Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 августа 2007 г. N 247 "Об утверждении и внедрении методических рекомендаций "О порядке использования социально-гигиенического мониторинга в целях бюджетиро стр. 4

- удельный вес учреждений III группы санитарно-эпидемиологического благополучия (%);
- удельный вес охвата школьников горячим питанием, в том числе 1-4 классов, 5-11 классов (%);
- удельный вес исследований воздушной среды закрытых помещений, не отвечающих гигиеническим нормативам, в том числе по веществам 1 и 2 классов опасности (%);
- удельный вес обследованных объектов (рабочих мест), не отвечающих гигиеническим нормативам по шуму (%);
- удельный вес обследованных объектов (рабочих мест), не отвечающих гигиеническим нормативам по освещенности (%);
- удельный вес обследованных объектов (рабочих мест), не отвечающих гигиеническим нормативам по параметрам микроклимата (%);
- удельный вес обследованных объектов (рабочих мест), не отвечающих гигиеническим нормативам по электромагнитным полям (%);
- удельный вес мебели, на соответствие росто-возрастным особенностям, не отвечающим гигиеническим нормативам (%);
Анализ индикативных показателей позволяет выявить основные проблемы, определить необходимый объем лабораторных исследований и использовать полученную информацию в процессе принятия управленческих решений.
Показателями конечного результата являются:
- увеличение удельного веса охвата школьников горячим питанием;
- снижение удельного веса детей с пониженной остротой зрения;
- снижение удельного веса детей с нарушением осанки;
- отсутствие случаев массовых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений;
- увеличение удельного веса детей в летних оздоровительных учреждениях, имеющих выраженный оздоровительный эффект.

6. Индикаторные показатели, характеризующие состояние здоровья населения

Конечным общественно значимым результатом бюджетирования, ориентированного на результат, являются показатели здоровья населения.
Исходную информацию для медико-статистических исследований и интегральной оценки состояния здоровья населения получают из ежегодных отчетных форм государственного статистического наблюдения, представленных в перечне показателей и данных для формирования Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга: N 12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения"; N 31 "Сведения о медицинской помощи детям и подросткам"; N 32 "Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам"; N 35 "Сведения о больных злокачественными новообразованиями"; N 7 "Сведения о заболеваниях злокачественными новообразованиями"; N 63 "Сведения о заболеваниях, связанных с микронутриентной недостаточностью"; N 10 "Сведения о заболеваниях с психическими расстройствами и расстройствами поведения"; N 11 "Cведения о заболеваниях наркологическими расстройствами"; С-51 "Распределение умерших по полу, возрастным группам и причинам смерти"; персонифицированных баз данных по отдельным классам болезней или нозологическим формам, данных эпидемиологических исследований, результатов исследований донозологических состояний.
К показателям здоровья, требующим более детального анализа, могут быть отнесены:
- демографические показатели, включающие младенческую, детскую, общую смертность, смертность от злокачественных новообразований;
- показатели заболеваемости разных социальных и половозрастных групп населения: распространенность отдельных нозологических форм, выделение специфических заболеваний;
- показатели профессиональной заболеваемости;
- медико-генетические показатели, включающие рождение детей с низкой массой тела, частоту врожденных пороков развития новорожденных, патологию новорожденных;
- показатели репродуктивного здоровья, представленные частотой различных исходов беременности и родов;
- показатели физического развития детей;
- показатели инвалидизации, включающие структуру и частоту первичной инвалидизации;
Оценка состояния здоровья населения проводится по следующим параметрам: соотношение местных и региональных показателей; динамика показателей; уровни заболеваемости с учетом рассчитанных фоновых значений.
В целях максимальной информативности анализ и оценку состояния здоровья населения следует проводить с использованием системы индикативных показателей: нарушения репродуктивной функции женщин; показатели экологически обусловленных заболеваний детей и подростков (болезни органов дыхания; болезни системы кровообращения; болезни нервной системы и органов чувств; болезни органов пищеварения; болезни мочеполовой системы; болезни крови; аллергозы); онкозаболеваемость, инвалидность; смертность населения.
Раннее выявление лиц с повышенным риском экологически обусловленных состояний позволяет своевременно проводить профилактические и оздоровительные мероприятия. Учитывая это, для анализа состояния здоровья населения необходимо внедрять и использовать донозологические показатели, включающие частоту функциональных расстройств и отклонений со стороны органов и систем, обнаружение ксенобиотиков в биосубстратах.
На основе проведенной оценки состояния здоровья определяют:
- территории риска;
- возрастные группы риска;
- наиболее информативные показатели здоровья.
Данная информация используется при планировании мероприятий ВЦП с целью выявления факторов, обуславливающих распространенность и рост заболеваемости среди населения. Мониторинг за индикативными показателями, характеризующими здоровье населения, позволяет оценить эффективность принимаемых мер.

7. Использование результатов социально-гигиенического мониторинга для принятия управленческих решений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Важным элементом в достижении конечных результатов при реализации ВЦП является информирование лиц, принимающих управленческие решения, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом важно понимать, что в формировании санитарно-эпидемиологического благополучия принимают участие три субъекта:
- органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, несущие ответственность за санитарно-эпидемиологическую обстановку и принимающие управленческие решения по ее обеспечению;
- хозяйствующие субъекты, исполняющие санитарное законодательство и проводящие мероприятия по его обеспечению;
- органы и организации Роспотребнадзора, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением санитарного законодательства.
Полученный в ходе проведения социально-гигиенического мониторинга обширный объем данных должен быть преобразован в форму информации, понятную и приемлемую для лиц, принимающих решения.
Реализация порядка информирования направлена на разработку предложений с целью принятия управленческих решений для руководителя управления Роспотребнадзора субъекта Российской Федерации, начальников отделов управления (внутренний механизм информирования) и предусматривает использование результатов, полученных при проведении СГМ, при планировании мероприятий по надзору в целях повышения его эффективности, а также оценки эффективности мероприятий, проводимых на объектах, представляющих риск для здоровья населения.
Реализация внешнего механизма информирования проводится в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.12.2006 г. N 383 "Об утверждении Порядка информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах полученных при проведении социально-гигиенического мониторинга".