Средства бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривается направлять в первую очередь на развитие и поддержание перевозок внутренним водным транспортом на социально значимых маршрутах.
Внебюджетные средства намечается использовать преимущественно для строительства грузового и пассажирского флота, служебно-вспомогательных судов, финансирования коммерческих проектов развития инфраструктуры портов и терминалов, строительства и реконструкции объектов инфраструктуры внутренних водных путей на условиях государственно-частного партнерства.
Для стимулирования строительства флота на отечественных верфях предусматривается комплекс мер правового и таможенно-тарифного регулирования.
Стратегически значимым проектом развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта в рамках настоящей Стратегии является строительство вторых ниток шлюзов Волго-Донского водного пути. Предусматривается возможность финансирования этого проекта с использованием механизма государственно-частного партнерства на основе инвестиционных соглашений или концессии.
VIII. Механизмы реализации Стратегии
Эффективное управление реализацией настоящей Стратегии базируется на системе мониторинга и управления реализацией государственных, федеральных и ведомственных программ в сфере транспорта, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
В качестве организационных механизмов реализации настоящей Стратегии выступает подготовка отраслевых и региональных программ, ведомственных программ в сфере внутреннего водного транспорта, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, регламентов и др.
Важным инструментом управления реализацией настоящей Стратегии является увязка региональных и муниципальных стратегий и программ развития транспорта, а также транспортных разделов региональных программ социально-экономического развития с мероприятиями настоящей Стратегии. Большое значение имеет также увязка реализации мероприятий со схемами территориального планирования регионов, областей и городов.
К числу важнейших комплексных задач, требующих консолидации усилий всех уровней государственной власти, относится обеспечение перевозок пассажиров внутренним водным транспортом на социально значимых маршрутах, восстановление и открытие новых скоростных маршрутов, особенно в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Необходим механизм координации и для решения задачи развития городского водного транспорта в крупных городах, имеющих внутренние водные пути.
Система мониторинга и управления реализацией настоящей Стратегии должна предусматривать формирование значений целевых индикаторов по каждому контрольному периоду, а также показателей реализации задач и мероприятий не реже, чем раз в год, а по наиболее важным проектам - в реальном времени.
На этой основе система мониторинга и управления должна отслеживать динамику достижения целей настоящей Стратегии, формировать аналитические оценки эффективности ее реализации и выявлять проблемные участки.
Важное значение имеет совершенствование механизма государственного контроля и надзора в сфере внутреннего водного транспорта с учетом разграничения полномочий различных контрольных и надзорных органов по обеспечению соблюдения всеми субъектами рынка услуг требований нормативных правовых актов.
Система управления реализацией настоящей Стратегии должна предусматривать также:
оптимизацию распределения ресурсов по видам выполняемых работ;
совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность внутреннего водного транспорта;
повышение эффективности использования государственного имущества, достижение оптимального состава и структуры федерального имущества, проведение необходимых структурных преобразований;
повышение эффективности и оперативности принятия управленческих решений.
Внутренний водный транспорт формирует системный заказ целому ряду отраслей промышленности, которые, с одной стороны, получают стимул к развитию, а с другой стороны, становятся зависимыми от ритмичности реализации мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, что обусловливает необходимость выработки согласованной последовательности развития всех задействованных в ее реализации отраслей промышленности, прежде всего судостроения и строительного комплекса.
Совершенствование механизмов привлечения инвестиций в развитие внутреннего водного транспорта включает следующие основные направления:
использование экономических и финансовых механизмов государственно-частного партнерства в отрасли, расширение перечня доступных источников финансирования проектов;
формирование системы эффективного долгосрочного финансирования инвестиционных проектов;
введение инвестиционной составляющей в транспортный тариф.
Финансово-инвестиционные механизмы должны предусматривать:
выделение средств на развитие инфраструктуры внутреннего водного транспорта при формировании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий период;
государственную поддержку неокупаемых социально значимых проектов, в первую очередь в Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, а также в других труднодоступных регионах страны;
развитие механизмов привлечения пенсионных сбережений и других источников для финансирования проектов обновления и развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта;
государственную гарантию выпуска инфраструктурных облигаций и привлечения заемных средств.
Предусматривается возможность финансирования этих проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства на основе инвестиционных соглашений или концессии.
Для повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности внутреннего водного транспорта предусматривается комплекс мер государственной поддержки нормативно-правового, финансового, налогового и административного характера.
Совершенствование ценовой (тарифной) политики в отношении услуг организаций внутреннего водного транспорта должно предусматривать сочетание механизмов свободного ценообразования в нерегулируемом сегменте рынка услуг на внутреннем водном транспорте с контрольными функциями и государственным регулированием тарифов субъектов естественных монополий на услуги, подлежащие государственному регулированию.
IX. Социально-экономическая эффективность реализации Стратегии
Социально-экономическая эффективность реализации настоящей Стратегии определяется на основе расчета интегрального эффекта от реализации комплекса предлагаемых мероприятий (в ценах текущих лет) с учетом дисконтирования (ставка дисконтирования принималась равной 13 процентам при низком риске инвестиций в отрасль транспорта).
Основной экономический эффект от реализации мероприятий обусловлен увеличением объема перевозок грузов внутренним водным транспортом и ростом перевозок пассажиров на туристских маршрутах, повышением эффективности речных перевозок за счет наиболее полного использования грузоподъемности судов, снижения непроизводительных простоев, роста скорости движения и снижения порожних пробегов. Прямой экономический эффект связан с увеличением выручки компаний, функционирующих в сфере внутреннего водного транспорта, и ростом смежных отраслей экономики. Развитие внутреннего водного транспорта позволит также увеличить экспорт транспортных услуг в связи с появлением на внутренних водных путях транзитных грузов, ранее перевозимых по территории других государств.
Значительные инвестиции в строительство новых судов выведут отечественное судостроение на качественно новый уровень. Осуществление мероприятий обеспечит прирост доходов бюджета от роста производства продукции судостроительной промышленности для внутреннего рынка и существенный рост общих объемов судостроения, что откроет новые возможности для ее модернизации.
Развитие внутреннего водного транспорта будет иметь как транспортный, так и нетранспортный эффект. Нетранспортный эффект обусловлен мультипликативным эффектом от инвестиций в транспортную отрасль и включает увеличение денежных потоков в прочих отраслях, снижение транспортных издержек грузоотправителей в Российской Федерации, снижение аварийности на транспорте и прочие эффекты. Повышение эффективности перевозок позволит снизить издержки для российских компаний и увеличить их конкурентоспособность на международной арене.
Развитие внутреннего водного транспорта обеспечит значительный социальный эффект. Создание новых рабочих мест, обусловленное ростом грузовых и туристических потоков на территории Российской Федерации, не только снизит затраты государства на пособия по безработице, но и увеличит поступления от социальных налогов. Увеличение занятости населения также повлечет увеличение спроса на потребительские товары и услуги. Тем самым рост занятости окажет существенный положительный мультипликативный эффект на развитие экономики Российской Федерации. Развитие деятельности, связанной с перевозками пассажиров на туристских маршрутах, позволит увеличить туристический поток в Российскую Федерацию и повлияет на все смежные туристические отрасли.
Переключение части грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт в навигационный период окажет положительный эффект на экологию Российской Федерации.
Социальный эффект, получаемый при инвестировании в объекты социальной и инженерной транспортной инфраструктуры, связан с ростом валового регионального продукта вследствие повышения качества жизни населения регионов за счет предоставления большего объема услуг, повышения доступности услуг или улучшения обслуживания, увеличения притока средств в виде социальных налогов, направляемых на улучшение пенсионного, социального и обязательного медицинского обслуживания населения, а также повышения уровня занятости.
Суммарный социально-экономический эффект от реализации комплекса мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, с учетом необходимых инвестиций составит 932 млрд. рублей.
Приложение N 1
к Стратегии развития внутреннего водного транспорта
Российской Федерации на период до 2030 года
к Стратегии развития внутреннего водного транспорта
Российской Федерации на период до 2030 года
Объем перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом в 2000 - 2014 годах
Показатели | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Общий объем перевозок грузов транспортом - всего (млн. тонн) | 10218 | 10502,1 | 10721,6 | 10963,4 | 11299 | 11605,7 | 11821 | 12164,1 | 11946,4 | 9605 | 9960,9 | 10544,1 | 10682 | 11273,1 | 10981,3 |
в том числе внутренним водным транспортом: | |||||||||||||||
млн. тонн | 116,8 | 129,5 | 118,7 | 125,8 | 135 | 134,2 | 139,2 | 153,4 | 151 | 97 | 102,4 | 126 | 142 | 137,3 | 124,8 |
проценты общего объема перевозок | 1,14 | 1,23 | 1,1 | 1,15 | 1,2 | 1,16 | 25,4 | 1,18 | 1,26 | 1,03 | 1,03 | 1,19 | 1,3 | 1,2 | 1,14 |
проценты к 2000 году | 100 | 110,9 | 101,6 | 107,7 | 115,6 | 114,9 | 119,2 | 131,3 | 129,3 | 83 | 87,7 | 107,9 | 121,6 | 117,6 | 106,8 |
Объем перевозок пассажиров транспортом общего пользования - всего (млн. человек) | 44728 | 42407,9 | 40310 | 37074 | 34642,4 | 30120,1 | 26640 | 25305 | 24949,2 | 22842,6 | 22035,9 | 21886,5 | 21373,8 | 19376,1 | 18962,6 |
в том числе внутренним водным транспортом: | |||||||||||||||
млн. человек | 27,7 | 30 | 28,8 | 24,4 | 25,5 | 20,7 | 19,6 | 21,5 | 20 | 17 | 16 | 14,2 | 13,5 | 13,2 | 12,7 |
процент к 2000 году | 100 | 108,3 | 104 | 88,1 | 92,1 | 74,7 | 70,8 | 77,6 | 72,2 | 61,4 | 57,8 | 51,3 | 48,7 | 47,7 | 45,8 |
Приложение N 2
к Стратегии развития внутреннего водного транспорта
Российской Федерации на период до 2030 года
к Стратегии развития внутреннего водного транспорта
Российской Федерации на период до 2030 года
Прогноз объемов перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом на период до 2030 года
2010 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2018 год | 2020 год | 2024 год | 2030 год | |
Прогноз перевозок грузов и грузооборота | |||||||||
Перевозки грузов (млн. тонн) | 102,4 | 142 | 137,3 | 124,8 | 124,8 | 147,5 | 172,6 | 199,5 | 242,2 |
Грузооборот (млрд. т-км) | 54 | 63,4 | 81,4 | 74,4 | 74,4 | 76,7 | 82,4 | 95,7 | 116,9 |
Прогноз перевозок пассажиров и пассажирооборота | |||||||||
Перевозки пассажиров (млн. человек) | 16 | 13,5 | 13,2 | 12,7 | 13,6 | 14,9 | 15,1 | 15,7 | 16,6 |
Пассажирооборот (млрд. пасс. км) | 0,77 | 0,63 | 0,61 | 0,54 | 0,59 | 0,72 | 0,73 | 0,76 | 0,8 |
Приложение N 3
к Стратегии развития внутреннего водного транспорта
Российской Федерации на период до 2030 года
к Стратегии развития внутреннего водного транспорта
Российской Федерации на период до 2030 года
Индикаторы реализации Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года
Индикаторы | Единица изменения | 2010 год | 2014 год | 2015 год | 2018 год | 2020 год | 2024 год | 2030 год |
I. Создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт для обеспечения сбалансированного развития транспортной системы | ||||||||
1. Протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов | тыс. км | 48,1 | 48,8 | 48,8 | 54,6 | 67 | 67 | 67 |
2. Протяженность внутренних водных путей с освещаемой и отражательной обстановкой | тыс. км | 35,8 | 36,5 | 48,4 | 54,6 | 67 | 67 | 67 |
3. Доля протяженности внутренних водных путей с ограничением пропускной способности на Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации | процентов | 75 | 75 | 75 | 62 | 20 | - | - |
4. Перевалка грузов речными портами России | млн. тонн в год | 143 | 154 | 156 | 192 | 223 | 290 | 340 |
5. Доля перевозок контейнеров в общем объеме перевозок внутренним водным транспортом | процентов | 0,5 | 0,2 | 0,2 | 0,5 | 0,7 | 1 | 1,6 |
6. Доля высокорентабельных грузов в структуре грузовой базы внутреннего водного транспорта | процентов | 23,2 | 23 | 23 | 24,1 | 24,2 | 25 | 27 |
7. Производительность труда на внутреннем водном транспорте | процентов | 100 | 120 | 135 | 180 | 195 | 245 | 295 |
II. Обеспечение роста конкурентоспособности внутреннего водного транспорта по отношению к другим видам транспорта | ||||||||
1. Средний возраст грузового флота | лет | 32 | 35 | 37 | 32,8 | 31,6 | 29,2 | 25,4 |
2. Средний возраст флота, используемого на туристских маршрутах | лет | 41 | 42 | - | 22 | - | 26 | 30 |
3. Общая грузоподъемность флота | тыс. тонн | 8130 | 8131 | 8068 | 8048 | 8455 | 9186 | 11000 |
4. Средний удельный расход топлива (электроэнергии) на один приведенный тонно-километр (по отношению к уровню 2010 года) | процентов | 100 | 95 | 89 | 84 | 82 | 79 | 68 |
III. Повышение доступности и качества услуг внутреннего водного транспорта для грузоотправителей | ||||||||
1. Количество контейнерных линий | единиц | - | - | - | 3 | 6 | 10 | 15 |
2. Количество тримодальных терминалов | единиц | - | - | - | 1 | 2 | 6 | 9 |
3. Объем перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности | млн. тонн | 18 | 18 | 18 | 25 | 26 | 31 | 37 |
4. Объем перевозок внешнеторговых грузов по внутренним водным путям | млн. тонн | 20 | 30,9 | 31 | 31,2 | 31,5 | 32 | 32,7 |
IV. Обеспечение социальной функции внутреннего водного транспорта по перевозке пассажиров | ||||||||
1. Средний возраст пассажирского флота | лет | 32 | 33 | 35 | 34 | 33,3 | 31,9 | 30 |
2. Объем перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах | млн. человек | 6,2 | 6,2 | 6 | 5,8 | 5 | 6 | 6,5 |
3. Количество построенных (реконструированных) причалов и других объектов инфраструктуры для пассажирских перевозок | единиц | - | - | - | 9 | - | 10 | 13 |
V. Повышение уровня безопасности, экологичности внутреннего водного транспорта | ||||||||
1. Доля судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности, имеющих опасный или неудовлетворительный уровни безопасности, в общем количестве судоходных гидротехнических сооружений | процентов | 23,7 | 19,2 | 18 | 12,9 | 8,9 | 5 | 1,5 |
2. Доля объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, меры по организации защиты которых от актов незаконного вмешательства соответствуют требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в общем количестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, требующих защиты от актов незаконного вмешательства | процентов | 14,9 | 21,2 | 49 | 86 | 86 | 100 | 100 |
3. Объем выбросов углекислого газа на один приведенный тонно-километр(по отношению к уровню 2010 года) | процентов | 100 | 97 | 91 | 88 | 86 | 81 | 76 |
4. Объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ на один приведенный тонно-километр(по отношению к уровню 2010 года) | процентов | 100 | 98 | 94 | 88 | 82 | 76 | 70 |
5. Доля организаций внутреннего водного транспорта, внедривших в свою деятельность системы экологического менеджмента управления качеством окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в общем количестве организаций | процентов | < 1 | < 1 | 29 | 54 | 64 | 74 | 94 |
Приложение N 4
к Стратегии развития внутреннего водного транспорта
Российской Федерации на период до 2030 года
к Стратегии развития внутреннего водного транспорта
Российской Федерации на период до 2030 года