧС.
В настоящее время в системе образования и обучения имеются серьезные недостатки, которые необходимо поэтапно исправлять.
В подразделе 7.4. предполагается усовершенствовать систему информации в рассматриваемой области.
В настоящее время система информирования руководителей, специалистов и населения по проблеме повышения безопасности производства и обеспечения защиты персонала и населения при авариях окончательно не отработана и имеются, в основном, разрозненные предложения по отдельным вопросам.
Предполагается доработать систему информирования и начать ее внедрение. Информация должна включать научно-техническую информацию, отражающую все научно-технические разработки в данной области в РФ и за рубежом, сведения о новых достижениях в области предупреждения и ликвидации ЧС на ХОО, метрологического обеспечения мониторинга, внедрения АСУ в технологические процессы на ХОО, а также по другим вопросам и оперативную информацию для использования на ЦУКС ГУ ГОЧС г.Москвы.
Подраздел 7.4. посвящен организации и использованию международного сотрудничества.
Этот аспект решения проблемы реализуется весьма скудно, в основном для небольшой группы специалистов.
В разделе предполагается рассмотреть возможные направления и способы международного сотрудничества и возможность повышения их эффективности.
Поскольку рассмотренная выше структура Городской программы в дальнейшем используется при разработке нескольких документов, для удобства составления этих документов структура Городской программы без комментариев приведена в таблице 1.
Таблица 1
Структура Городской программы "Химическая безопасность Москвы"
Раздел | Подраздел | Наименование |
1 | 2 | 3 |
1 | Общие принципиальные вопросы | |
1.1. | Концепции | |
1.2. | Законодательные акты | |
1.3. | Нормативно-методическая база | |
1.4. | Распорядительные документы | |
1.5. | Совершенствование инфраструктуры общей системы обеспечения безопасности и подсистемы управления химической безопасностью МСЧС | |
1.6. | Финансирование | |
2 | Оценка безопасности | |
2.1. | Комплексные обследования ХОО, прилегающих территорий, и оценка их безопасности | |
2.2. | Систематический контроль состояния безопасности | |
2.3. | Разработка и корректировка "Деклараций безопасности предприятий" | |
2.4. | Организация мониторинга сред | |
3 | Комплексы неотложных мероприятий по повышению безопасности ХОО и обеспечению защиты населения | |
3.1. | Мероприятия на ХОО, использующих аммиак, и прилегающих территориях | |
3.2. | Мероприятия на ХОО, использующих хлор, и прилегающих территориях | |
3.3. | Мероприятия на ХОО, использующих другие АХОВ, и прилегающих территориях | |
3.4. | Обеспечение безопасности перевозок на автомобильном и ж/д транспорте и защиты людей при авариях | |
3.5. | Мероприятия на метрополитене для функционирования в условиях ЧС на ХОО | |
3.6. | Мероприятия по защите населения при применении сельскохозяйственной и бытовой химии | |
4 | НИР, ОКР, ПИР и экспертиза | |
4.1. | КНИР по разработке комплексных проектов повышения безопасности объектов-представителей и обеспечения защиты населения | |
4.2. | НИР и ОКР | |
4.3. | ПИР | |
4.4. | Экспертиза | |
5 | Модернизация предприятий, внедрение новых технологий и выполнение "Полного комплекса мероприятий" | |
5.1. | Модернизация предприятий, использующих аммиак | |
5.2. | Модернизация предприятий, использующих хлор | |
5.3. | Модернизация предприятий, использующих другие АХОВ | |
5.4. | Модернизация мест захоронения отходов | |
5.5. | Модернизация средств транспортировки АХОВ | |
6 | Организация и проведение АСР | |
6.1. | Объектовые формирования ГОЧС | |
6.2. | Территориальные и специальные формирования ГОЧС г.Москвы | |
6.3. | Исследования по организации работ и управлению формированиями ГОЧС в аварийных ситуациях в г.Москве | |
7 | Организационные вопросы | |
7.1. | Управление и контроль выполнения Городской программы | |
7.2. | Организация обучения | |
7.3. | Информация | |
7.4. | Международное сотрудничество |
V. Сроки и основные этапы реализации Программы
При выполнении Городской программы предполагается два периода:
1-й период - 2000-2002 гг. и 2-й период - 2003-2008 гг. В свою очередь периоды и разделы делятся на этапы, количество и детальное содержание которых уточняется при составлении развернутой программы на соответствующий год в зависимости от возможностей финансирования и реальной реализации. Учитывая имеющиеся трудности, программа корректируется ежегодно.
В связи с тем, что в Москве имеется большое количество химически опасных объектов различного назначения и ограниченные возможности в обеспечении финансирования, выполнение работ по части этапов или объектов и прилегающих к ним территорий может переноситься на последующие сроки. Однако принципиальная последовательность работ по каждой группе объектов остается одинаковой. Т.е. разработка комплексного проекта объекта-представителя; комиссионное обследование аналогичных предприятий; разработка "Комплекса неотложных мероприятий"; разработка необходимой проектной и опытно-конструкторской документации; поэтапная реализация комплекса неотложных мероприятий для объекта и прилегающей к нему территории; разработка плана модернизации для отраслей или групп предприятий; выполнение работ по окончательной реконструкции предприятия (модернизации, выводу предприятия из г. Москвы или закрытию предприятий), выполнение "Полного комплекса мероприятий". Параллельно с небольшой сдвижкой во времени выполняются аналогичные работы для других групп объектов и территорий.
При определении последовательности разработки и реализации комплексов мероприятий для различных конкретных групп предприятий предпочтение отдается ХОО, использующим аммиак и хлор, т.к. они составляют большинство ХОО г.Москвы, и другим наиболее опасным объектам.
Параллельно разрабатываются первоочередные документы по совершенствованию нормативно-методической базы на региональном (Московском) уровне, первоочередные документы по совершенствованию законодательной базы и организационных основ системы безопасности, а также мероприятия по другим разделам. При этом может оказаться целесообразным поднятие в отдельных случаях уровня разработки до масштабов РФ.
Рассмотрим в самом общем виде последовательность разработки проблемы повышения безопасности производства и обеспечения защиты персонала и населения при авариях на ХОО г.Москвы.
Учитывая, что предприятия, использующие аммиак, составляют примерно 50% от количества ХОО г.Москвы и по этим предприятиям имеется наибольший научно-практический задел в решении рассматриваемой проблемы, целесообразно в 2000 г. сосредоточить усилия на этих предприятиях и доработке первоочередных документов нормативно-методической и законодательной баз. Определенное внимание должно быть уделено также сбору необходимой информации и исходных данных по ХОО, использующим хлор, и разработке нормативов его воздействия на человека применительно к аварийным ситуациям.
Основными задачами в целом первого периода (2000-2002 гг.) являются сбор необходимой информации и исходных данных по всем ХОО г.Москвы; разработка и реализация комплексов неотложных мероприятий по обеспечению защиты персонала и населения вокруг ХОО, использующих аммиак и хлор, позволяющих резко сократить возможные потери при авариях; разработка на региональном (Московском) уровне первоочередных документов нормативно-методической и законодательной базы и решение ряда организационных вопросов. При этом приоритетными являются разработка и реализация комплексов неотложных мероприятий для ХОО, использующих аммиак и хлор, и прилегающих к ним территорий, т.к. позволяют поднять на принципиально новый уровень химическую безопасность г.Москвы. Поэтому эти мероприятия должны быть выполнены в обязательном порядке, даже при необходимости за счет других разделов Городской программы.
Основными задачами второго периода (2003-2008 гг.) являются завершение работ по модернизации всех ХОО и прилегающих к ним территорий; разработка пакета нормативно-методических и законодательных документов по рассматриваемой проблеме; решение вопросов по другим разделам Программы.
По завершении работ второго периода проблема повышения безопасности производства и обеспечения защиты персонала и населения при авариях должна быть в основном решена, а химическая безопасность г.Москвы практически обеспечена.
Для предприятий, использующих аммиак в качестве основного критерия, влияющего на назначение последовательности проведения неотложных мероприятий, принят общий объем аммиака на предприятии. С учетом этого критерия и наличия мест массового скопления людей в непосредственной близости от ХОО все предприятия разделены на две группы.
В 1-ю группу включены объекты-представители, по которым уже выполнены или выполняются КНИР с разработкой комплексного проекта по повышению безопасности производства и обеспечению защиты населения; опасные ХОО, в которых применяется одноконтурная система охлаждения, характеризующаяся наличием аммиакопроводов большой протяженности, большим количеством соединенных между собой ресиверов и, следовательно, повышенной вероятностью возникновения аварий. К этой группе относятся ХОО, имеющие большую массу аммиака (более 10 т), косвенно характеризующую возможность больших потерь при авариях, и предприятия, имеющие на своей территории или в непосредственной близости места массового скопления людей (ярмарки, рынки, магазины и т.п.) и для которых необходимо дополнительно в первую очередь проводить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение защиты при авариях этого контингента людей.
Во 2-ю группу включены предприятия относительно меньшей опасности, имеющие массу аммиака менее 10 т.
Следует отметить, что количество предприятий в 1-й группе существенно больше, чем во 2-й. Поэтому при окончательном назначении сроков проведения мероприятий возможно при необходимости подразделение 1-й группы на две подгруппы, например, с массой аммиака более 40 т и от 10 т до 40 т.
Классификация предприятий по общему количеству аммиака Q не в полной мере отражает особенности аварийных ситуаций. Поэтому в дальнейшем, после разработки рекомендаций по определению расчетных Qрасч и запроектных Qзап масс аварийного выброса и пролива аммиака, необходимо перейти на классификацию предприятий по значению Qрасч.
В таблице 2 приведено распределение по группам предприятий, использующих аммиак, Департамента продовольственных ресурсов и Департамента науки и промышленной политики.
Распределение предприятий по группам может уточняться при получении результатов обследований и других исходных данных.
В таблице 3 приведено распределение по группам предприятий, использующих хлор. Данные по предприятиям приняты по "Паспорту безопасности Москвы".
Предприятий, использующих хлор, существенно меньше, чем предприятий, использующих аммиак, и они разделены на две группы.
В 1-ю группу включены водопроводные станции, имеющие большие запасы хлора - 220-360 т и большие единичные емкости 50 т. В связи с этим при авариях на этих ХОО в зоне заражения оказываются огромные территории г.Москвы, а потери с летальным исходом могут составить несколько тысяч человек. Для исправления создавшегося положения требуются срочная разработка и реализация комплекса неотложных мероприятий по защите населения.
Во 2-ю группу включены остальные предприятия, использующие хлор, но представляющие существенно меньшую опасность.
Таблица 2
Распределение по группам предприятий, использующих аммиак, подведомственных департаментам продовольственных ресурсов и науки и промышленной политики
N п/п | Админ. округ | Группа предп. | Наименование предприятия | |
По Департаменту продовольственных ресурсов | ||||
Предприятия, по которым есть комплексные проекты | ||||
1 | ЗАО | I | Хладокомбинат N 7 | |
2 | ЗАО "Красная Пресня" | |||
3 | Промзона N 5 в целом | |||
4 | ЮАО | АОЗТ "Москворецкое" | ||
Предприятия с Q > 40 т | ||||
5 | СВАО | ОАО "Мосхладокомбинат N 9" | ||
6 | ЮАО | АОЗТ "Новые Черемушки" | ||
7 | ГУП "Мосрыбкомбинат" | |||
8 | ВАО | АООТ "Петровское" | ||
9 | ОАО Торговый дом "Преображенское" | |||
10 | ЗАО "Русь" | |||
11 | САО | АОПКП "Меридиан" | ||
12 | АООТ "ИКМА" | |||
13 | "Хладокомбинат N 15" | |||
14 | ТОО "Портхладокомбинат" | |||
15 | ЗАО | ОАО "АЙС-ФИЛИ" | ||
16 | АООТ "Мосхладокомбинат N 14" | |||
17 | ЮВАО | АООТ "Сервис-холод" | ||
18 | ЦАО | ОАО "Мосхладокомбинат N 3" | ||
Предприятия с 10 т < Q < 40 т | ||||
19 | СВАО | АОЗТ "Отрадное" | ||
20 | ГУОРП "Ростокино" | |||
21 | САО | ЗАО "Вегетта" | ||
22 | ОАО "Чипполино" | |||
23 | ЗАО | ЗАО "Гагаринское" | ||
24 | УГПП "Солнцево" | |||
25 | ЮВАО | ЗАО "Кузьминское" | ||
26 | УГОРПП "Красногвардейское" | |||
27 | УГОРПП "Таганское" | |||
28 | ЦАО | ОАО "Первый хладокомбинат" | ||
29 | ОАО "Хладокомбинат N 13" | |||
Предприятия с Q < 10 т | ||||
30 | СВАО | II | ГУТПП "Алтуфьево" | |
31 | ЮАО | ЗАО "Варткос" | ||
32 | ВАО | АП "Куйбышевское РОРПО" | ||
33 | ТОО "Первомайский ОРПО" | |||
34 | ЗАО "Виктория" | |||
35 | ЗАО | ЗАО "Кунцевское" | ||
36 | ЮВАО | ЗАО "Деметра" | ||
37 | ЦАО | ОАО "Холодильник 5-6" | ||
По Департаменту науки и промышленной политики | ||||
Предприятия с Q > 40 т | ||||
1 | ЦАО | I | Кондитерская фабрика "Красный Октябрь" | |
2 | ЮВАО | Завод "Реатекс" | ||
3 | ЮАО | ПО "МосавтоЗИЛ" | ||
4 | САО | Лианозовский молочный комбинат, АО "Молоко" | ||
5 | СВАО | Останкинский мясоперерабатывающий комбинат | ||
6 | Останкинский молочный комбинат | |||
7 | ЮВАО | АО "Микомс", "Инвестпрод" | ||
8 | ЮАО | Бирюлевский мясоперерабатывающий завод | ||
9 | ЗАО | Московский пивобезалкогольный комбинат | ||
Предприятия с 10 т < Q < 40 т | ||||
10 | САО | Бусиновский мясоперерабатывающий завод | ||
11 | СВАО | Останкинский пивоваренный завод | ||
12 | ВАО | Черкизовский молочный завод, АО "Инвестпрод" | ||
13 | Черкизовский мясоперерабатывающий комбинат | |||
14 | ЮАО | Московский дрожжевой завод | ||
15 | Московский пивоваренный завод | |||
16 | Московский молочный комбинат | |||
17 | АО "Царицыно" (Красногвардейский мясоперерабатывающий завод) | |||
18 | ЗАО | Пивоваренный завод им.Бабаева | ||
19 | Очаковский молочный завод | |||
20 | Холодильник N 208 | |||
Предприятия с Q < 10 т | ||||
21 | ЦАО | II | Московский экспериментальный завод напитков "Хамовники" | |
22 | СВАО | Останкинский завод безалкогольных напитков | ||
23 | ЮАО | Дербеневский химический завод |