обновление перегрузочной техники в речных портах;
совершенствование кредитной и таможенной политики при приобретении перегрузочной техники для речных портов.
Совершенствование механизма управления имуществом речных портов предполагает создание системы контроля технического состояния причальных стенок, рассмотрение целесообразности и возможности их приватизации вне стратегических портов, составление реестра причальных стенок, включающего данные о текущем техническом состоянии, собственнике и эксплуатационном статусе.
Предусматривается кардинальное обновление парка перегрузочной техники в речных портах, в том числе с использованием механизмов государственной поддержки (субсидирование кредитной ставки при покупке нового перегрузочного оборудования, введение нулевой таможенной пошлины на перегрузочное оборудование для речных портов, не производимое в Российской Федерации). Это позволит повысить рентабельность перегрузочных работ и создать финансовую основу для обновления портовой техники.
Для перераспределения релевантных грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт предусматриваются разработка и реализация следующих мер государственной поддержки развития перевозок внутренним водным транспортом:
разработка мер нормативно-правового и финансового регулирования, направленных на ограничение перевозок нерудных строительных материалов автомобильным транспортом;
законодательное ограничение на уровне субъектов Российской Федерации использования большегрузных автомобилей в городах, где имеются внутренние водные пути;
разработка и реализация мер по привлечению грузопотоков, потенциально тяготеющих к внутренним водным путям;
разработка и реализация системы мер по продвижению перевозок с участием внутреннего водного транспорта в среде профессионалов рынка транспортно-логистических услуг и грузоотправителей.
Реализация комплекса мер позволит создать эффективный механизм государственной поддержки переключения перевозок массовых грузов с наземных видов транспорта, прежде всего автомобильного, на внутренний водный транспорт, что приведет к снижению грузонапряженности наземных магистралей, сокращению времени непроизводительных простоев транспортных средств, повышению скорости доставки грузов, снижению аварийности на автодорогах и улучшению экологии регионов.
Обеспечение конкурентоспособных тарифов на перевозку грузов внутренним водным транспортом достигается за счет совершенствования тарифной политики, предусматривающей сочетание механизмов свободного ценообразования с контрольными функциями в интересах защиты потребителей от необоснованных дискриминационных тарифов, а участников рынка - от демпинговых тарифов.
Сбалансированная тарифная политика и меры государственной поддержки судовладельцев позволят повысить уровень рентабельности речных перевозок и создать условия для обновления транспортного флота.
Создание дополнительной грузовой базы на внутренних водных путях предполагает развитие промышленных кластеров, ориентированных на перевозку произведенной продукции и сырья речным транспортом.
Приоритетное использование внутреннего водного транспорта в транспортной системе России обеспечит оптимизацию средств федерального бюджета на развитие транспортной инфраструктуры при удовлетворении растущего спроса на перевозки, будет способствовать улучшению экологии регионов, созданию резервов пропускной способности наземных коммуникаций, снижению транспортной составляющей в цене товаров.
Совершенствование системы документооборота, создание информационной среды мультимодального технологического взаимодействия участников транспортного процесса предполагает внедрение системы единых электронных транспортных документов, разработку и внедрение интегрированной электронной системы оформления и сопровождения морских и речных грузовых и пассажирских перевозок.
Мероприятия направлены на упрощение документооборота как для судовладельцев, так и для получателей и отправителей грузов. Внедрение интегрированной электронной системы оформления и сопровождения морских и речных грузовых и пассажирских перевозок обеспечит электронную передачу данных администрациям морских портов и государственным контрольным органам о судах, автоматизированное планирование пропуска судов в морских и речных пунктах пропуска.
Для обеспечения роста конкурентоспособности внутреннего водного транспорта по отношению к другим видам транспорта должны быть решены следующие основные задачи:
обеспечение обновления и роста тоннажа флота;
повышение безопасности, экологичности и энергоэффективности перевозок на внутреннем водном транспорте;
развитие перевозок пассажиров на туристских маршрутах.
Обеспечение обновления и роста тоннажа флота достигается за счет реализации следующих мероприятий:
разработка и реализация мер государственной поддержки обновления флота;
разработка программы обновления судов речного флота и смешанного (река - море) плавания на основе внедрения механизма выплат российским организациям на приобретение гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию;
обновление флота судовладельцев, осуществляющих завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, на основе реализации механизма операционного лизинга судов;
строительство 13550 грузовых и вспомогательных судов, в том числе 750 самоходных грузовых судов внутреннего плавания и 490 судов смешанного (река - море) плавания.
Предполагается реализация таких мер государственной поддержки обновления флота, как компенсация процентной ставки при кредитовании строительства судов на российских верфях, использование механизма лизинга для обновления речного флота и судов смешанного (река - море) плавания, в том числе флота судовладельцев, осуществляющих завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Мероприятия направлены на решение проблемы, связанной с неблагоприятной возрастной структурой флота, недостатком его провозной способности при потенциальном росте грузовой базы, выведения из эксплуатации морально и технически устаревшего речного флота.
Программа обновления судов речного флота и смешанного (река - море) плавания на основе внедрения механизма выплат российским организациям на приобретение гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию, предполагает разработку и реализацию схемы предоставления субсидии - единовременной выплаты судоходной компании при условии утилизации старого судна и одновременном размещении заказа на российской верфи на строительство нового, отвечающего высоким экологическим требованиям судна, что позволит решить проблему вторичного рынка речных судов, повысить энергоэффективность, улучшить экологическую обстановку и безопасность судоходства.
Повышение безопасности, экологичности и энергоэффективности перевозок на внутреннем водном транспорте обеспечивается за счет реализации следующих мероприятий:
оснащение судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, электронными картографическими системами, государственная поддержка оснащения транспортных судов навигационными системами;
реконструкция лабораторий навигационной информации для создания и корректуры электронных навигационных карт в бассейнах внутренних водных путей, создание электронных навигационных карт на боковых и малых реках;
разработка программы модернизации судов и объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта по снижению их негативного воздействия на окружающую среду;
разработка мер стимулирования модернизации судов с установкой современных двигателей и систем управления расходом топлива;
совершенствование комплексного обслуживания судов внутреннего водного транспорта, включая прием и обработку хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих вод, других отходов;
проведение контроля за размещением и функционированием объектов природоохранного назначения на внутренних водных путях;
обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами;
разработка и реализация программы строительства технологически совершенных судов (сборщиков льяльных вод, станций комплексной очистки судов и нефтемусоросборщиков) для замены существующего природоохранного флота;
оснащение портов средствами для защиты окружающей среды.
Развитие перевозок пассажиров на туристских маршрутах обеспечивается за счет реализации следующих мероприятий:
разработка мер государственной поддержки обновления туристического флота;
строительство 55 судов для использования на туристских маршрутах.
Оказание мер государственной поддержки приобретения новых судов, используемых на туристских маршрутах, направлено на решение проблемы высокого среднего возраста этого флота (около 43 лет) в условиях длительных сроков окупаемости строительства новых судов.
В целях повышения доступности и качества услуг внутреннего водного транспорта для грузоотправителей должны быть решены следующие основные задачи:
обеспечение доступности транспортных услуг по перевозке грузов в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока;
создание условий для переключения контейнерного потока с перегруженных участков автомобильных дорог на внутренний водный транспорт;
разработка мер по эффективному использованию потенциала Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации как важнейшего водного пути международного значения.
Для решения задачи обеспечения доступности транспортных услуг по перевозке грузов в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где внутренний водный транспорт зачастую является безальтернативным и жизнеобеспечивающим, предусмотрены следующие мероприятия:
создание механизма поддержки инициатив региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по развитию судоходства на боковых и малых реках в восточных регионах Российской Федерации;
разработка типовых проектов судов для восточных бассейнов, в том числе мелкосидящего флота, на основе предложенной сетки с учетом требований грузовладельцев и судовладельцев;
разработка комплекса мер, направленных на системное использование транспортного потенциала Северного морского пути и внутренних водных путей Сибири для обеспечения роста объемов перевозок;