Утверждаю
Первый заместитель
Министра юстиции
Российской Федерации
Э.РЕНОВ
30 июля 1999 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИЙ ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Общие положения
Ревизии финансово - хозяйственной деятельности органов и учреждений <*>, подведомственных Минюсту России, должны проводиться не реже одного раза в год (Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. N 1095).
--------------------------------
<*> Далее по тексту - учреждения.
В случае необходимости могут проводиться внеочередные ревизии или проверки по отдельным вопросам (исполнение сметы, состояние кассовой дисциплины, обоснованность получения и использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и др.) <*>.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - ревизии.
Ревизии осуществляются Министерством юстиции Российской Федерации и назначаются в каждом отдельном случае руководителем министерства или его первым заместителем с указанием сроков проведения ревизии.
Организация и производство ревизий обеспечивается силами отдела ревизионной работы (Контрольно - ревизионного управления) Министерства юстиции Российской Федерации. При проведении комплексных ревизий министерств юстиции автономных республик, управлений юстиции края, области в проверке их финансово - хозяйственной деятельности также принимает участие Департамент финансово - экономического и хозяйственного обеспечения Минюста России. В отдельных случаях на основании приказа (распоряжения) министра (первого заместителя министра) для участия в ревизии могут быть привлечены специалисты управлений и отделов министерства, а также других учреждений и органов юстиции.
Ревизии проводятся в соответствии с планами работы министерства, утвержденными руководством министерства, как правило, не более чем в месячный срок. Продление срока ревизии допускается с разрешения лица, назначившего ревизию.
2. Обязанности, права и ответственность ревизора
2.1. Ревизор обязан:
разработать конкретную программу на каждую ревизию с указанием основных вопросов и сроков их выполнения. При подготовке программы следует использовать сметы расходов, штатные расписания, бухгалтерские отчеты и заключения по ним, приказы, оперативные и статистические данные, имеющиеся в других управлениях и отделах, акты предыдущих ревизий и заключения по ним. Программа составляется председателем комиссии (ревизором), утверждается руководителем или заместителем руководителя министерства;
проводить документальные ревизии в строгом соответствии с действующим законодательством, инструкциями, положениями, относящимися к финансовой деятельности и бухгалтерскому учету;
по прибытии в ревизуемую организацию предъявить полномочия (приказ или распоряжение) на проведение ревизии;
добиваться, чтобы все нарушения по мере их обнаружения были устранены. Если это невозможно, то ревизор на основании акта, с учетом объяснений составляет проект предложений по устранению выявленных недостатков в ходе ревизии и представляет его вместе со всеми материалами по ревизии на рассмотрение руководителю, назначившему ревизию;
при ревизии централизованной бухгалтерии проводить проверки в службах судебных приставов и нотариальных конторах по вопросам достоверности предоставления соответствующих документов и др.
2.2. Ревизор имеет право:
требовать предъявления денежных документов, бухгалтерских регистров, отчетов, планов, смет, приказов, хозяйственных и трудовых договоров и других финансовых документов;
получать устные разъяснения и письменные объяснения от работников ревизуемых учреждений;
осматривать служебные помещения, территорию, склады, оборудование и др.;
проводить встречные проверки записей и документов в ревизуемом учреждении, с соответствующими записями и документами в тех организациях, учреждениях и предприятиях, от которых получены или которым выданы денежные средства и материальные ценности;
сличать в необходимых случаях имеющиеся в ревизуемом учреждении выписки обслуживающего банка по бюджетным и внебюджетным счетам с подлинными записями по этим счетам в обслуживаемом банке, а также знакомиться с документами, послужившими основанием для производства указанных записей;
назначать и проводить инвентаризации материальных ценностей;
опечатывать кассы и кассовые помещения.
2.3. Ревизор несет ответственность:
за невыполнение задания, предусмотренного утвержденной программой;
за неполноту и необоснованность фактов, изложенных в акте ревизии;
за сокрытие обнаруженных нарушений и злоупотреблений.
3. Обязанности и права руководителя и главного бухгалтера проверяемого учреждения
3.1. Руководители и главный бухгалтер проверяемого учреждения (далее - руководство) обязаны:
обеспечивать бухгалтерский учет путем его ведения в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и составлении отчетов о финансово - хозяйственной деятельности по установленной Минфином России форме, обеспечивая сохранность всех бухгалтерских и финансовых документов в течение не менее 5 лет;
вносить как по требованию проверяющих, так и по собственной инициативе в бухгалтерскую отчетность исправления в размере суммы, выявленной самостоятельно или при проведении ревизии ревизорами сокрытой или заниженной прибыли (доходов);
самостоятельно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать установленные действующим законодательством налоги;
выполнять требования отдела ревизионной работы Минюста России об устранении недостатков, выявленных в результате ревизии, контроль за исполнением которых возложен на указанный отдел;
давать объяснения ревизорам как в устной, так и в письменной форме по вопросам, имеющим отношение к ревизии;
предоставлять соответствующие подлинные документы и копии их, заверенные в установленном порядке;
подписать акт по результатам проведенной ревизии (в случае несогласия - подписать акт с мотивированными возражениями).
3.2. Руководство проверяемого учреждения имеет право: