Методика проведения финансового аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги МДС 13-10.2000 (утв. приказом Госстроя РФ от 29 декабря 1997 г. N 17-142) стр. 11

3. Доля просроченной дебиторской задолженности в активах
Доля просроченной Просроченная дебиторская задолженность
дебиторской задолжен- = ────────────────────────────────────── х 100
ности в общем объеме Дебиторская задолженность
Этот показатель характеризует "качество" дебиторской задолженности. Тенденция к его росту свидетельствует о снижении ликвидности.
Расчет показателей оборачиваемости дебиторской задолженности приведен в таблице.

Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности

┌──────────────────────────────┬──────────────┬──────────┬──────────────┐
│ Показатели │Предыдущий год│ Отчетный │ Изменения │
│ │ │ год │ │
├──────────────────────────────┼──────────────┼──────────┼──────────────┤
│Оборачиваемость дебиторской│ │ │ │
│задолженности, количество раз.│ │ │ │
├──────────────────────────────┼──────────────┼──────────┼──────────────┤
│Период погашения дебиторской│ │ │ │
│задолженности, дни │ │ │ │
├──────────────────────────────┼──────────────┼──────────┼──────────────┤
│Доля дебиторской задолженности│ │ │ │
│покупателей и заказчиков в│ │ │ │
│общем объеме текущих активов,│ │ │ │
│% │ │ │ │
├──────────────────────────────┼──────────────┼──────────┼──────────────┤
│Доля просроченной дебиторской│ │ │ │
│задолженности в общем объеме│ │ │ │
│задолженности, %* │ │ │ │
└──────────────────────────────┴──────────────┴──────────┴──────────────┘
┌──────────────────────────────┬──────────────┬──────────┬──────────────┐
______________________________
* - Данные о просроченной дебиторской задолженности взяты из справки бухгалтерии о состоянии активов.
Необходимо также провести анализ работы, ведущейся предприятием по ликвидации дебиторской задолженности.

5. Аудит формирования фактической производственной себестоимости и прибыли

5.1. Нормативно-правовая база

При аудите фактической производственной себестоимости необходимо в первую очередь руководствоваться:
"Положением о составе затрат по производству и реализации услуг и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 N 661 и от 20.11.95 N 1133 с учетом Письма Госналогслужбы РФ от 14.02.96 N HП-4-02/9н "О дополнении к Особенностям состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства".
Отраслевыми нормативными документами, устанавливающими состав затрат, включаемых в себестоимость, для предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, являются:
- Методика расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства", утвержденная приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 09.11.93 N 56 (в дальнейшем - Методика).
- Методические рекомендации по формированию цен на жилищно-коммунальные услуги в службах "Заказчика", утвержденные приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России от 07.10.94 N 7 (в дальнейшем - Методические рекомендации).

5.2. Проверка фактических затрат

Согласно указанным отраслевым документам все фактические затраты по оказанию отдельных видов жилищно-коммунальных услуг должны собираться в отчетные калькуляции по установленным формам. Формы калькуляций по видам деятельности приведены в приложении к настоящей Методике.
Отчетные калькуляции позволяют рассчитать и оценить как полную себестоимость оказываемого предприятием вида услуг, так и себестоимость единицы материального носителя услуги.
Для анализа себестоимости необходимо сопоставление исходных данных калькуляции, на основании которых был рассчитан тариф, и фактических данных. Эти данные должны подтверждаться документами официальной отчетности.
Анализируются факторы, влияющие на отклонение уровня затрат от запланированного уровня. При этом выявляется влияние таких объективных факторов, как:
- климатические и градостроительные характеристики муниципального образования;
- особенности технологического процесса;
- состав и состояние основных фондов;
- виды и технологические схемы доставки материального носителя услуги.
Выявляется влияние также и субъективных факторов:
- отнесение затрат на себестоимость, исходя из фактических, а не нормативных затрат без необходимого обоснования;
- включение в тарифы непроизводительных затрат, а также затрат, не связанных с предоставлением данного вида услуг;
- использование нормативов, не соответствующих организационно-экономическим условиям деятельности предприятий (завышенных нормативов численности, потребления услуг и т.п.).
При оценке затрат необходимо обращать внимание как на их превышение над расчетным уровнем, так и на занижение, которое, как правило, сопровождается значительно большим завышением норматива потребления услуг данного вида для обеспечения суммарного дохода предприятия.
В связи с этим необходимо анализировать:
- нормативы потребления коммунальных услуг;
- установленные тарифы на коммунальные услуги;
- уровень платежей граждан от установленного тарифа.
Анализ фактической себестоимости должен в обязательном порядке подтверждаться аудиторской проверкой фактически произведенных затрат по каждому регулируемому виду деятельности.
В этих целях рекомендуется следующий порядок:
1. Установление перечня затрат и правомерность их отнесения на себестоимость.
2. Проверка соответствия списания затрат фактически произведенным расходам, а для нормируемых работ - соответствие нормам.
Аудит фактических затрат должен проводиться не столько в целях установления правильности оформления списываемых на себестоимость затрат, сколько в целях установления достоверности отнесения их на себестоимость по следующим принципам:
- производственная направленность затрат, т.е. прямая обусловленность производственной деятельностью предприятия, подлежащей регулированию;
- технологическое соответствие, т.е. обусловленность технологией и организацией производства;
- номенклатурное соответствие, т.е. правомерность списания только тех затрат, которые разрешено списывать в себестоимость;
- количественное соответствие, т.е. обусловленность списываемых затрат производственными нормами, установленными регулирующими органами, отраслевыми нормативными материалами или самим предприятием;
- действительность произведения затрат, т.е. правомерность списания только действительно произведенных затрат, что устанавливается выборочной проверкой отдельных производственных участков, по которым произошло списание фактических затрат.
Анализ фактически произведенных затрат рекомендуется проводить по формам N 5.1 и N 5.2.
Форма N 5.1

Анализ затрат, произведенных в отчетном периоде по содержанию и ремонту жилищного фонда