Свод правил по проектированию и строительству СП 12-102-2001 "Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин" (утв. постановлением Госстроя РФ от 18 декабря 2001 г. N 124) стр. 2

- по составу расходов - на технологические (пооперационные) и общепроизводственные;
- по уровням планирования - для строительных ведомств и первичных организаций (УМ, ПМК, СМУ, ДСК и т.д.).
4.8. Для определения норм расхода топлива применяют расчетно-аналитический, опытный и расчетно-статистический методы.
4.8.1. Расчетно-аналитический метод основан на поэтапном расчете норм по элементам расхода топлива с учетом конструктивных особенностей машин, технологии и организации выполнения строительных работ.
Расчетно-аналитический метод применяют для определения как индивидуальных, так и групповых норм расхода топлива.
4.8.2. Опытный метод заключается в экспериментальном определении в лабораторных или производственных условиях фактического удельного расхода топлива в режимах использования машин, предусмотренных технологическим процессом и инструкциями по эксплуатации.
Опытный метод применяют в тех случаях, когда отсутствуют необходимые данные для расчета индивидуальных норм расхода топлива.
4.8.3. Расчетно-статистический метод основан на анализе статистических данных о фактическом удельном расходе топлива за ряд предшествующих лет с учетом факторов, влияющих на его изменение.
Метод применяют как исключение в тех случаях, когда невозможно использовать расчетно-аналитический и опытный методы.

5. Методика расчета индивидуальных норм расхода топлива

5.1. Основными составляющими нормирования расхода топлива являются расход топлива в единицу времени при номинальной мощности двигателя, нормативный интегральный коэффициент (К), учитывающий особенности загрузки двигателя машин в период эксплуатации.
5.2. Индивидуальную норму расхода топлива на единицу рабочего времени машины Нт, кг/маш.-ч, определяют по формуле
-3
Н = g х N х К х 10, (1)
т е е
где g - удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя
е машины, г/кВт х ч (принимают согласно данным
эксплуатационных документов на двигатель);
N - номинальная мощность двигателя машины, кВт (принимают
е согласно данным эксплуатационных документов машины);
К - интегральный нормативный коэффициент изменения расхода
топлива в зависимости от режимов загрузки двигателя машины
(далее - интегральный коэффициент);
-3
10 - переводной коэффициент граммов в килограммы.
5.2.1. Значение интегрального коэффициента определяют по формуле
К = К х К х К х К х К , (2)
т.з в м т.м и
где К - коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск и
т.з прогревание двигателя, а также ежесменное техническое
обслуживание машин, К = 1,03 для всех машин;
т.з
К - коэффициент использования двигателя по времени (при
в отсутствии фактических значений, определенных в реальных
условиях эксплуатации, принимается по таблице А.1
приложения А);
К - коэффициент использования мощности двигателя (при
м отсутствии фактических значений, определенных в реальных
условиях эксплуатации, принимается по таблице А.1
приложения А);
К - коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в
т.м зависимости от степени использования мощности двигателя
(выраженной коэффициентом К), определяется по
таблице А.2 приложения А;
К - коэффициент, учитывающий износ двигателя, определяется по
и таблице А.3 приложения А.
Примечания
1. Коэффициенты разработаны на основе данных о фактических расходах топлива при выполнении машинами определенных объемов работ.
2. Пересчет индивидуальных норм расхода топлива из кг/маш.-ч в л/маш.-ч осуществляется по формуле
Н (л/маш.-ч) = Н (кг/маш.-ч) х К,