объем перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;
объем перевозок внешнеторговых грузов по внутренним водным путям.
Индикаторы отражают уровень доступности услуг внутреннего водного транспорта по перевозке грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности как безальтернативного и жизнеобеспечивающего, расширение сферы услуг внутреннего водного транспорта при перевозке контейнеров и внешнеторговых грузов за счет повышения конкурентоспособности речных перевозок.
4. Обеспечение социальной функции внутреннего водного транспорта по перевозке пассажиров
Достижение этой цели означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения в перевозках внутренним водным транспортом, обеспечение ценовой доступности услуг внутреннего водного транспорта, имеющих социальную значимость, а также доступности услуг для граждан с ограниченными возможностями.
В рамках указанной цели предполагается прежде всего обеспечить перевозки пассажиров на социально значимых маршрутах, включая обеспечение их ценовой доступности, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Сибири и Дальнего Востока, где такой транспорт является безальтернативным и жизнеобеспечивающим, в том числе на скоростных линиях. Предполагается развитие перевозок пассажиров внутренним водным транспортом по городским и пригородным маршрутам в крупных городах, имеющих внутренние водные пути.
Индикаторами являются:
средний возраст пассажирского флота;
объем перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах;
количество построенных (реконструированных) причалов и других объектов инфраструктуры для пассажирских перевозок.
Индикаторы отражают основные характеристики уровня доступности и качества транспортных услуг внутреннего водного транспорта для населения, прежде всего на социально значимых маршрутах.
5. Повышение уровня безопасности, экологичности внутреннего водного транспорта
Реализация этой цели позволит обеспечить уровень безопасности и информационного обеспечения судоходства, соответствующий международным и национальным требованиям, достичь безопасного уровня функционирования объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, повысить их защищенность от противоправных действий, в том числе террористической направленности, обеспечить более высокий уровень безопасности перевозок грузов, требующих особых условий, и развитие системы профессионального допуска к транспортной деятельности путем лицензирования или декларирования (уведомления), а также обеспечить потребность внутреннего транспорта в специалистах с высоким уровнем профессиональной подготовки, прежде всего плавсостава.
Индикаторами являются:
доля судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности, имеющих опасный или неудовлетворительный уровень безопасности, в общем количестве судоходных гидротехнических сооружений;
доля объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, меры по организации защиты которых от актов незаконного вмешательства соответствуют требованиям обеспечения транспортной безопасности, в общем количестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, требующих защиты от актов незаконного вмешательства;
объем выбросов углекислого газа на один приведенный т-км;
объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ на один приведенный т-км;
доля организаций внутреннего водного транспорта, внедривших в свою деятельность системы экологического менеджмента управления качеством окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в общем количестве организаций.
Индикаторы реализации настоящей Стратегии приведены в приложении N 3.
IV. Задачи и мероприятия, обеспечивающие достижение долгосрочных целей Стратегии
Создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт для обеспечения сбалансированного развития транспортной системы будет достигнуто на основе решения следующих задач:
повышение пропускной способности внутренних водных путей;
развитие портовой инфраструктуры;
разработка и реализация мер государственной поддержки развития перевозок внутренним водным транспортом;
обеспечение конкурентоспособных тарифов на перевозку грузов внутренним водным транспортом;
создание дополнительной грузовой базы на внутренних водных путях;
совершенствование системы документооборота, создание информационной среды мультимодального технологического взаимодействия участников транспортного процесса.
Повышение пропускной способности внутренних водных путей, прежде всего Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, - необходимое и основное условие роста объемов перевозок внутренним водным транспортом. Наличие лимитирующих участков и ухудшение качественных параметров внутренних водных путей явились основными факторами ослабления его конкурентной позиции в транспортной системе страны за последние 25 лет.
Для решения этой задачи необходимо осуществление следующих мероприятий:
улучшение качественных параметров внутренних водных путей;
переход к 2018 году на полное финансирование за счет средств федерального бюджета содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений по нормативам, утвержденным Правительством Российской Федерации;
реализация проектов строительства новых гидротехнических сооружений для ликвидации "узких мест" на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации;
обновление судов технического (обслуживающего) флота.
Мероприятия по улучшению качественных параметров внутренних водных путей предусматривают увеличение гарантированных габаритов судовых ходов на внутренних водных путях общей протяженностью 27,5 тыс. км до параметров, обеспечивающих полную загрузку транспортного флота, увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов с освещаемой и отражательной обстановкой на 18,6 тыс. км для обеспечения роста объемов транспортных услуг, в том числе за счет переключения грузопотоков с наземных видов транспорта.
Базовой предпосылкой для восстановления и поддержания утраченных габаритов внутренних водных путей, а также создания нормальных инфраструктурных условий для эксплуатации транспортного флота является переход к 2018 году на полное финансирование за счет средств федерального бюджета содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений по нормативам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Для комплексного решения проблемы ликвидации "узких мест" на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации предусматривается строительство:
второй нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла (2012-2017 годы);
Нижегородского низконапорного гидроузла на р. Волге (2016-2020 годы);
Багаевского гидроузла на р. Дон (2016 - 2020 годы).
Реализация этих проектов позволит обеспечить достижение унифицированной глубины, составляющей 4 метра, на всем протяжении магистральных водных путей Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации для существенного повышения эффективности и конкурентоспособности перевозок внутренним водным транспортом, динамичного обновления транспортного флота.
Важнейшим стратегическим проектом увеличения пропускной способности Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации является проектирование вторых ниток шлюзов Волго-Донского водного пути, лимит пропускной способности которого к настоящему времени исчерпан. Волго-Донской водный путь имеет особое значение в системе широтных и меридиональных международных транспортных коридоров. Прогнозные оценки перевозок по каналу показывают, что грузопотоки внешнеторговых и транзитных грузов (нефтепродуктов, металла, серы, удобрений и др.) имеют огромный потенциал роста.
Проектирование вторых ниток шлюзов Волго-Донского водного пути предусматривается в 2027-2030 годах для поэтапного строительства объектов в последующий период.
Строительство вторых ниток шлюзов Волго-Донского водного пути позволит увеличить пропускную способность всей Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, снизить высокую загруженность наземных магистралей в Южном федеральном округе, обеспечить условия для динамичного развития экспортно-импортных и транзитных перевозок, в том числе в контейнерах, при достижении высоких показателей социально-экономической, коммерческой и бюджетной эффективности проекта.
В случае реализации проекта будет создан альтернативный водный путь с современными гидротехническими сооружениями, который позволит значительно сократить время прохождения указанного участка и существенно повысить рентабельность перевозок. Это обеспечит снижение риска аварийных ситуаций при высокой интенсивности судопотока, а также исключит чрезвычайные риски полной остановки судоходства на длительное время.
Для реализации проекта предполагается использовать механизм государственно-частного партнерства.
Крупные инвестиционные проекты, реализуемые в рамках настоящей Стратегии, приведены в приложении N 4.
Мероприятие по обновлению судов технического (обслуживающего) флота направлено на решение проблемы высокого износа и среднего возраста судов. При реализации настоящей Стратегии будет построено 825 единиц флота, в том числе 70 земснарядов, 403 обстановочных судна. Механизм реализации мероприятия предполагает прямое финансирование из федерального бюджета.
Развитие портовой инфраструктуры предусматривает осуществление следующих мероприятий:
совершенствование механизма управления имуществом речных портов;