совершенствование тарифной политики в рамках завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Создание тримодальных логистических центров является необходимым условием для оптимизации распределения грузопотоков между наземными видами транспорта и внутренним водным транспортом, развития смешанных перевозок, формирования новых логистических цепочек доставки грузов с участием речного транспорта. Для этого необходима разработка механизма государственной поддержки проектов создания и развития тримодальных терминалов с использованием механизма государственно-частного партнерства.
Разработка мер по эффективному использованию потенциала Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации как важнейшего водного пути международного значения включает:
обоснование комплекса мер, направленных на реализацию транзитного потенциала Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации;
модернизацию системы международных соглашений о плавании по внутренним водным путям, в первую очередь в условиях открытия отдельных участков внутренних водных путей Российской Федерации для доступа судов под иностранным флагом;
развитие контейнерных и контрейлерных перевозок контейнеропригодных грузов по международному коридору "Север - Юг" внутренним водным транспортом.
Решение этой задачи будет способствовать созданию конкурентоспособных транспортных коридоров, росту внешнеторговых и транзитных перевозок по внутренним водным путям, в том числе в контейнерах.
В целях обеспечения социальной функции внутреннего водного транспорта по перевозке пассажиров должны быть решены следующие основные задачи:
развитие перевозок пассажиров на социально значимых, в том числе скоростных, маршрутах;
развитие внутригородских и пригородных перевозок пассажиров внутренним водным транспортом в крупных городах, имеющих водные пути.
Для решения задачи развития перевозок пассажиров на социально значимых, в том числе скоростных, маршрутах предусмотрена реализация следующих мероприятий:
разработка мер государственной поддержки перевозчиков, выполняющих социально значимые перевозки пассажиров;
совершенствование законодательства в сфере социально значимых перевозок;
строительство (реконструкция) с участием бюджетов субъектов Российской Федерации и средств частных инвесторов речных пассажирских вокзалов, причалов, развитие инфраструктуры для обслуживания пассажиров;
разработка и реализация региональных и муниципальных целевых программ развития речных пассажирских перевозок;
разработка мер по финансированию строительства пассажирского флота при поддержке субъектов Российской Федерации.
Для развития внутригородских и пригородных перевозок пассажиров внутренним водным транспортом в крупных городах, имеющих водные пути, предусмотрены разработка и реализация целевых программ.
Решение этой задачи позволит обеспечить доступность услуг внутреннего водного транспорта для категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке, а также обеспечить социально значимые транспортные связи для удаленных и труднодоступных территорий, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Сибири и Дальнего Востока, где внутренний водный транспорт является безальтернативным и жизнеобеспечивающим.
Повышение уровня безопасности, экологичности внутреннего водного транспорта требует решения следующих основных задач:
повышение уровня технической и технологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры на внутренних водных путях;
повышение уровня безопасности перевозок грузов, требующих особых условий;
усиление государственного регулирования допуска к транспортной деятельности в соответствии с требованиями безопасности;
обеспечение потребности в специалистах с уровнем квалификации, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы, в том числе международным.
Для решения задачи повышения уровня технической и технологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры на внутренних водных путях предусматривается осуществление следующих мероприятий:
разработка и реализация комплексных проектов реконструкции гидротехнических сооружений, других объектов инфраструктуры и внутренних водных путей бассейнов Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, Сибири и Дальнего Востока;
модернизация и оснащение средств навигационного оборудования внутренних водных путей геоинформационными системами контроля позиционирования и технического состояния;
реконструкция и развитие сетей ведомственной технологической связи на внутренних водных путях по бассейнам на основе международных стандартов речных информационных служб.
Реализация задачи повышения уровня безопасности перевозок грузов, требующих особых условий, предполагает совершенствование функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов речного транспорта.
Задача усиления государственного регулирования допуска к транспортной деятельности в соответствии с требованиями безопасности предполагает осуществление следующих мероприятий:
обеспечение соответствия поставляемых новых транспортных средств стандартам в области транспортной безопасности, в том числе международным;
внесение изменений в технические регламенты в части создания условий для инвалидов и маломобильных групп граждан при строительстве и эксплуатации пассажирских судов;
расширение использования экологически безопасных перегрузочных технологий;
совершенствование допуска к коммерческой деятельности в сфере пассажирских перевозок.
Для решения задачи обеспечения потребности в специалистах с уровнем квалификации, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы, в том числе международным, предусмотрена реализация следующих основных мероприятий:
повышение качества обучения в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками 1995 года (ПДНВ-78/95) и федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе за счет модернизации и обновления учебно-лабораторного и тренажерного оборудования;
включение отраслевых предприятий в образовательный процесс на условиях сетевой формы реализации образовательных программ, государственно-частного партнерства, инвестирование в образование будущего работника в рамках целевого обучения;
повышение качества образования за счет внедрения инновационных технологий в обучение членов экипажей судов, в том числе разработка интерактивных учебников и учебных пособий;
развитие материально-технической базы образовательных учреждений, включая приобретение учебно-производственных судов для обеспечения плавательной практики курсантов, строительство и реконструкцию зданий и сооружений, в том числе общежитий;
разработка мер по повышению престижа флотских профессий, поддержка и развитие клубов юных моряков, детских и студенческих яхт-клубов.
Мероприятия по государственной поддержке развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации приведены в приложении N 5.
Общие задачи, направленные на достижение всех целей настоящей Стратегии, включают в себя:
опережающее инновационное развитие научно-технической и технологической базы отрасли, формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего отраслевого сектора исследований и разработок;
сохранение и развитие кадрового потенциала внутреннего водного транспорта, совершенствование отраслевой системы подготовки и переподготовки кадров по всем направлениям;
совершенствование нормативно-правовой базы в области внутреннего водного транспорта.
Для обеспечения ведущей роли отраслевого сектора исследований и разработок в научном обеспечении всех направлений стратегического развития внутреннего водного транспорта необходимо:
создание опережающего научно-технического задела и технологий, необходимых для повышения конкурентоспособности внутреннего водного транспорта;
совершенствование структуры, системы управления и финансирования отраслевой науки, интеграция науки и образования;
осуществление системной интеграции ведущих вузов с научными организациями, отраслевыми научно-исследовательскими институтами и предприятиями на основе объединения кадровых и материально-технических ресурсов;
обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство;
повышение кадрового потенциала научных исследований, развитие механизмов стимулирования научной и инновационной активности научно-педагогических работников;