В соответствии с решением постоянно действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей от 24 июля 2007, протокол N 10 "О порядке использования социально-гигиенического мониторинга в целях повышения результативности бюджетных расходов и оптимизации системы управления органами и организациями Роспотребнадзора" приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации "О порядке использования социально-гигиенического мониторинга в целях бюджетирования, ориентированного на результат" (Приложение ).
2. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации":
2.1. внедрить методические рекомендации в работу при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат;
2.2. использовать методические рекомендации при подготовке планов работы Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации на 2008 год.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Н.В. Шестопалова.
Руководитель | Г.Г. Онищенко |
Приложение
5.1. Организация Государственной санитарно-эпидемиологической службы
Методические рекомендации "О порядке использования социально-гигиенического мониторинга в целях бюджетирования, ориентированного на результат" (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 августа 2007 г. N 247)
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Н.В. Шестопалов, Л.М. Симкалова, О.В. Митрохин,); Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области (М.И. Чубирко, Н.М. Пичужкина ), ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" (Ю.И. Степкин, И.В. Колнет); Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю (А.С. Сбоев), ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" (И.А. Муц); Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области (И.А. Кузнецова), ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" (Б.В. Лимин); Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области (С.И. Савельев), ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области" (В.А. Бондарев);); Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области (В.Н. Михеев), ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области (Л.К. Иванова);
2. Одобрены на заседании постоянно действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 24 июля 2007 г.
3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 24 августа 2007 г.
4. Введены в действие с 24 августа 2007 г.
1. Область применения
1.1. Методические рекомендации определяют порядок использования социально-гигиенического мониторинга при подготовке и реализации ведомственных целевых программ (ВЦП) в целях бюджетирования, ориентированного на результат.
1.2. Методические рекомендации предназначены для использования органами и организациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2. Нормативные ссылки
1. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249.
2. Указ Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 года N 239 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 года N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга".
3. Общие положения
Развитие системы социально-гигиенического мониторинга позволило унифицировать подходы по сбору, обработке и оценке информации о состоянии окружающей среды и показателях здоровья населения на федеральном, региональном и местном уровнях. Сформированные информационные фонды социально-гигиенического мониторинга являются источником информации при подготовке ведомственных целевых программ, направленных на осуществление государственных функций в установленной сфере деятельности для решения тактических задач и достижения соответствующего конечного общественно значимого результата.
Анализ показателей здоровья населения, среды его обитания, определение факторов, обуславливающих риск для здоровья, является основой для формирования цели и задач ВЦП. С учетом долевого вклада факторов среды обитания в ухудшение состояния здоровья населения определяются приоритетные проблемы, существующие на территории. Установление на основе системного анализа, оценки риска здоровью населения территорий, возрастных групп и факторов риска позволяет придерживаться принципа целевого планирования мероприятий. Достижимость поставленных задач обосновывается с учетом динамики и прогноза показателей и имеющихся ресурсов.
С целью унификации подходов при разработке ВЦП органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в настоящих методических рекомендациях представлены система индикативных показателей для измерения результатов реализации ВЦП и перечень конечных показателей, количественно характеризующих достигаемый общественно значимый результат.
Применение показателей социально-гигиенического мониторинга позволит перейти к оценке результата, оптимизировать процедуру принятия решения о расходовании бюджетных средств, исходя из складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки в субъектах Российской Федерации.
Основные термины и определения
Ведомственная целевая программа (ВЦП) - утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической задачи (в том числе на исполнение действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов).
Конечный результат - показатель, характеризующий состояние целевых групп.
Непосредственный результат - показатель, характеризующий количество и качество выполнения государственных функций.
Оценка непосредственного результата деятельности - анализ изменения динамики показателей санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Социально-гигиенический мониторинг (СГМ) - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека.
Оценка риска здоровью населения - один из действенных методов анализа влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения, нацеленный на выявление или прогноз вероятности неблагоприятного для здоровья результата воздействия на человека вредных веществ, загрязняющих среду обитания или производственную среду.
4. Алгоритм использования социально-гигиенического мониторинга в целях бюджетирования, ориентированного на результат
Социально-гигиеническому мониторингу отводится основная роль на этапе планирования деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях бюджетирования, ориентированного на результат. Планирование деятельности направлено на управление результатом и включает в себя несколько этапов (рис. 1):
- сбор и определение показателей, характеризующих состояние факторов среды обитания и здоровье населения;
- анализ показателей и выявление проблем;
- определение целей, постановка задач;
- разработка и обоснование мероприятий по решению проблем с учетом поставленных задач;
- составление и обоснование ВЦП;
- реализация, контроль, корректировка мероприятий программы.
На первом этапе планирования проводится анализ показателей, характеризующих состояние факторов среды обитания и здоровье населения. Перечень показателей определяется исходя из данных, собираемых в процессе ведения социально-гигиенического мониторинга, и указаний нормативных и методических документов. Показатели должны отвечать требованиям актуальности, социальной значимости.
По результатам анализа определяются приоритетные факторы риска для здоровья населения, выделяются территории риска и целевые группы населения. Методом экспертной оценки выделяются проблемы, требующие первоочередного решения. Выделение приоритетных проблем основано на результатах многосредовой оценки риска здоровью населения, установлении причинно-следственных связей между показателями качества среды обитания и состоянием здоровья населения и прогнозе показателей здоровья населения и среды обитания.
1385 × 1691 пикс.   Открыть в новом окне |
Одновременно с определением проблем происходит обозначение и формулировка цели деятельности. При разработке показателей и критериев оценки деятельности в рамках ВЦП необходимо руководствоваться тем, что непосредственный результат выражается в исполнении государственных функций в установленной сфере деятельности, а конечный результат отражает эффект данной деятельности.
В ВЦП непосредственный результат деятельности представлен системой программных мероприятий, в качестве индикативных показателей их оценки приняты показатели последствия этих действий (динамика состояния объектов и факторов среды обитания).
Конечный результат деятельности в ВЦП представлен показателями, характеризующими состояние целевых групп, в т.ч. состояние здоровья населения. Использование методологии оценки риска позволяет прогнозировать возможные изменения здоровья населения в результате изменения параметров среды обитания.