Самостоятельные аэропорты и предприятия, осуществляющие только наземное обслуживание ВС в аэропортах, соответственно, не проводят этап расчетов по определению затрат по видам деятельности.
Организационные структуры авиапредприятий, наименования, функции и задачи подразделений (служб, отделов), функциональное закрепление ОПФ за подразделениями, система внутреннего учета имеют определенную специфику на каждом авиапредприятии. В этой связи, в настоящих материалах представлены основные положения и методический подход к определению себестоимости комплексов работ (услуг) по соответствующим сборам, тарифам и ценам в общем виде, с возможно более полной степенью детализации.
Ввиду неизбежной детализации расходов, полученных по данным учета, при проведении расчетов потребуется взаимодействие планово-экономических служб предприятий не только с бухгалтериями, но и с руководящим составом всех функциональных подразделений предприятий.
Каждый этап расчетов производится на основе единых принципов и методов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). В общем виде, в соответствии с действующей в РФ теорией и практикой они включают следующие основные понятия и методические подходы.
Для обеспечения необходимой точности распределения расходов производства продукции по объектам калькулирования (видам деятельности, комплексам работ (услуг), отдельным работам (услугам)) в составе затрат на производство продукции выделяются расходы прямые и косвенные.
К прямым относятся расходы, которые непосредственно связаны с производством определенного объекта калькулирования и могут быть полностью прямо отнесены на себестоимость продукции этого объекта. Косвенные расходы также связаны с его производством, но имеют отношение к нескольким видам продукции, и поэтому их необходимо распределять между объектами калькулирования пропорционально различным измерителям, характеризующим процесс формирования данных расходов.
Себестоимость объекта калькулирования в целом включает прямые затраты предприятия на их выполнение и соответствующую долю косвенных затрат. Косвенные затраты по объектам калькулирования определяются расчетным путем - пропорционально объемам работ, наиболее точно характеризующих специфику их формирования, либо пропорционально объему прямых затрат предприятия по соответствующим объектам.
Прямые расходы по отдельным группам затрат, при отсутствии соответствующих данных учета, ввиду высокой трудоемкости либо сложности его организации, по видам работ (услуг) определяются также, как и косвенные - расчетным путем.
После определения стоимостной основы сборов, тарифов и цен рассчитывается себестоимость соответствующих комплексов работ (услуг) путем ее деления на планируемый объем показателя, используемого в качестве основы (натуральной единицы измерения) ставки сбора, тарифа или цены. Главным требованием к формированию себестоимости комплексов работ (услуг) является, как можно более точное, с учетом сложившейся специфики, определение затрат, непосредственно связанных с выполнением данных комплексов работ (услуг), и объективной доли косвенных расходов (на пропорциональной основе). На основе рассчитанной себестоимости затем формируется уровень сборов, тарифов и цен.
В соответствии с действующей системой тарифно-ценового регулирования на транспорте государственному регулированию подлежат цены на услуги по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах (постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995г. N 239). В этой связи уровень аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание ВС в аэропортах определяется с учетом ограничений, установленных в соответствующем порядке. Уровень цен на услуги неавиационного характера (кроме услуг по неавиационным видам деятельности, подлежащим госрегулированию в соответствии с указанным постановлением) формируется без указанных ограничений на рыночной основе.
Для аэропортов доходы от неавиационной деятельности являются основным резервом снижения уровня аэропортовых сборов с целью повышения их конкурентоспособности в авиаузле или регионе, развития и реконструкции и, следовательно, снижения тарифов на авиаработы и развития гражданской авиации в целом.
"Доходы от неавиационной деятельности или из неавиационных источников - любые доходы, получаемые аэропортом с учетом различных коммерческих мероприятий, которые он осуществляет в отношении предоставления концессий, аренды помещений и земли и функционирования свободной зоны... Также сюда должны включаться доходы за вычетом налогов на торговлю или других налогов, получаемые магазинами или службами, эксплуатируемыми самим аэропортом." (Руководство по экономике аэропортов. ИКАО. ДОС 9562. 1-ое изд. 1991 г.)
Таким образом, доходы от неавиационной деятельности включают в основном доходы от концессий - за предоставление права осуществлять в аэропорту определенную коммерческую деятельность (ставки с оборота реализации, либо фиксированные платежи), платежи за сданные в аренду участки земли и помещения (на территории аэропорта и в контролируемой зоне), а также поступления от работ (услуг) неавиационного характера (не предусмотренные, как обязательные по технологии аэропортового и наземного обслуживания авиаработ), выполняемых авиапредприятием. В этой связи, при формировании стоимостной основы сборов, тарифов и цен расходы авиапредприятий, связанные с работами (услугами) неавиационного характера, необходимо исключить из общего объема затрат, с тем, чтобы эксплуатанты ВС не несли расходов, не связанных с обслуживанием ВС. С этой целью в предприятиях необходимо организовать учет и планирование затрат и доходов от неавиационной деятельности.
В достоверности проводимых расчетов по формированию сборов, тарифов и цен должны быть заинтересованы, прежде всего, сами авиапредприятия, так как оценить эффективность деятельности подразделений можно только сопоставлением затрат и доходов по видам работ (услуг) при конкурентноспособных в данном регионе ценах (сборах, тарифах) на их выполнение.
Ценовая политика авиапредприятий без объективной оценки себестоимости видов деятельности и работ (услуг) не позволит осуществить реальный контроль за издержками производства, наметить меры по их снижению, оценить конкурентоспособность предприятия и определить наиболее перспективные сферы деятельности.
1. Общие положения
1.1. Целью настоящих Методических положений является реализация единого методического подхода к формированию аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание ВС эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации авиапредприятиями, самостоятельными аэропортами, авиакомпаниями и другими предприятиями и организациями, имеющими сертификаты и лицензии на обслуживание ВС в аэропортах (далее по тексту - авиапредприятиями).
1.2. Основным требованием к порядку формирования уровня сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание ВС в аэропортах, является обеспечение адекватности расходов эксплуатантов ВС объему потребляемых работ (услуг).
1.3. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), при проведении расчетов по определению сборов, тарифов и цен, определяется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992г. N 552 ( с учетом дополнений и изменений, внесенных постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 июня 1995 г. N 627, от 1 июля 1995 г. N 661, от 20 ноября 1995г. N 1133), Особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий воздушного транспорта Российской Федерации, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации от 6 июня 1994г. N ВА-3/365, согласованными с Министерством финансов РФ и Министерством экономики РФ.
1.4. В общем виде порядок формирования сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание ВС в аэропортах включает проведение следующих последовательных расчетов:
- определяется общий объем затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), авиапредприятия на планируемый период (ожидаемый период применения сборов, тарифов и цен) по их составляющим с максимально-возможной степенью детализации;
- определяются объемы работ авиапредприятия в натуральном измерении на планируемый период по видам выполняемых работ;
- определяются плановые объемы расходов авиапредприятия на аэропортовое обслуживание и ТОиР СВАД в части оперативного регламента путем обоснованного распределения общего объема затрат по основным видам деятельности, выполняемым авиапредприятием;
- определяется стоимостная основа сборов, тарифов и цен (расходы авиапредприятия на выполнение соответствующих комплексов (работ, услуг)) путем обоснованного распределения планируемых объемов затрат на аэропортовое обслуживание по соответствующим комплексам работ (услуг) и на ТОиР СВАД в части оперативного регламента в целом;
- определяется себестоимость комплексов работ (услуг), предусмотренных по соответствующим сборам, тарифам и ценам, путем деления полученной стоимостной основы на плановый объем соответствующих видов работ;
- формируется уровень сборов, тарифов и цен на основе полученной себестоимости соответствующих комплексов работ (услуг).
1.5. Планирование общего объема расходов авиапредприятия осуществляется по их составляющим, полученным по данным учета с максимальной степенью детализации, предусмотренной системой внутреннего учета предприятия, в соответствии с ожидаемыми на период их действия темпами инфляции в РФ, планируемыми изменениями затрат на оплату труда работников авиапредприятия (штатного расписания, окладов, системы оплаты и т.п.); норм амортизационных отчислений на полное восстановление ОПФ и введением в действие новых ОПФ; изменениями объемов работ (услуг) по отношению к соответствующему периоду отчетного (базового) года (для определения изменения составляющих затрат, зависящих от объемов производства); ростом цен на основные виды ресурсов и работ (услуг), потребляемые авиапредприятиями (в части материальных и прочих расходов) - в соответствии с договорами на поставку и предоставление обслуживания со сторонними предприятиями и организациями (по коммунальным услугам, поставкам ГСМ, услугам связи и т.п.). При планировании расходов анализируются темпы изменения расходов, объемы работ и доходы предприятия за предшествующие периоды.
1.6. Планирование объемов работ авиапредприятия в натуральном измерении осуществляется в обычном порядке (на основе Внутреннего и Международного расписаний движения воздушных судов на соответствующий период, ожидаемого объема нерегулярных полетов; коммерческой загрузки и процента занятости кресел ВС за аналогичный период предшествующего года; перечня работ (услуг) в соответствии с договорами на обслуживание ВС, заключенными с эксплуатантами на плановый период и т.п.).
Для получения отчетных данных по показателям объемов работ, используемых при формировании сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание ВС в аэропортах (максимальной взлетной массе вылетающих воздушных судов; количеству часов сверхнормативной стоянки ВС; объему прибывающих, убывающих и транзитных (прямой транзит) пассажиров до 2/5 лет, до 12 лет и взрослых; обработанных (прибывающих и убывающих) грузов и почты; объемам работ (услуг) спецавтотранспорта и т.п.) должен быть организован соответствующий учет: доработаны действующие и введены новые формы внутреннего учета по объемам выполняемых работ (услуг), доработаны положения по соответствующим службам (отделам) авиапредприятия и должностные инструкции для работников, осуществляющих учет.
1.7. Порядок определения расходов авиапредприятия по основным видам деятельности, а также формирования стоимостной основы сборов, тарифов и цен представлен в п.2. настоящих Методических положений. Порядок определения себестоимости комплексов работ (услуг), предусмотренных по соответствующим сборам, тарифам и ценам представлен в п.3. настоящих Методический положений.
1.8. Уровень сборов и тарифов за наземное обслуживание ВС в аэропортах по перечню, установленному п.2 настоящего приказа, определяется в размере не ниже планируемой себестоимости соответствующих комплексов работ (услуг) и в пределах ограничений, установленных органами государственного регулирования, в порядке предусмотренном п. 3 настоящего приказа.
Уровень тарифов, не предусмотренных п.2 настоящего приказа, и цен за наземное обслуживание ВС в аэропортах определяется в размере не ниже себестоимости соответствующих комплексов работ (услуг) и в пределах ограничений, установленных действующей системой регулирования цен на услуги по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах (постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1992 г. N 724 (пункт 7), от 7 марта 1995 г. N 239 (пункты 1, 4, 7)), по предельному уровню рентабельности в размере 20 процентов к себестоимости.
1.9. Расчеты по определению сборов, тарифов и цен осуществляются планово-экономическими службами (отделами) авиапредприятий с обязательным привлечением руководящего состава всех функциональных подразделений (служб, отделов) авиапредприятий. Основой проведения расчетов по определению сборов, тарифов и цен является анализ текущей и накопленной статистической базы авиапредприятий - отчетных данных по объемам работ в натуральном измерении, доходам и расходам.
1.10. Соответствующими службами авиапредприятий (бухгалтериями, финансовыми службами, группами сборов, взаиморасчетов, СОП, ССТ, АТБ и т.п.) должны своевременно представляться в планово-экономические службы отчетные данные по объемам выполненных работ (услуг), доходам - поступившим за отчетный период и начисленным за выполненный объем работ (услуг) по составляющим в соответствии с перечнем сборов и тарифов, прейскурантом тарифов и цен за наземное обслуживание и видам работ (услуг) неавиационного характера, затраты авиапредприятия в целом по их составляющим с максимально-возможной степенью детализации и другие данные, необходимые для расчетов.
1.11. Для анализа и контроля за своевременностью и качеством расчетов планово-экономическими службами авиапредприятий должен быть организован внутренний учет по затратам, включаемым в соответствующие стоимостные основы сборов, тарифов, и цен, и доходам, полученным за их взимание, разработаны специальные формы внутреннего учета (по формам табл. 1-3 пп.2, 3 настоящих Методических положений и/или другим формам - по подразделениям, службам (отделам) предприятия и т.п.), позволяющие определить отклонение фактических данных от плановых за расчетный период. Регулярное заполнение указанных форм и анализ полученных данных позволит осуществлять обоснованную и своевременную корректировку (перерасчет) сборов, тарифов и цен на следующие расчетные периоды.
2. Порядок формирования стоимостной основы аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание ВС в аэропортах
2.1. В общем виде стоимостная основа сборов и тарифов (плановый объем расходов авиапредприятия на выполнение соответствующих комплексов работ (услуг)) включает:
- расходы служб (отделов) авиапредприятия, непосредственно связанные с выполнением комплексов работ (услуг), установленных Приложением 1 к настоящему приказу по соответствующим сборам и тарифам за наземное обслуживание (прямые расходы служб (отделов) на их выполнение);
- обоснованную долю расходов косвенных для всех видов деятельности (работ, услуг) службы (отдела) авиапредприятия (на управление производством службы в целом, содержание служебных помещений и другие расходы службы (отдела) общего назначения), исчисленную на пропорциональной основе по всем видам деятельности (работ, услуг), выполняемым службой (отделом). По видам деятельности (работ, услуг) указанные расходы службы (отдела) распределяются пропорционально прямым расходам по соответствующей составляющей (группе, подгруппе) затрат;
- обоснованную долю расходов косвенных для всех видов деятельности (работ, услуг) авиапредприятия (на управление производством авиапредприятия в целом, на работы (услуги) внутрихозяйственного и общего характера, содержание и эксплуатацию зданий и площадей общего назначения и прочие общехозяйственные нужды), исчисленную на пропорциональной основе по всем видам деятельности (работ, услуг), выполняемым авиапредприятием. По видам деятельности (работ, услуг) указанные расходы авиапредприятия распределяются пропорционально расходам на оплату труда всего состава.
2.2. Порядок определения расходов по основным видам деятельности и стоимостной основы сборов и тарифов за наземное обслуживание ВС в аэропортах в общем виде представлен в табличной форме в конце настоящего раздела (соответственно, в табл. 1 и 2). Перечень ОПФ по основным комплексам авиапредприятия, используемый в указанных таблицах, представлен ниже после 3 раздела настоящих Методических положений.
Для проведения расчетов авиапредприятиями заполняются указанные таблицы с возможной степенью детализации, предусмотренной действующей системой учета затрат, а также с учетом специфики наименований, функций и задач служб (отделов) и функционального использования, структуры и состава ОПФ (зданий, сооружений, помещений, спецавтотранспорта, оборудования и т.п.). Авиапредприятиями, не осуществляющими основные виды авиационной деятельности кроме аэропортового и наземного обслуживания ВС в аэропортах, табл.1 не заполняется.
2.3. По видам деятельности (работ, услуг) в табл.1, 2 расходы авиапредприятия по составляющим затрат распределяются на основании данных учета либо, при высокой трудоемкости или сложности его организации - расчетным путем пропорционально показателям, наиболее точно характеризующим специфику их формирования:
- по затратам на оплату труда - трудоемкости соответствующих видов деятельности (работ, услуг); количеству машино-часов (ССТ); объему услуг по отоплению, водоснабжению, канализации (СТИСТО), электроэнергии (СЭСТОП); количеству ГСМ (СГСМ) и проч.;
- по отчислениям на социальные нужды - затратам на оплату труда;
- по износу, а также ремонту, содержанию и эксплуатации зданий, сооружений и оборудования - балансовой стоимости (первоначальной с учетом последней переоценки) соответствующих ОПФ; трудоемкости или объему услуг по соответствующим видам деятельности (работ, услуг);
- по ремонту, эксплуатации и содержанию спецавтотранспорта - количеству машино-часов (мото-часов, километров пробега) и т.п.
Основные материальные затраты определяются только по данным учета.
Определение стоимости и износа сооружений, помещений и площадей, не имеющих самостоятельной балансовой стоимости, производится исходя из балансовой стоимости (износа) соответствующего сооружения, здания или площади, их общей площади (или объема) и площади (или объема) той части, которая определяется для расчетов.
2.4. Порядок заполнения табл.1 "Формирование расходов авиапредприятий по основным видам деятельности" и проведения соответствующих расчетов.