Машинисты-операторы землеройных машин должны пройти обучение согласно требованиям ГОСТ 27246.
6.7. Для замера контрольных расходов топлива в процессе проверки норм используются современные измерительные средства. В виде исключения можно применить мерную линейку. Шкала мерной линейки тарируется непосредственно для топливного бака конкретной испытуемой машины.
При тарировании линейки и последующих контрольных замерах топлива на горловине бака (или любой другой удобной неподвижной поверхности машины) выбирают базу, помечают ее (например, краской) и располагают мерную линейку относительно этой базы, обеспечивая тем самым одинаковое положение линейки при замерах.
Линейку опускают до упора на дно бака перпендикулярно к поверхности зеркала топлива в баке.
Тарировка мерных линеек и топливных баков испытуемых машин производится в присутствии разработчика норм. Представитель разработчика инструктирует работников, осуществляющих тарировку, с целью соблюдения единых рациональных приемов проверки.
6.8. Перед началом проведения контрольных замеров испытуемую машину устанавливают на ровную горизонтальную площадку, заправляют топливом бак, после чего измеряют с помощью мерной линейки его количество. Данные замера и другие исходные данные заносят в протокол по форме, приведенной в приложении Г.
Для ведения протокола контрольных замеров назначается инженерно-технический работник - один из членов комиссии строительной организации.
6.9. Замеры производят дважды: до начала работы и в конце рабочей смены. Общая продолжительность испытания одной машины - не менее трех рабочих смен.
При каждом замере расхода топлива выполняют не менее трех измерений; среднее арифметическое значение принимают за действительное значение искомой величины.
В случае, если в процессе проверки требуется дозаправка бака машины, необходимо произвести замер с записью в техническом протоколе уровня (объема) оставшегося топлива перед дозаправкой и уровня (объема) после дозаправки.
6.10. По результатам проверки производится корректировка расчетных индивидуальных норм расхода топлива.
Приложение А
(справочное)
Значения коэффициентов К_в, К_м, К_т.м, К_и, входящих в состав интегрального коэффициента К
Таблица А.1
Коэффициенты использования мощности двигателей К_м и двигателей по времени K_в в течение смены
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Наименование машины │ Коэффициент │
│ │ использования │
│ │ двигателей │
│ ├─────────┬─────────┤
│ │ по │ по │
│ │ времени │мощности │
│ │ K_в │ К_м │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│ I. Машины для земляных работ │ │ │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│Экскаваторы одноковшовые: │ │ │
│ │ │ │
│1-2-размерные группы │ 0,86 │ 0,60 │
│ │ │ │
│3-4-размерные группы │ 0,90 │ 0,50 │
│ │ │ │
│Экскаваторы траншейные роторные и цепные │ 0,88 │ 0,50 │
│ │ │ │
│Экскаваторы роторные (при работе в карьере) с│ │ │
│ковшом вместимостью, л, до: │ │ │
│ │ │ │
│50 │ 0,88 │ 0,50 │
│ │ │ │
│100 │ 0,94 │ 0,50 │
│ │ │ │
│Экскаваторы многоковшовые поперечного копания│ 0,88 │ 0,50 │
│карьерные │ │ │
│ │ │ │
│Бульдозеры │ 0,86 │ 0,40 │
│ │ │ │
│Рыхлители на базе трактора │ 0,86 │ 0,80 │
│ │ │ │
│Скреперы │ 0,92 │ 0,80 │
│ │ │ │
│Автогрейдеры │ 0,90 │ 0,50 │
│ │ │ │
│Планировщики │ 0,90 │ 0,40 │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│ II. Машины для ремонта и содержания дорожных │ │ │
│ покрытий │ │ │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│Машины маркировочные, асфальторазогреватели │ 0,63 │ 0,30 │
│ │ │ │
│Машины для очистки и разделки трещин │ 0,63 │ 0,50 │
│ │ │ │
│Машины для приготовления и распределения шламов,│ 0,63 │ 0,70 │
│для устранения неровностей │ │ │
│ │ │ │
│Машины для устройства полос уширения и укрепления│ 0,63 │ 0,40 │
│откосов │ │ │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│ III. Снегоочистители │ │ │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│Шнекороторные │ 0,77 │ 0,60 │
│ │ │ │
│Газоструйные │ 0,77 │ 0,85 │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│ IV. Машины для уплотнения грунтов и дорожных │ │ │
│ покрытий │ │ │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│Катки │ 0,79 │ 0,50 │
│ │ │ │
│Машины трамбующие │ 0,42 │ 0,27 │
│ │ │ │
│Виброплиты │ 0,63 │ 0,60 │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│ V. Машины и оборудование для дорожных покрытий │ │ │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│Фрезы дорожные │ 0,60 │ 0,60 │
│ │ │ │
│Цементовозы-распределители │ 0,70 │ 0,40 │
│ │ │ │
│Машины грунтосмесительные, автогудронаторы,│ 0,83 │ 0,40 │
│автобитумовозы │ │ │
│ │ │ │
│Установки асфальтосмесительные │ 0,60 │ 0,60 │
│ │ │ │
│Асфальтоукладчики │ 0,78 │ 0,30 │
│ │ │ │
│Оборудование для армирования поперечных швов в│ 0,60 │ 0,60 │
│цементобетонном покрытии │ │ │
│ │ │ │
│Машины для устройства шероховатых поверхностей │ 0,63 │ 0,40 │
│ │ │ │
│Нарезчики швов │ 0,42 │ 0,30 │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│ VI. Машины и оборудование для приготовления │ │ │
│ бетонных смесей │ │ │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│Бетоносмесители цикличного действия: стационарные│ │ │
│вместимостью, л: │ │ │
│ │ │ │
│до 500 │ 0,80 │ 0,40 │
│ │ │ │
│св. 500 │ 0,80 │ 0,50 │
│ │ │ │
│передвижные вместимостью, л: │ │ │
│ │ │ │
│до 500 │ 0,60 │ 0,50 │
│ │ │ │
│св. 500 │ 0,7,0 │ 0,50 │
│ │ │ │
│Растворосмесители: │ │ │
│ │ │ │
│передвижные │ 0,20 │ 0,40 │
│ │ │ │
│стационарные │ 0,70 │ 0,40 │
│ │ │ │
│Автобетоносмесители, автобетоновозы,│ 0,82 │ 0,50 │
│авторастворовозы │ │ │
│ │ │ │
│Автобетононасосы │ 0,66 │ 0,60 │
│ │ │ │
│Дозаторы непрерывного действия и цикличные │ 0,90 │ 0,50 │
│ │ │ │
│Бетононасосы передвижные и стационарные │ 0,60 │ 0,50 │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│ VII. Вибромашины │ │ │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│Вибраторы: │ │ │
│ │ │ │
│общего назначения │ 0,20 │ 0,90 │
│ │ │ │
│глубинные │ 0,20 │ 0,80 │
│ │ │ │
│Вибропитатели │ 0,15 │ 0,90 │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│ VIII. Краны, грузоподъемные устройства, │ │ │
│ погрузочно-разгрузочное оборудование │ │ │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│Краны стреловые автомобильные грузоподъемностью, т:│ │ │
│ │ │ │
│до 10 │ 0,74 │ 0,25 │
│ │ │ │
│св. 10 │ 0,79 │ 0,25 │
│ │ │ │
│Краны стреловые пневмоколесные │ 0,90 │ 0,35 │
│ │ │ │
│Краны стреловые гусеничные │ 0,90 │ 0,30 │
│ │ │ │
│Погрузчики одноковшовые │ 0,86 │ 0,30 │
│ │ │ │
│Трубоукладчики │ 0,95 │ 0,25 │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│ IX. Машины для свайных работ │ │ │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│Шпунтовыдергиватели │ 0,82 │ 0,30 │
│ │ │ │
│Шпунтопогружатели │ 0,82 │ 0,70 │
│ │ │ │
│Молоты дизельные, устройства для резки свай,│ 0,82 │ 0,30 │
│погружатели вибрационные, установки копровые │ │ │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│ X. Дробильно-обогатительное оборудование │ │ │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│Дробилки стационарные │ 0,86 │ 0,60 │
│ │ │ │
│Установки передвижные дробильно-сортировочные│ │ │
│производительностью, м3/ч: │ │ │
│ │ │ │
│до 25 │ 0,94 │ 0,60 │
│ │ │ │
│св. 25 │ 0,94 │ 0,70 │
│ │ │ │
│Грохоты, питатели, транспортеры (конвейеры) │ 0,82 │ 0,60 │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│ XI. Машины мелиоративные │ │ │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│Канавокопатели плужные и фрезерные,│ 0,83 │ 0,50 │
│каналоочистители │ │ │
│ │ │ │
│Грейдер-элеваторы │ 0,85 │ 0,50 │
│ │ │ │
│Снаряды землесосные производительностью, м3/ч: │ │ │
│ │ │ │
│до 50 │ 0,79 │ 0,60 │
│ │ │ │
│св. 50 │ 0,68 │ 0,50 │
│ │ │ │
│Комплекты машин для облицовки каналов монолитным│ │ │
│бетоном глубиной, м: │ │ │
│ │ │ │
│до 1,5 │ 0,70 │ 0,60 │
│ │ │ │
│св. 1,5 │ 0,60 │ 0,60 │
│ │ │ │
│Виброформы для бетонирования каналов │ 0,70 │ 0,60 │
│ │ │ │
│Плитоукладчики для облицовки каналов сборным│ 0,70 │ 0,60 │
│бетоном │ │ │
│ │ │ │
│Машины бурильные │ 0,60 │ 0,40 │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│ XII. Машины строительно-отделочные │ │ │
├───────────────────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│Для штукатурных работ: │ │ │
│ │ │ │
│агрегаты штукатурные, растворосмесители передвижные│ 0,40 │ 0,70 │
│ │ │ │
│растворонасосы производительностью, м3/ч: │ │ │
│ │ │ │
│до 2 │ 0,40 │ 0,70 │
│ │ │ │
│св. 2 │ 0,30 │ 0,60 │
│ │ │ │
│Станции штукатурные │ 0,60 │ 0,50 │
│ │ │ │
│Для малярных работ: │ │ │
│ │ │ │
│компрессоры │ 0,70 │ 0,60 │
│ │ │ │
│станции малярные │ 0,50 │ 0,70 │
│ │ │ │
│смесители малярные │ 0,60 │ 0,70 │
│ │ │ │
│мешалки с насосом │ 0,30 │ 0,70 │
└───────────────────────────────────────────────────┴─────────┴─────────┘
Таблица А.2
Коэффициент К_т.м, учитывающий изменение удельного расхода топлива в зависимости от степени использования мощности двигателя (выраженной коэффициентом К_м)
┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│ Тип двигателя │ К_т.м при значениях К_м │
│ ├───────┬────────┬───────┬───────┬───────┬───────┤
│ │ 0,4 │ 0,5 │ 0,6 │ 0,7 │ 0,8 │ 0,9 │
├──────────────────────┼───────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Тракторные дизели │ 1,28 │ 1,14 │ 1,08 │ 1,05 │ 1,02 │ 0,95 │
├──────────────────────┼───────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Автомобильные дизели │ 1,2 │ 1,09 │ 1,05 │ 1,02 │ 1,01 │ 0,98 │
├──────────────────────┼───────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Карбюраторные │ 1,08 │ 1,04 │ 1,03 │ 1,02 │ 1,01 │ 1 │
└──────────────────────┴───────┴────────┴───────┴───────┴───────┴───────┘
Примечание - При значениях К_м, не указанных в таблице, К_т.м, определяется интерполяцией.
Таблица А.3
Коэффициент износа К_и, учитывающий износ двигателя в зависимости от использования его ресурса
┌────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────┐
│ Тип двигателя │К_и при использовании ресурса двигателя, %│
│ ├──────────────┬─────────────┬─────────────┤
│ │ 0 - 30 │ 30 - 80 │ 80 - 100 │
├────────────────────────────┼──────────────┼─────────────┼─────────────┤
│Дизельные │ 1 │ 1,05 │ 1,1 │
├────────────────────────────┼──────────────┼─────────────┼─────────────┤
│Карбюраторные │ 1 │ 1,15 │ 1,2 │
└────────────────────────────┴──────────────┴─────────────┴─────────────┘
Приложение Б
Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в республиках, краях и областях России
Таблица Б.1
┌────────┬──────────────────────────────────────┬───────────┬───────────┐
│Климати-│Республики, края, области, входящие в │ Срок │Предельная │
│ ческая │ состав данной зоны (при применении │действия в │ величина │
│ зона │ зимних надбавок к нормам расхода │ течение │надбавки, %│
│ │ топлива) │года, мес. │ │
├────────┼──────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ I │Республика Дагестан,│ 3 │ 5,0 │
│ │Кабардино-Балкарская, Чеченская,│ │ │
│ │Ингушская Республики │ │ │
├────────┼──────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ II │Республика Северная Осетия,│ 3 │ 5,0 │
│ │Краснодарский и Ставропольские края │ │ │
├────────┼──────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ III │Белгородская, Калининградская,│ 4 │ 7,0 │
│ │Ростовская области │ │ │
├────────┼──────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ IV │Республика Калмыкия, Астраханская,│ 5 │ 10,0 │
│ │Брянская, Воронежская, Волгоградская,│ │ │
│ │Калужская, Курская, Липецкая,│ │ │
│ │Орловская, Пензенская, Саратовская,│ │ │
│ │Тамбовская, Самарская области │ │ │
├────────┼──────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ V │Республика Марий Эл, Республика│ 5 │ 10,0 │
│ │Татарстан, Чувашская Республика,│ │ │
│ │Владимирская, Ивановская, Тверская,│ │ │
│ │Рязанская, Ленинградская, Московская,│ │ │
│ │Тульская, Смоленская, Новгородская,│ │ │
│ │Псковская области │ │ │
├────────┼──────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ VI │Республика Мордовия, Нижегородская,│ 5 │ 10,0 │
│ │Вологодская, Костромская, Ульяновская,│ │ │
│ │Ярославская области │ │ │
├────────┼──────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ VII │Удмуртская Республика, Курганская,│ 5 │ 10,0 │
│ │Пермская, Свердловская, Челябинская│ │ │
│ │области │ │ │
├────────┼──────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ VIII │Республики Алтай, Башкортостан,│ 5 │ 12,0 │
│ │Карелия, Хакасия*, Алтайский,│ │ │
│ │Красноярский*, Приморский, Хабаровский│ │ │
│ │края, Кировская, Новосибирская,│ │ │
│ │Омская, Сахалинская, Тюменская│ │ │
│ │области*, Еврейская автономная область│ │ │
├────────┼──────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ IX │Амурская, Камчатская, Кемеровская,│ 6 │ 15,0 │
│ │Оренбургская области │ │ │
├────────┼──────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ X │Республики Бурятия и Коми*,│ 6 │ 15,0 │
│ │Архангельская*, Иркутская*,│ │ │
│ │Мурманская*, Читинская области*,│ │ │
│ │острова Баренцева и Белого морей │ │ │
├────────┼──────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ XI │Республика Тыва, Таймырский│ 6 │ 18,0 │
│ │(Долгано-Ненецкий), Ханты-Мансийский,│ │ │
│ │Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий│ │ │
│ │автономные округа, Магаданская│ │ │
│ │область, острова моря Лаптевых │ │ │
├────────┼──────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│ XII │Республика Саха, острова Ледовитого│ 7 │ 20,0 │
│ │океана, Карского моря │ │ │
└────────┴──────────────────────────────────────┴───────────┴───────────┘
* Приравнены к районам Крайнего Севера с применением надбавок для XI климатической зоны.
Примечание - Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива дифферецированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода и обобщения опыта эксплуатации машин в этих регионах.
Приложение В
(справочное)
Пример расчета индивидуальной нормы расхода топлива
При расчете индивидуальной нормы расхода топлива необходимо обратить внимание на порядок применения коэффициентов, используемых при расчете:
- коэффициенты К_в, К_м, К_т.м и К_и определяют режим работы двигателя и применяются при расчете в соответствии с формулой (2), приведенной в 5.2.1;
- суммарный поправочный коэффициент Д определяет условия эксплуатации и применяется для корректировки индивидуальной нормы расхода топлива в соответствии с формулой (3), приведенной в 5.3.3.
Расчет индивидуальной нормы расхода топлива работы бульдозера
Исходные данные:
- удельный расход топлива g_е = 238 г/кВт х ч;
- номинальная мощность двигателя по паспорту или инструкции по эксплуатации N_е = 80 кВт;
- износ двигателя оценивается в 55%.
Выбор коэффициентов:
- коэффициент использования двигателя по времени К_в = 0,86 (принимается по таблице А.1, приложение А);
- коэффициент использования двигателя по мощности К_м = 0,4 (принимается по таблице А.1, приложение А);
- коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от использования двигателя по мощности K_т.м = 1,28 (принимается по таблице А.2, приложение А);
- коэффициент износа двигателя К_и = 1,05 (принимается по таблице А.3, приложение А).
Определяем индивидуальную норму расхода топлива Н_т
Н_т = 1,03 х g_е х К_в х К_м х К_т.м х К_и = 1,03 х 238 х 0,86 х 0,4 х 1,28 х 1,05 = 9,063 кг/маш.-ч.
Уточняем индивидуальную норму расхода топлива в соответствии с условиями эксплуатации по таблице 2:
- время года - зима, место работы - Республика Северная Осетия (Д_9 = 0,05);