Скорость ветра, м/с | Толщина льда, образующегося в течение 1 ч, см, при температуре воздуха, °C | ||||||
-4 | -5 | -10 | -15 | -20 | -25 | -30 | |
0 | 0 | 0 | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,0 |
1 | 0 | 0 | 0,7 | 1,2 | 1,8 | 2,5 | 3,0 |
3 | 0 | 0,1 | 0,9 | 1,5 | 2,5 | 3,5 | 4,5 |
5 | 0,1 | 0,3 | 1,1 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,5 |
7 | 0,3 | 0,5 | 1,5 | 2,5 | 3,5 | 5,0 | 6,5 |
10 | 0,5 | 1,0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 6,0 | 6,0 |
4.8. Наморожение льда снизу рекомендуется при устойчивых среднесуточных температурах воздуха ниже -15 °C. По прочности намороженный снизу лед приравнивается к прочности прозрачного льда.
4.8.1. При намораживании снизу поверхность льда очищают от снега на ширину 30 - 40 м. Время для намораживания льда до требуемой толщины может быть определено по формуле:
306 × 121 пикс.   Открыть в новом окне |
где:
hтр - требуемая толщина льда, см;
h - фактическая толщина льда, см;
tср.сут.- среднесуточная температура воздуха по прогнозу, °C.
4.8.2. Намораживание ледяного покрова снизу отработано также с помощью наклонных термосифонов (рис. 4.4), состоящих из гладкой трубы и ребристого конденсатора, внутри которых циркулирует фреон, не входящий в список А прил. 1 к Положению о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.96 N 563. Возможно также применение керосиновых свай либо термосифонов, внутри которых циркулирует керосин. В процессе внедрения находятся и другие устройства для этой цели.
Применение всех этих устройств допускается только при условии обеспечения их герметичности и после согласования с территориальными органами рыбоохраны.
4.8.3. Ориентировочное время естественного нарастания толщины льда можно также определять по графику на рис. 4.5 или по табл. 4.2.
Таблица 4.2
Среднесуточная температура воздуха, °C | Начальная толщина льда, см | ||||||
5 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | |
Увеличение толщины льда за сутки, см | |||||||
-10 | 6,3 | 3,6 | 2,8 | 2,1 | 1,5 | 1,1 | 0,7 |
-15 | 8,3 | 5,2 | 3,9 | 2,8 | 2,0 | 1,4 | 1,0 |
-20 | 9,5 | 6,5 | 5,0 | 3,6 | 2,6 | 1,6 | 1,2 |
-25 | 11,1 | 8,1 | 5,9 | 4,2 | 2,9 | 1,8 | 1,4 |
-30 | 12,3 | 9,2 | 6,8 | 4,8 | 3,3 | 2,1 | 1,6 |
-35 | 13,1 | 10,1 | 7,3 | 5,2 | 3,7 | 2,3 | 1,7 |
4.9. При соответствующем обосновании и согласовании с органами Госкомэкологии и рыбоохраны для усиления льда может быть применен колейный деревянный настил. Рекомендуется конструкция колейного настила, приведенная на рис. 4.6. Поперечины укладывают по выровненной поверхности льда и по возможности вмораживают. Деревянный настил повышает грузоподъемность льда толщиной 20 - 40 см до массы 20 - 25 т.
4.10. На ледовых переправах необходимо устанавливать дорожные знаки, показывающие установленную на данный день грузоподъемность ледяного покрова, скорость движения автомобилей, интервал между ними, часы разрешенного проезда по переправе, заблаговременную предупредительную надпись о переправе. Все знаки должны устанавливаться в соответствии с рекомендациями разд. 8 и требованиями действующих нормативных документов по установке дорожных знаков, схема расстановки знаков и организации движения на переправе должна быть согласована с областным (территориальным) ГИБДД.
4.11. Для обогрева обслуживающего переправу персонала, шоферов и пассажиров должны быть организованы у въездов на переправу стационарные, а при необходимости и передвижные пункты обогрева с запасом воды для людей и для заправки двигателей транспортных средств, обслуживающих переправу.
4.12. По обеим сторонам переправы на расстоянии 0,5 м от обочин должны стоять хорошо заметные ограничительные вешки с интервалом между ними 15 - 20 м. При возможности их следует покрывать светоотражающей пленкой.
4.13. Переправы должны быть оборудованы средствами связи (радио, телефон и т.д.) между контрольно-пропускными пунктами на берегах, службой наблюдения за переправой.
5. Строительство переправ
5.1. После окончания разработки и утверждения проекта ледовой переправы издается приказ о ее строительстве, в котором необходимо указать руководителя строительства, перечислить состав бригад или звеньев, приданной им техники, основные сроки выполнения работ в соответствии с разделом организации строительства проекта переправы, порядок финансирования работ и премирования персонала за отличное выполнение, порядок проверки знаний по технике безопасности, состав комиссии по приемке переправы в эксплуатацию и порядок приемки.
Основные проектные характеристики переправы заносятся в паспорт ледовой переправы (Прил. 6).
5.2. Строительство ледовой переправы целесообразно осуществлять в два этапа:
- на первом этапе - летом - необходимо выполнить весь объем подготовительных работ по подготовке инженерного оборудования переправы, дорожных знаков, необходимой техники и материалов, а также по возможности выполнить все строительные работы на подходах к переправе;
- на втором этапе - после ледостава и наступления устойчивых морозов - следует в возможно более короткие сроки выполнить все основные работы по строительству и обустройству переправы.
5.3. На первом этапе строительства ледовой переправы необходимо провести следующие работы:
- устройство подходов к переправе, включая основные и резервные полосы движения;
- устройство съездов к переправе;
- углубление, а в отдельных случаях и спрямление русла реки (на судоходных реках при условии согласования с бассейновым управлением пути);
- подготовку механизмов для работы на ледяном покрове зимой;
- заготовку указательных знаков и ориентирующих вех;
- закрепление створа переправы;
- заготовку элементов конструкций сопряжения ледяного покрова с берегом.
5.4. Русло реки углубляют прежде всего на перекатах (для снижения скорости воды в реке и предотвращения образования крупных наледей). Для этого при малых глубинах используют бульдозерные отвалы или специальные навесные приспособления на мощных тракторах с уширенными гусеницами. Наиболее крупные валуны удаляются, по возможности, на выброс.
5.5. Работы второго этапа начинают с установки по береговым створам ориентирующих вех и контрольного промера по всей намеченной трассе толщин льда и глубин воды под ним. При необходимости направление трассы корректируют и промеры повторяют.
Для ускорения ледостава ниже по течению реки (на 150 - 200 м от створа переправы) с одного берега на другой на поплавках натягивают трос или боны для остановки шуги.
5.6. После этого:
- очищают поверхность льда от снега;
- срезают ледорезной машиной (Прил. 5), бульдозерным отвалом или отбойным молотком наплывы льда и торосов;
- односторонне или двусторонне наращивают ледяной покров или усиливают его колейным настилом;
- заменяют ориентирующие вехи маркированными;
- устанавливают утепленные "колпаки" над лунками;
- устанавливают дорожные знаки, шлагбаумы и другие средства инженерного оборудования переправы.
5.7. Очистка рабочей полосы переправы от снега допускается при толщине льда не менее 15 см вручную, механизированная очистка - при толщине льда, допускающей продвижение снегоочистителей (см. табл. П.2.1 и П.2.2 Прил. 2). Для тепловой и механической защиты ледяного покрова на его поверхности следует оставлять слой уплотненного снега толщиной 3 - 5 см.
5.8. Снежным отвалам, образовавшимся при снегоочистке на ледяном покрове, следует придавать уклон не менее 6°, чтобы предотвратить концентрацию напряжений по их кромкам.
5.9. От небольших и средних торосов и неровностей наиболее эффективно ледяной покров очищается специальными ледово-фрезерными машинами конструкции Горьковского политехнического института, например типа ЛФМ-ГПИ-41 на базе автомобиля ГАЗ-47 производительностью 90 куб. м/ч льда при неровностях до 1,5 м с массой 1,7 т (Прил. 5).
5.10. После промеров толщины льда по обеим сторонам рабочей полосы трассы и занесения их в паспорт переправы (в разделы "Контрольные замеры" и "Замечания комиссии") определяется необходимая расчетная толщина ледяного покрова и на основе этого - толщина слоя, подлежащего намораживанию.
5.11. Перед послойным намораживанием переправы необходимо сделать ограждение полосы. При использовании установок типа "Град" потребность в таком ограждении отпадает.
5.12. При послойном намораживании следует руководствоваться требованиями и рекомендациями, содержащимися в проекте переправы (см. разд. 4).
5.13. Для контроля толщины намороженного слоя можно ориентироваться на сделанные яркой краской полосы вокруг маркированных вех. В промежутках между вехами толщина слоя определяется визуально.
5.14. При послойном намораживании каждый последующий слой намораживают только после полного промерзания предыдущего слоя. Качество промерзания проверяется выборочно сверлением контрольных несквозных лунок.