В Разделе 1 объединены наиболее принципиальные вопросы решения рассматриваемой проблемы, имеющие общий характер. Раздел состоит из 6-ти подразделов.
1.1. Концепции.
1.2. Законодательные акты.
1.3. Нормативно-методическая база.
1.4. Распорядительные документы.
1.5. Совершенствование инфраструктуры общей системы обеспечения безопасности и подсистемы управления химической безопасностью МСЧС.
1.6. Финансирование.
Подраздел 1.1. посвящен доработке и оформлению в виде официального документа общей концепции рассматриваемой проблемы и Городской программы. Особенности общей концепции и ряд основных положений изложены в данной Пояснительной записке.
Подраздел 1.2. посвящен разработке современной законодательной базы.
В настоящее время отсутствует законодательная база по рассматриваемой проблеме, соответствующая сложившимся и реформируемым производственным отношениям, что значительно осложняет практическое решение проблемы.
Начать предлагается с первоочередных законодательных актов, утверждаемых на региональном (Московском) уровне, определяющих материальную, административную, уголовную ответственность руководителей и владельцев ХОО за состояние безопасности производства, своевременное оповещение об аварии, ликвидацию и компенсацию последствий аварий, а также определяющих инфраструктуру системы обеспечения безопасности и ответственность соответствующих структур за обеспечение защиты людей при авариях.
Предлагается предварительно разработать структуру всего пакета законодательных актов по проблеме повышения безопасности производства на ХОО и обеспечения защиты персонала и населения при авариях. В этом пакете дополнительно должны быть учтены: особенности и расширенные задачи системы контроля и надзора; обязательное страхование потенциально опасных объектов; вопросы стимулирования решения проблемы повышения безопасности и защиты населения; определена доля государства и изменение ее во времени в финансировании рассматриваемого комплекса мероприятий, в зависимости от формы собственности и стадии разработки; социальное законодательство, обеспечивающее защиту прав пострадавших, предоставление компенсаций и льгот за причиненный ущерб, установление рублевого эквивалента стоимости жизни, а также решение других аспектов проблемы.
Законодательство должно предусматривать поэтапное исправление создавшегося положения с постепенным увеличением финансирования за счет владельцев предприятий и страховых компаний и уменьшением доли государства. При этом целесообразно стремиться к созданию такого положения, при котором разработка и реализация мероприятий по повышению безопасности производства и обеспечению защиты населения стали бы выгодны не только с моральной, но и с материальной точки зрения.
Если по юридическим причинам принятие отдельных законодательных актов для временного использования на региональном (Московском) уровне будет заблокировано, то проекты этих законодательных актов срочно в установленном порядке передаются в Государственную Думу для рассмотрения и утверждения.
Подраздел 1.3. посвящен разработке и совершенствованию современной нормативно-методической базы для решения рассматриваемой проблемы.
В связи с разрывом вертикальных связей и общим развалом науки, работы в этом направлении длительное время практически не велись и поэтому нормативно-методическая база устарела и не удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям.
Для качественного решения рассматриваемой проблемы необходима многоплановая нормативно-методическая база. В первом приближении ее можно разделить на несколько разделов:
а) Нормативно-методические документы для решения специфических вопросов защиты в аварийных ситуациях;
б) Совершенствование ряда глав СНиП и развивающих их документов;
в) Совершенствование нормативно-методических документов по обеспечению безопасности производства на химических предприятиях различных отраслей промышленности и народного хозяйства;
г) Пособия для обучения руководителей, специалистов и населения по проблеме повышения безопасности производства и обеспечения защиты населения при авариях.
Разработка, доработка и представление на утверждение первоочередных документов нормативно-методической базы включены в Городскую программу "Химическая безопасность Москвы" на 2000 г.
В подразделе 1.4. предусматривается разработка различных Постановлений и Распоряжения Правительства Москвы, распоряжений 1-го зам. Премьера Правительства Москвы, приказов, распоряжений и положений по отраслевым и территориальным органам и других распорядительных документов по вопросам обеспечения химической безопасности Москвы. По указанию органов Власти к этой работе могут привлекаться исполнители Городской программы.
Подраздел 1.5. посвящен совершенствованию организационной структуры общей системы управления химической безопасностью и подсистемы МСЧС и является составной частью организации комплексного решения проблемы обеспечения безопасности производства и защиты персонала и населения при авариях и в других ЧС.
Существующая в настоящее время система имеет многочисленные крупные недостатки, проистекающие, в основном, из того, что существовавшая ранее система разрушена, а новая до конца не отработана и не продумана.
Наиболее крупными недостатками являются:
- практическое отсутствие вертикальных связей, координации работ и ответственности за решение проблемы в целом;
- отсутствие мероприятий по защите населения при авариях, кроме организации аварийно-спасательных работ и т.д.
Разработка инфраструктуры рассматриваемой системы, определение задач, прав и обязанностей отдельных ее звеньев затрагивают деятельность различных министерств, департаментов и других органов исполнительной и законодательной власти и не могут быть выполнены без их непосредственного и действенного участия.
В подразделе 1.6. предусматриваются средства на составление и оформление ежегодных программ.
Для раздела 2 предлагается короткое название "Оценка безопасности".
В разделе 2 объединены мероприятия и вопросы, требующие систематического решения, или к решению которых приходится возвращаться неоднократно.
В разделе 2 можно выделить 4 подраздела:
2.1. Комплексные обследования ХОО и оценка их безопасности.
2.2. Систематический контроль состояния безопасности.
2.3. Разработка и корректировка "Деклараций безопасности ХОО".
2.4. Организация мониторинга среды.
В подразделе 2.1. предусматривается организация комплексного обследования межведомственной комиссией групп предприятий. Предварительно желательно иметь результаты КНИР по разработке комплексного проекта повышения безопасности объекта-представителя этой группы и обеспечения защиты в аварийных ситуациях населения прилегающего района и персонала соседних предприятий. Проведение обследования, обобщение его результатов и оценка безопасности предприятия производятся с учетом комплекса мероприятий, разработанного для объекта-представителя.
Подраздел 2.2. предназначен для организации и проведения систематической проверки состояния безопасности ХОО и проверок выполнения мероприятий, предусмотренных Городской программой "Химическая безопасность Москвы", по повышению уровня безопасности ХОО и защиты населения прилегающего района.
Значительная часть мероприятий этого подраздела выполняется по собственным планам ГУ ГОЧС, Госгортехнадзора, других контрольных и надзорных органов. Часть мероприятий, носящих исследовательский и обобщающий характер, включается в Городскую программу.
В подразделе 2.3. предусматривается организация декларирования безопасности предприятий и их обязательного страхования.
Применяемая в настоящее время структура, содержание и оформление "Деклараций безопасности предприятий" не способствуют повышению безопасности производства и обеспечению защиты в аварийных ситуациях населения и территорий прилегающего района, а в ряде случаев, наоборот, наносят вред решению этой проблемы. В связи с этим в подразделе 1.5. Городской программы на 2000 г. предполагается произвести корректировку положения по разработке "Деклараций...", в котором пересмотреть и откорректировать структуру, содержание и оформление "Деклараций...".
Организация обязательного страхования, в т.ч. ответственности перед третьими лицами, является относительно новым элементом в системе обеспечения безопасности и поэтому требует дополнительной проработки. При удачном решении проблемы обязательного страхования ХОО, оно будет полезным в общей системе обеспечения безопасности и позволит существенно снизить государственные расходы при ликвидации последствий аварий.
Подраздел 2.4. посвящен организации геодинамического мониторинга районов высокого геологического риска и совершенствованию и расширению мониторинга воздушной среды химически опасных районов.
Предварительные исследования указывают на наличие в г.Москве районов повышенного геологического риска - наличие карстовых пустот, недостаточно устойчивых грунтовых массивов и т.п. Первые измерения указывают на возможность и целесообразность проведения геодинамического мониторинга в ряде районов г.Москвы вблизи ХОО. Результаты мониторинга позволят предсказать возможность и характер местных геологических катаклизмов.
В настоящее время мониторинг воздушной среды г.Москвы осуществляется в ограниченном количестве точек и не отвечает требованиям оперативного реагирования на изменение воздушной обстановки. Поэтому совершенствование организации мониторинга воздушной среды в химически опасных районах повысит надежность обнаружения аварий и особенно оперативность и обоснованность принятия решения по спасению людей в аварийных ситуациях.
Раздел 3 предлагается назвать "Комплексы неотложных мероприятий по повышению безопасности ХОО и обеспечению защиты населения".
Этот Раздел имеет большое практическое значение, т.к. в нем разрабатываются, обобщаются и реализуются большинство конкретных мероприятий, направленных на повышение безопасности производства и обеспечение защиты в аварийных ситуациях населения, персонала соседних предприятий, организаций, учреждений, метрополитена и других категорий людей.
В комплексе неотложных мероприятий, предусматривающем поднятие уровня безопасности на достаточно высокую и приемлемую ступень, целесообразно иметь четыре раздела:
1. Технологическая часть.