" Методические рекомендации о порядке проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации органов и учреждений" (утв. Минюстом РФ 30.07.1999) стр. 2

обжаловать в установленном порядке неправомерные действия ревизоров с предоставлением соответствующего обоснования;
давать объяснения ревизорам как в устной, так и в письменной форме по вопросам, имеющим отношение к ревизии;
присутствовать при инвентаризации вверенных им ценностей, знакомиться с актом ревизии и представлять в письменной форме замечания или возражения;
знакомиться со всеми документами, послужившими основанием для выводов о недостатках в работе и злоупотреблениях;
предоставлять соответствующие подлинные документы и копии их, заверенные в установленном порядке;
подписать акт (в случае несогласия) с письменным изложением соответствующих подтверждающих документов;
согласовать с ревизорами срок представления аргументированных возражений (указанный срок должен быть не более 10 дней с момента подписания акта).

4. Задачи ревизии

Основными задачами ревизии является проверка:
правильности составления проектов смет;
исполнения смет, т.е. целевого использования бюджетных средств;
соблюдения финансовой дисциплины;
обеспечения учета сохранности и расходования материальных и денежных средств;
законности образования и правильности расходования внебюджетных средств;
соблюдения инструктивных указаний и положений по организации ведения бухгалтерского учета и отчетности;
выполнения предложений по актам предыдущих ревизий;
расчетов по заработной плате и премии;
расчетов с подотчетными лицами, с разными дебиторами и кредиторами, а также правильности расходования денежных средств на командировки и другие цели, предусмотренные сметой.
При проведении ревизий в централизованных бухгалтериях подвергаются проверке также хозяйственные операции по всем учреждениям и службам, обслуживаемым централизованными бухгалтериями.
При этом необходимо проверить, не нарушены ли права руководителей обслуживаемых учреждений и служб как распорядителей кредитов.
Для осуществления перечисленных задач проверяется:
4.1. Хозяйственная деятельность
Указывается количество обслуживаемых подведомственных учреждений и служб, общий штат и объем общей сметы. Какие бюджетные и текущие счета открыты бухгалтерии. Кому принадлежит здание и его размеры.
Изучается структура бухгалтерской службы, организация, формы и методы ведения бухгалтерского учета (имеется ли утвержденное в установленном порядке положение о бухгалтерской службе и как оно выполняется; выполняются ли главным бухгалтером обязанности по организации бухгалтерского учета и контролю за обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей; формируется ли учетная политика в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия"; наличие утвержденных в установленном порядке смет расходов и оснований для внесения изменений в эти сметы и др.).
Состояние охраны кассы, обеспеченность вычислительной и оргтехникой, транспортом, характеристика состояния транспорта, наличие приказов, отражающих финансово - хозяйственную деятельность (сроки представления авансовых отчетов; период, на который выдаются денежные средства под отчет, перечень лиц, имеющих право получения денежных средств на хозяйственные нужды и др.), табелей учета рабочего времени.
4.2. Финансовая деятельность
4.2.1. Порядок ведения кассовых операций
В начале ревизии проверяются: наличие денежных сумм и приходно - расходных документов в кассе или у подотчетного лица, осуществляющего кассовые операции; бланки и документы строгой отчетности; лимитированные чеки; расчет лимита остатка кассы, утвержденный банком.
Ревизия кассы производится ревизором в присутствии лица, которому поручено вести кассу, и главного бухгалтера или его заместителя немедленно после предъявления полномочий на проведение ревизии. На время ревизии все кассовые операции прекращаются.
В процессе проверки материально ответственное лицо за кассу обязано составить отчет об операциях кассы за текущий день, вывести по кассовой книге остаток денег на день ревизии и на последнем отчете дать расписку (Приложение N 1), что все приходные и расходные кассовые документы включены в отчет и к моменту ревизии кассы неоприходованных и не списанных в расход денег не имеется.
Необходимо проверить наличие письменных договоров о материальной ответственности с лицами, которые ведут кассы, а также с лицами, на которых приказами руководителей учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, возложены обязанности по выдаче заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, премий и других денежных средств.
Денежное наличие проверяется путем полного перерасчета всех денег, находящихся в кассе. После этого ревизор сопоставляет наличие денежных средств с остатком, отраженным в кассовой книге и отчете кассира.
Выданные из кассы суммы по частным распискам считаются недостачей. В случае выявления излишка или недостачи денег в кассе ревизор должен установить причину их возникновения. В этих целях лицо, ответственное за ведение кассы, обязано дать объяснения, а ревизор должен проверить достоверность объяснений.
На обнаруженные излишки денежных средств составляется приходный кассовый ордер, который заносится в кассовую книгу, а излишки сдаются в доход бюджета. При выявлении в ходе ревизии недостачи наличных денег должны быть приняты меры к взысканию.
После проверки денежной наличности проверяются бланки документов строгой отчетности (бланки трудовых книжек, вкладыши к трудовым книжкам, квитанционные книжки судебных исполнителей) и ценные бумаги (оплаченные талоны на бензин и масло, на питание и т.п., оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы, полученные извещения на почтовые переводы, почтовые марки и марки госпошлины и т.п.).
Результаты ревизии кассы оформляются отдельным актом (Приложение N 2). Акт не должен иметь подчисток и исправлений. Один экземпляр акта вручается главному бухгалтеру или заместителю проверяемого учреждения.
По результатам проверки кассы обязательно отмечаются случаи нарушения правил ведения кассовой книги, оформления кассовых документов, хранения в кассе денег в размерах, превышающих кассовый лимит, установленный банком.
При ревизии кассовых операций следует руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40.
Перед началом ревизии прежде всего необходимо установить круг лиц, имеющих право подписи кассовых документов, имеется ли у лица, ответственного за ведение кассы, положение по ведению кассовых операций.
Проверяя соблюдение кассовой дисциплины, необходимо выявлять:
расчеты через кассу по операциям, которые должны оплачиваться безналичным путем, путем применения ККМ;
случаи использования денег не по целевому назначению, несвоевременного возвращения в банк неиспользованных денежных средств;
превышение остатков наличных денег в кассе за отдельные дни и в среднем за месяц установленных лимитов;
правильность расходования выручки, полученной в кассу.
При проверке полноты оприходования денег, полученных из обслуживаемого банка, от организаций, необходимо сличить записи в кассовой книге с записями в выписках банка и корешками чеков, приходными кассовыми ордерами. В случаях исправлений, подчистки следует провести сверку записей в выписках банка с подлинными записями в лицевых счетах, хранящихся в обслуживаемом банке.
Приходные и расходные кассовые документы должны проверяться сплошным порядком с целью выявления случаев хищения денежных средств, незаконного и нецелесообразного использования их, нарушений правильности оформления документов.
Проверяя расходные кассовые документы, необходимо установить:
имеется ли на этих документах разрешительная надпись распорядителя кредитов, главного бухгалтера, кассира и получателя;
соблюдается ли порядок погашения расходных документов после выдачи по ним денег.
При выплате депонированной заработной платы следует проверить, была ли она ранее начислена и срок ее давности.