Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. N 327-р стр. 7

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривается направлять в первую очередь на развитие и поддержание перевозок внутренним водным транспортом на социально значимых маршрутах.
Внебюджетные средства намечается использовать преимущественно для строительства грузового и пассажирского флота, служебно-вспомогательных судов, финансирования коммерческих проектов развития инфраструктуры портов и терминалов, строительства и реконструкции объектов инфраструктуры внутренних водных путей на условиях государственно-частного партнерства.
Для стимулирования строительства флота на отечественных верфях предусматривается комплекс мер правового и таможенно-тарифного регулирования.
Стратегически значимым проектом развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта в рамках настоящей Стратегии является строительство вторых ниток шлюзов Волго-Донского водного пути. Предусматривается возможность финансирования этого проекта с использованием механизма государственно-частного партнерства на основе инвестиционных соглашений или концессии.

VIII. Механизмы реализации Стратегии

Эффективное управление реализацией настоящей Стратегии базируется на системе мониторинга и управления реализацией государственных, федеральных и ведомственных программ в сфере транспорта, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
В качестве организационных механизмов реализации настоящей Стратегии выступает подготовка отраслевых и региональных программ, ведомственных программ в сфере внутреннего водного транспорта, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, регламентов и др.
Важным инструментом управления реализацией настоящей Стратегии является увязка региональных и муниципальных стратегий и программ развития транспорта, а также транспортных разделов региональных программ социально-экономического развития с мероприятиями настоящей Стратегии. Большое значение имеет также увязка реализации мероприятий со схемами территориального планирования регионов, областей и городов.
К числу важнейших комплексных задач, требующих консолидации усилий всех уровней государственной власти, относится обеспечение перевозок пассажиров внутренним водным транспортом на социально значимых маршрутах, восстановление и открытие новых скоростных маршрутов, особенно в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Необходим механизм координации и для решения задачи развития городского водного транспорта в крупных городах, имеющих внутренние водные пути.
Система мониторинга и управления реализацией настоящей Стратегии должна предусматривать формирование значений целевых индикаторов по каждому контрольному периоду, а также показателей реализации задач и мероприятий не реже, чем раз в год, а по наиболее важным проектам - в реальном времени.
На этой основе система мониторинга и управления должна отслеживать динамику достижения целей настоящей Стратегии, формировать аналитические оценки эффективности ее реализации и выявлять проблемные участки.
Важное значение имеет совершенствование механизма государственного контроля и надзора в сфере внутреннего водного транспорта с учетом разграничения полномочий различных контрольных и надзорных органов по обеспечению соблюдения всеми субъектами рынка услуг требований нормативных правовых актов.
Система управления реализацией настоящей Стратегии должна предусматривать также:
оптимизацию распределения ресурсов по видам выполняемых работ;
совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность внутреннего водного транспорта;
повышение эффективности использования государственного имущества, достижение оптимального состава и структуры федерального имущества, проведение необходимых структурных преобразований;
повышение эффективности и оперативности принятия управленческих решений.
Внутренний водный транспорт формирует системный заказ целому ряду отраслей промышленности, которые, с одной стороны, получают стимул к развитию, а с другой стороны, становятся зависимыми от ритмичности реализации мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, что обусловливает необходимость выработки согласованной последовательности развития всех задействованных в ее реализации отраслей промышленности, прежде всего судостроения и строительного комплекса.
Совершенствование механизмов привлечения инвестиций в развитие внутреннего водного транспорта включает следующие основные направления:
использование экономических и финансовых механизмов государственно-частного партнерства в отрасли, расширение перечня доступных источников финансирования проектов;
формирование системы эффективного долгосрочного финансирования инвестиционных проектов;
введение инвестиционной составляющей в транспортный тариф.
Финансово-инвестиционные механизмы должны предусматривать:
выделение средств на развитие инфраструктуры внутреннего водного транспорта при формировании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий период;
государственную поддержку неокупаемых социально значимых проектов, в первую очередь в Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, а также в других труднодоступных регионах страны;
развитие механизмов привлечения пенсионных сбережений и других источников для финансирования проектов обновления и развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта;
государственную гарантию выпуска инфраструктурных облигаций и привлечения заемных средств.
Предусматривается возможность финансирования этих проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства на основе инвестиционных соглашений или концессии.
Для повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности внутреннего водного транспорта предусматривается комплекс мер государственной поддержки нормативно-правового, финансового, налогового и административного характера.
Совершенствование ценовой (тарифной) политики в отношении услуг организаций внутреннего водного транспорта должно предусматривать сочетание механизмов свободного ценообразования в нерегулируемом сегменте рынка услуг на внутреннем водном транспорте с контрольными функциями и государственным регулированием тарифов субъектов естественных монополий на услуги, подлежащие государственному регулированию.

IX. Социально-экономическая эффективность реализации Стратегии

Социально-экономическая эффективность реализации настоящей Стратегии определяется на основе расчета интегрального эффекта от реализации комплекса предлагаемых мероприятий (в ценах текущих лет) с учетом дисконтирования (ставка дисконтирования принималась равной 13 процентам при низком риске инвестиций в отрасль транспорта).
Основной экономический эффект от реализации мероприятий обусловлен увеличением объема перевозок грузов внутренним водным транспортом и ростом перевозок пассажиров на туристских маршрутах, повышением эффективности речных перевозок за счет наиболее полного использования грузоподъемности судов, снижения непроизводительных простоев, роста скорости движения и снижения порожних пробегов. Прямой экономический эффект связан с увеличением выручки компаний, функционирующих в сфере внутреннего водного транспорта, и ростом смежных отраслей экономики. Развитие внутреннего водного транспорта позволит также увеличить экспорт транспортных услуг в связи с появлением на внутренних водных путях транзитных грузов, ранее перевозимых по территории других государств.
Значительные инвестиции в строительство новых судов выведут отечественное судостроение на качественно новый уровень. Осуществление мероприятий обеспечит прирост доходов бюджета от роста производства продукции судостроительной промышленности для внутреннего рынка и существенный рост общих объемов судостроения, что откроет новые возможности для ее модернизации.
Развитие внутреннего водного транспорта будет иметь как транспортный, так и нетранспортный эффект. Нетранспортный эффект обусловлен мультипликативным эффектом от инвестиций в транспортную отрасль и включает увеличение денежных потоков в прочих отраслях, снижение транспортных издержек грузоотправителей в Российской Федерации, снижение аварийности на транспорте и прочие эффекты. Повышение эффективности перевозок позволит снизить издержки для российских компаний и увеличить их конкурентоспособность на международной арене.
Развитие внутреннего водного транспорта обеспечит значительный социальный эффект. Создание новых рабочих мест, обусловленное ростом грузовых и туристических потоков на территории Российской Федерации, не только снизит затраты государства на пособия по безработице, но и увеличит поступления от социальных налогов. Увеличение занятости населения также повлечет увеличение спроса на потребительские товары и услуги. Тем самым рост занятости окажет существенный положительный мультипликативный эффект на развитие экономики Российской Федерации. Развитие деятельности, связанной с перевозками пассажиров на туристских маршрутах, позволит увеличить туристический поток в Российскую Федерацию и повлияет на все смежные туристические отрасли.
Переключение части грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт в навигационный период окажет положительный эффект на экологию Российской Федерации.
Социальный эффект, получаемый при инвестировании в объекты социальной и инженерной транспортной инфраструктуры, связан с ростом валового регионального продукта вследствие повышения качества жизни населения регионов за счет предоставления большего объема услуг, повышения доступности услуг или улучшения обслуживания, увеличения притока средств в виде социальных налогов, направляемых на улучшение пенсионного, социального и обязательного медицинского обслуживания населения, а также повышения уровня занятости.
Суммарный социально-экономический эффект от реализации комплекса мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, с учетом необходимых инвестиций составит 932 млрд. рублей.
Приложение N 1
к Стратегии развития внутреннего водного транспорта
Российской Федерации на период до 2030 года

Объем перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом в 2000 - 2014 годах

Показатели
2000 год
2001 год
2002 год
2003 год
2004 год
2005 год
2006 год
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
Общий объем перевозок грузов транспортом - всего (млн. тонн)
10218
10502,1
10721,6
10963,4
11299
11605,7
11821
12164,1
11946,4
9605
9960,9
10544,1
10682
11273,1
10981,3
в том числе внутренним водным транспортом:
млн. тонн
116,8
129,5
118,7
125,8
135
134,2
139,2
153,4
151
97
102,4
126
142
137,3
124,8
проценты общего объема перевозок
1,14
1,23
1,1
1,15
1,2
1,16
25,4
1,18
1,26
1,03
1,03
1,19
1,3
1,2
1,14
проценты к 2000 году
100
110,9
101,6
107,7
115,6
114,9
119,2
131,3
129,3
83
87,7
107,9
121,6
117,6
106,8
Объем перевозок пассажиров транспортом общего пользования - всего (млн. человек)
44728
42407,9
40310
37074
34642,4
30120,1
26640
25305
24949,2
22842,6
22035,9
21886,5
21373,8
19376,1
18962,6
в том числе внутренним водным транспортом:
млн. человек
27,7
30
28,8
24,4
25,5
20,7
19,6
21,5
20
17
16
14,2
13,5
13,2
12,7
процент к 2000 году
100
108,3
104
88,1
92,1
74,7
70,8
77,6
72,2
61,4
57,8
51,3
48,7
47,7
45,8
Приложение N 2
к Стратегии развития внутреннего водного транспорта
Российской Федерации на период до 2030 года

Прогноз объемов перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом на период до 2030 года

2010 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
2018 год
2020 год
2024 год
2030 год
Прогноз перевозок грузов и грузооборота
Перевозки грузов (млн. тонн)
102,4
142
137,3
124,8
124,8
147,5
172,6
199,5
242,2
Грузооборот (млрд. т-км)
54
63,4
81,4
74,4
74,4
76,7
82,4
95,7
116,9
Прогноз перевозок пассажиров и пассажирооборота
Перевозки пассажиров (млн. человек)
16
13,5
13,2
12,7
13,6
14,9
15,1
15,7
16,6
Пассажирооборот (млрд. пасс. км)
0,77
0,63
0,61
0,54
0,59
0,72
0,73
0,76
0,8
Приложение N 3
к Стратегии развития внутреннего водного транспорта
Российской Федерации на период до 2030 года

Индикаторы реализации Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года

Индикаторы
Единица изменения
2010 год
2014 год
2015 год
2018 год
2020 год
2024 год
2030 год
I. Создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт для обеспечения сбалансированного развития транспортной системы
1. Протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов
тыс. км
48,1
48,8
48,8
54,6
67
67
67
2. Протяженность внутренних водных путей с освещаемой и отражательной обстановкой
тыс. км
35,8
36,5
48,4
54,6
67
67
67
3. Доля протяженности внутренних водных путей с ограничением пропускной способности на Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации
процентов
75
75
75
62
20
-
-
4. Перевалка грузов речными портами России
млн. тонн в год
143
154
156
192
223
290
340
5. Доля перевозок контейнеров в общем объеме перевозок внутренним водным транспортом
процентов
0,5
0,2
0,2
0,5
0,7
1
1,6
6. Доля высокорентабельных грузов в структуре грузовой базы внутреннего водного транспорта
процентов
23,2
23
23
24,1
24,2
25
27
7. Производительность труда на внутреннем водном транспорте
процентов
100
120
135
180
195
245
295
II. Обеспечение роста конкурентоспособности внутреннего водного транспорта по отношению к другим видам транспорта
1. Средний возраст грузового флота
лет
32
35
37
32,8
31,6
29,2
25,4
2. Средний возраст флота, используемого на туристских маршрутах
лет
41
42
-
22
-
26
30
3. Общая грузоподъемность флота
тыс. тонн
8130
8131
8068
8048
8455
9186
11000
4. Средний удельный расход топлива (электроэнергии) на один приведенный тонно-километр (по отношению к уровню 2010 года)
процентов
100
95
89
84
82
79
68
III. Повышение доступности и качества услуг внутреннего водного транспорта для грузоотправителей
1. Количество контейнерных линий
единиц
-
-
-
3
6
10
15
2. Количество тримодальных терминалов
единиц
-
-
-
1
2
6
9
3. Объем перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности
млн. тонн
18
18
18
25
26
31
37
4. Объем перевозок внешнеторговых грузов по внутренним водным путям
млн. тонн
20
30,9
31
31,2
31,5
32
32,7
IV. Обеспечение социальной функции внутреннего водного транспорта по перевозке пассажиров
1. Средний возраст пассажирского флота
лет
32
33
35
34
33,3
31,9
30
2. Объем перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах
млн. человек
6,2
6,2
6
5,8
5
6
6,5
3. Количество построенных (реконструированных) причалов и других объектов инфраструктуры для пассажирских перевозок
единиц
-
-
-
9
-
10
13
V. Повышение уровня безопасности, экологичности внутреннего водного транспорта
1. Доля судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности, имеющих опасный или неудовлетворительный уровни безопасности, в общем количестве судоходных гидротехнических сооружений
процентов
23,7
19,2
18
12,9
8,9
5
1,5
2. Доля объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, меры по организации защиты которых от актов незаконного вмешательства соответствуют требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в общем количестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, требующих защиты от актов незаконного вмешательства
процентов
14,9
21,2
49
86
86
100
100
3. Объем выбросов углекислого газа на один приведенный тонно-километр(по отношению к уровню 2010 года)
процентов
100
97
91
88
86
81
76
4. Объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ на один приведенный тонно-километр(по отношению к уровню 2010 года)
процентов
100
98
94
88
82
76
70
5. Доля организаций внутреннего водного транспорта, внедривших в свою деятельность системы экологического менеджмента управления качеством окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в общем количестве организаций
процентов
< 1
< 1
29
54
64
74
94
Приложение N 4
к Стратегии развития внутреннего водного транспорта
Российской Федерации на период до 2030 года

Крупные инвестиционные проекты, реализуемые в рамках Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года