Постановление Правительства Москвы от 5 мая 1998 г. N 361 "Об утверждении Московских городских строительных норм "Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (МГСН 4.15-98)" стр. 4

В Домах проживания молодежи предусматривается один из входов через вестибюль с постом дежурного.
5.7. Входы в помещения жилых групп всех типов, за исключением Домов проживания молодежи, организуются через раздевальные.
В случае, если входы в группы жилых помещений для школьников предусматриваются через общий вестибюль, раздевальные предусматриваются при нем, они располагаются в открытых помещениях, выгороженных оборудованием. Допускается предусматривать общие раздевальные на 2-4 группы.
В составе оборудования раздевальных предусматриваются сушильные шкафы для одежды и обуви с подогревом и вытяжкой, а также секционные шкафы для хранения детской одежды о обуви.
Примечания.
1. При вестибюлях необходимо предусматривать гардероб для посетителей и санитарные узлы для мужчин и женщин (по 1-2 очка) с умывальником в шлюзе.
2. Устройство наружных входов в помещения жилых групп детей-дошкольников проектируются в соответствии с нормативными требованиями МГСН 4.07-96.
5.8. В составе "Учреждений" предусматриваются комнаты для свидания детей с посетителями - 18-20 м2, со входом из вестибюля.
5.9. В зависимости от принятого планировочного решения допускается предусматривать дополнительно отдельный вход в помещения административно-бытового обслуживания с вестибюлем 18-30 м2.
* 5.10.Вместимость спальных комнат в зависимости от типа проживания (п.5.4.) следует принимать:
- по типу дошкольных учреждений - 6-8 мест;
- по типу коридорной системы для детей школьного возраста - 3-4 места (при наличии одной одноместной спальной комнаты с санитарным узлом на каждую группу), в постинтернатских группах и Домах проживания молодежи - 2-4 места;
- по типу жилой квартиры для Школ-интернатов и Учебно-воспитательных комплексов - 2-4 места, для учреждений типа "Приемная семья" - 1-4 места.
5.11. Туалетные комнаты в жилых группах, проектируемых по типу дошкольного учреждения, размещаются смежно с групповой.
Санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе могут предусматриваться при каждой спальной комнате или общими в коридоре. Выбор варианта определяется заданием на проектирование.
В группах, комплектуемых по "семейному" принципу, санитарные узлы предусматриваются общими на квартиру.
Размещение, состав помещений и санитарного оборудования санитарных узлов в различных типах жилых помещений следует принимать в соответствии с Приложением 3.
5.12. В "Учреждениях" питание организуется, как правило:
- для детей дошкольного возраста - в групповой комнате;
- для детей школьного возраста при коридорной системе проживания в общих столовых на секцию или на все учреждение;
- при "семейном" проживании в Школах-интернатах или Учебно-воспитательных комплексах - в общей столовой при кухне или в общей комнате квартиры; в учреждениях типа "Приемная семья" - в общей комнате или в кухне-столовой.
В Домах проживания молодежи общая столовая и кухня не предусматриваются, поскольку воспитанники готовят себе сами. Для этого в составе секций предусматривается кухня (см. Приложение 2). В состав учреждений рекомендуется включать буфет с подсобным помещением.
Для дошкольников допускается предусматривать в составе секций специальную столовую с буфетной на 2-3 группы.
Вариант организации питания определяется заданием на проектирование.
* 5.13. Расчетные показатели площади основных жилых помещений следует принимать в соответствии с табл. 5.1.
Рекомендуемые состав и площадь помещений жилых групп различных типов следует принимать в соответствии с Приложениями 4-6.
* 5.14. Наполняемость классов следует принимать:
- в Школах-интернатах для детей с нарушениями умственного развития - 6-8 человек или 4-6 человек (см. п.5.5.);
- в остальных типах Школ-интернатов, а также Учебно-воспитательных комплексах - 8-10 человек для детей младшего и среднего школьного возраста и 16-20 человек для детей старшего школьного возраста.
5.15. В "Учреждениях" учебный процесс для младшего школьного возраста может быть организован в помещениях учебно-игровых комнат жилой ячейки. В этом случае классы для детей этого возраста не предусматриваются, а в состав учебных помещений включаются только классы для учебных занятий детей среднего и старшего школьного возраста, а также кабинеты, требующие специального оборудования (физики, химии, биологии, компьютерной техники, иностранного языка т.п.), с лаборантскими, кабинеты социальной адаптации и профессиональной подготовки.
Таблица 5.1.

Расчетные показатели площади основных жилых помещений различных типов

NN
Наименование помещений
Площадь помещений м2/место
Примечания
Проектируемых по типу дошкольных учреждений
1.Групповая
3,2
2.Спальная
3,2
Проектируемых по типу коридорной системы
3.Спальные комнаты:
- на 3-4 места
5,0
Если приготовление уроков предусматривается в спальных комнатах, их площади должны быть увеличены на 15-20%
- на 2 места
6,0
Только в Домах проживания молодежи и постинтернатских группах Учебно-воспитательных комплексов
- на 1 место
8,0-9,0
4.Учебно-игровые комнаты:
- для детей младшего и среднего школьного возраста
3,6
Предусмотреть зону психологической разгрузки
- для детей старшего школьного возраста
3,2
Проектируемых по типу жилой квартиры
5.Спальные комнаты на 2-4 места
4,5-5,0
По согласованию с органами Госсанэпиднадзора разрешается применение откидных или раздвижных кроватей
6.Комната "родителей" или воспитателей на 2 места
5,0-6,0
При "семейной" системе проживания классы, также как и все остальные учебные помещения, предусматриваются в едином блоке.
Примечание.
По согласованию с органами Образования допускается организовывать учебный процесс на площади учебно-игровых комнат жилой ячейки также и для детей среднего школьного возраста.
5.16. Независимо от принципа организации учебного процесса, воспитанникам "Учреждений" должны быть обеспечены условия выполнения домашних заданий (или на площади учебно-игровых комнат или в спальных комнатах). Допускается предусматривать специальные помещения для этих целей.
* 5.17. Площадь классов и учебно-игровых комнат на 1 место следует принимать: - для детей младшего и среднего школьного возраста - 3,6 м2; - для детей старшего школьного возраста - 3,2 м2.
В классах и учебно-игровых комнатах для детей младшего и среднего школьного возраста следует предусматривать зону психологической разгрузки, в которой следует располагать кушетку или кресло, а также шведскую стенку. Зону психологической разгрузки следует огораживать мебелью или экраном.
5.18. При семейном проживании в Учебно-воспитательных комплексах в составе помещений учебного блока необходимо предусматривать учебно-игровые комнаты для детей-дошкольников (детсадовские группы) с раздевальной и туалетной.
* 5.19. В состав помещений учебно-профессиональной подготовки "Учреждений" всех типов следует включать лингофонные кабинеты с подсобными помещениями из расчета 1 кабинет на 8-10 мест на каждые 70-80 детей.
* 5.20. Кабинеты физики, химии, географии, математики, истории, литературы и русского языка, компьютерной техники следует предусматривать только для детей среднего и старшего школьного возраста из расчета на 1 место: физики и химии - 3,4 м2; в остальных кабинетах - 3,2 м2.
При кабинетах следует размещать лаборантские или кладовые - 14-18 м2.
Примечания.