развитие инфраструктуры научных отраслевых исследований и разработок;
сохранение и поддержка ведущих научных школ транспортного комплекса, воспроизводство и повышение качества кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации.
Решение поставленных задач требует реализации комплекса мероприятий по развитию и повышению эффективности научно-исследовательской деятельности, которые приведены в приложении N 5 к настоящей Стратегии.
Исходя из целей и задач, определены основные направления научного обеспечения настоящей Стратегии, ориентированные на создание и внедрение инновационных технических, технологических и управленческих решений, которые сгруппированы по видам научно-исследовательских работ (фундаментальные поисковые, проблемно ориентированные и прикладные работы).
Расчет потребности внутреннего водного транспорта в выпускниках образовательных учреждений по уровням образования и укрупненным группам направлений подготовки (специальностей) показывает, что отрасль испытывает острый недостаток кадров рабочих специальностей. Потребность внутреннего водного транспорта в специалистах с высшим образованием и средним профессиональным образованием на сегодняшний день может быть в полном объеме восполнена за счет выпускников образовательных организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области внутреннего водного транспорта.
Мероприятия и меры по сохранению и развитию кадрового потенциала внутреннего водного транспорта, совершенствованию отраслевой системы подготовки и переподготовки кадров по всем направлениям приведены в приложении N 5 к настоящей Стратегии.
V. Сроки и этапы реализации Стратегии
Предусматриваются 2 этапа реализации настоящей Стратегии.
Первый этап (до 2020 года) связан с активным продвижением внутреннего водного транспорта и формированием базовых условий для наращивания грузовой базы. В этот период основными направлениями развития внутреннего водного транспорта являются устранение ряда участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, развитие портовой инфраструктуры на внутренних водных путях международного значения, увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов, реконструкция судоходных гидротехнических сооружений, реконструкция пассажирских вокзалов и улучшение качества обслуживания пассажиров, строительство грузового и пассажирского флота. Предусматривается принятие комплекса мер государственной поддержки развития внутреннего водного транспорта.
Этап будет ознаменован завершением крупных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры внутренних водных путей Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, в том числе вводом в эксплуатацию Нижегородского низконапорного гидроузла на р. Волге в 2020 году, строительством Багаевского низконапорного гидроузла на р. Дон.
На втором этапе (2021-2030 годы) ожидается динамичное развитие речных перевозок, в том числе в контейнерах. Реализация мер государственной поддержки российского судоходства и судостроения приведет к ускоренному обновлению грузового и пассажирского флота, повышению конкурентоспособности и рентабельности судоходного бизнеса.
Обеспечение устойчивого спроса на услуги организаций внутреннего водного транспорта в рамках единого транспортного пространства России, органичное встраивание в транспортно-логистические цепочки доставки грузов благодаря высокому уровню конкурентоспособности и эффективности речных перевозок, наличие резервов пропускной и провозной способности будут стимулировать динамичный рост и высокую инвестиционную активность бизнеса, реализацию потенциальных возможностей развития при возникновении новых точек экономического роста, в том числе при реализации совместных международных проектов.
Конец периода будет ознаменован окончанием проектирования и началом первого этапа строительства вторых ниток шлюзов Волго-Донского водного пути - важнейшего стратегического проекта, обеспечивающего создание условий для динамичного роста перевозок по внутренним водным путям Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации в четвертом десятилетии XXI века.
VI. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Социально-экономическими результатами реализации настоящей Стратегии являются:
снижение удельных транспортных издержек в цене конечной продукции за счет оптимизации транспортно-технологических схем доставки грузов с учетом перераспределения части грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт;
рост валового внутреннего продукта за счет стимулирования развития смежных отраслей экономики, прежде всего судостроения, металлургии, приборостроения, топливно-энергетического и строительного комплексов;
ускорение социально-экономического развития регионов Российской Федерации, особенно Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где внутренний водный транспорт является безальтернативным и жизнеобеспечивающим, повышение занятости населения;
снижение аварийности и отрицательного вредного воздействия транспортной системы на окружающую среду, поскольку удельные показатели по выбросам углекислого газа на внутреннем водном транспорте составляют лишь 5 процентов выбросов на автомобильном и 20 процентов выбросов на железнодорожном транспорте, а уровень аварийности (в денежной оценке) ниже соответственно в 14 и 2 раза;
рост транзитных перевозок грузов по внутренним водным путям, увеличение экспорта транспортных услуг судами смешанного (река - море) плавания в межнавигационный период.
В результате реализации настоящей Стратегии:
будет обеспечено приоритетное развитие внутреннего водного транспорта как экономичного, энергоэффективного, экологичного и безопасного вида транспорта, что приведет к снижению грузонапряженности автомобильных и железных дорог на параллельных направлениях доставки массовых грузов в период навигации;
значительно повысится пропускная способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации как важнейшего водного пути международного значения, что обеспечит рост объемов перевозок в европейских бассейнах к 2030 году в 2,2 раза (к уровню 2010 года), в том числе транзитных грузов.
будет обеспечен возрастающий объем завоза грузов внутренним водным транспортом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, объем речных перевозок в восточных бассейнах к 2030 году увеличится в 2,4 раза (к уровню 2010 года);
кардинальное улучшение параметров внутренних водных путей приведет к существенному росту валовой производительности работы флота за счет сокращения времени непроизводительных простоев, в том числе вследствие ожидания шлюзования, роста средней скорости движения, наиболее полного использования грузоподъемности судов, и обеспечит повышение рентабельности перевозок при снижении времени доставки товаров;
реализация комплекса мер государственной поддержки российского судостроения и судоходства позволит создать современный грузовой флот, средний возраст которого в 2030 году составит 25,4 года;
производительность труда на внутреннем водном транспорте к 2030 году возрастет в 2,9 раза;
энергоемкость уменьшится на 30 процентов;
будет реализована в полной мере социальная функция внутреннего водного транспорта по перевозке пассажиров на социально значимых маршрутах, созданы условия для динамичного развития перевозок пассажиров на туристских маршрутах;
развитие городского водного транспорта будет способствовать снижению загрузки автомобильных дорог и улучшению экологической ситуации в мегаполисах;
будет обеспечена техническая и технологическая безопасность объектов транспортной инфраструктуры на внутренних водных путях;
повышение инвестиционной привлекательности внутреннего водного транспорта приведет к притоку частных инвестиций, в том числе за счет использования при реализации инвестиционных проектов механизма государственно-частного партнерства.
Таким образом, благодаря осуществлению комплекса мер государственной поддержки внутреннего водного транспорта, направленных на реализацию его стратегических преимуществ (экологичность, высокий уровень энергоэффективности и безопасности, низкая себестоимость перевозок массовых грузов, безальтернативность в районах Крайнего Севера и восточных регионах, относительно низкий уровень издержек на развитие и содержание инфраструктуры водных путей), к 2030 году будет усилена его позиция в транспортной системе страны, обеспечен существенный рост инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности предприятий отрасли, в полной мере реализованы потенциальные возможности внутренних водных путей для снижения грузонапряженности автомобильных и железных дорог на параллельных направлениях доставки массовых грузов, роста экспортных и транзитных перевозок, что положительно повлияет на снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду, будут обеспечены доступность и качество перевозок пассажиров, прежде всего на социально значимых маршрутах.
VII. Оценка объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии
Реализация настоящей Стратегии должна быть обеспечена стабильной и надежной системой финансирования, учитывающей особенности внутреннего водного транспорта как элемента транспортной системы страны.
Финансирование мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Средства федерального бюджета направляются на следующие цели:
эксплуатация, поддержание в работоспособном состоянии и воспроизводство объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, находящихся в государственной собственности;
реконструкция и строительство объектов инфраструктуры внутренних водных путей, обеспечивающих безопасное функционирование транспортной системы и имеющих важное социально-экономическое значение, прежде всего судоходных гидротехнических сооружений;
обеспечение функций государственного регулирования и управления внутренним водным транспортом, в том числе по обеспечению безопасности судоходства;
проведение фундаментальных научных исследований и реализация инновационных научно-технических проектов, имеющих общегосударственное и общеотраслевое значение.
Состав мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, в целом соответствует составу мероприятий подпрограммы "Внутренний водный транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)". При этом объемы и источники финансирования мероприятий за 2010-2020 годы соответствуют объемам и источникам финансирования мероприятий, предусмотренным в указанной федеральной целевой программе и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Таким образом, в 2013-2015 годах из федерального бюджета было выделено 29 млрд. рублей (в 2016-2018 годах планируется выделение 70 млрд. рублей, в 2019-2020 годах - 76 млрд. рублей).
Наряду с прямым бюджетным финансированием предоставление государственной поддержки может осуществляться в следующих формах:
софинансирование на договорных условиях инвестиционных проектов с оформлением прав собственности Российской Федерации, включая финансирование расходов на управление инвестиционными проектами и разработку проектной документации;
предоставление субсидий организациям внутреннего водного транспорта, осуществляющим социально значимые перевозки;
субсидирование процентных ставок по привлекаемым организациями кредитам для финансирования расходов, связанных с приобретением судов и перегрузочной техники;
разработка и реализация экономических механизмов, стимулирующих ускоренное обновление флота, в том числе содействие в развитии механизмов лизинга судов, а также предоставление судоходным компаниям субсидии на приобретение судов речного флота и смешанного (река - море) плавания взамен судов, сданных на утилизацию;
предоставление льгот при установлении условий аренды государственного имущества, землеотвода и землепользования.
Общий объем финансовых ресурсов (в ценах соответствующих лет) с учетом налога на добавленную стоимость составляет 1944 - 2257 млрд. рублей, в том числе федеральный бюджет - 738 - 739 млрд. рублей, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 53 - 68 млрд. рублей, внебюджетные источники - 1153 - 1450 млрд. рублей.
Государственные капитальные вложения за счет средств федерального бюджета предусматривается выделять прежде всего на реализацию проектов реконструкции внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, строительство судов технического (обслуживающего) флота.