Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ. Автомобильные дороги общего пользования. ОДН 218.010-98 стр. 5

5.15. При наморожении с помощью установок типа "Град" следует ориентироваться на табл. П.4.2 Прил. 4 и на нижеследующие дополнительные указания.
5.16. При интенсивных снегопадах на нанесенный установкой "Град" непромерзший слой льда рекомендуется проводить кратковременное льдодождевание, чтобы промочить и уплотнить падающий снег.
5.17. В начале процесса намораживания установками "Град" при еще тонком ледяном покрове агрегаты следует ставить на деревянные щиты безопасности, располагаемые вдоль оси агрегата, по одному щиту 4,0 x 0,6 x 0,05 м под каждое колесо.
5.18. Агрегат "Град" по оси переправы (рис. 5.1) вначале движется по естественному льду, нанося слои льда позади себя, а затем по намороженному льду. Расстояния между позициями льдонаморожения следует выбирать так, чтобы перекрываемые зоны были не менее 5 м и не оставалось непромороженных участков.
5.19. При движении агрегата по ледяному покрову на расстоянии 3 - 4 м вдоль обочины (рис. 5.2, "а", "б", "в") агрегат намораживает слои соответственно "от себя", "на себя" и сбоку. При выборе каждого из этих вариантов следует исходить из условия совпадения направления струи с направлением ветра.
5.20. На малых реках шириной до 200 м льдодождевание можно вести с берега при еще недостаточной толщине покрова: сначала с одного берега, затем с другого, а потом уже продолжая намораживание со льда.
5.21. Для подачи воды к агрегату "Град" на каждой позиции стоянки агрегата делают временную лунку размером на 10 - 15 см более диаметра всасывающего патрубка. По окончании работы около нее ставится временная веха, а сама она заполняется колотым льдом и замораживается за одно целое с окружающим ее покровом.
Всасывающие патрубки намораживающих машин и водозаборных агрегатов оборудуются рыбозащитными устройствами, тип и конструкция которых в каждом конкретном случае выбираются в зависимости от рыбохозяйственной характеристики водоема.
5.22. При намораживании на ледяной покров снизу с помощью наклонных термосифонов (см. п. 4.8.2 и рис. 4.4) после очистки от снега и установки вех работы ведутся в следующей последовательности:
- раскладывают и скрепляют друг с другом продольные лежни;
- раскладывают на льду на расстоянии 2 м друг от друга и под углом 45° к оси переправы наклонные термосифоны;
- каждый термосифон устанавливают на лед глухим концом испарителя, средней частью - на лежень, конденсатор - в вертикальное положение;
- наклонно установленный на льду испаритель прикрепляют к ледяному покрову стальными скобами;
- полосу переправы с установленными термосифонами послойно заливают водой.
5.23. Если при выборе трассы не удалось обойти полынью, то в процессе возведения переправы ее перекрывают пластмассовой сеткой (которой придан прогиб, равный толщине ледяного покрова), заполняют ледяным щебнем, послойно замораживают. При отсутствии пластмассовой сетки устраивают перехват в виде протянутых крест-накрест через полынью жердей, соединенных между собой проволокой, или в виде тросов, закрепленных за вмороженные в лед колья.
5.24. Строительство ледовой переправы заканчивается установкой дорожных знаков, шлагбаумов и других средств инженерного оборудования переправы в соответствии с разделом проекта по организации движения.

6. Испытание и сдача ледовых переправ в эксплуатацию

6.1. По окончании строительства ледовой переправы осуществляется ее сдача в эксплуатацию (см. п. 6.8), что отражается в паспорте ледовой переправы.
По окончании строительства и во время эксплуатации ледовой переправы допускаемая грузоподъемность ледяного покрова определяется по данным Прил. 2.
6.2. Перед сдачей ледовой переправы в эксплуатацию, при определении ее грузоподъемности в диапазонах нагрузок для гусеничных машин массой свыше 60 т и для колесных машин массой свыше 40 т, при решении вопроса о провозе сверхнормативной нагрузки в соответствии с указаниями, изложенными в Прил. 2, производится провоз по переправе контрольного блока массой, увеличенной на 10% от номинального значения нагрузки.
6.3. Провоз контрольного блока должен сопровождаться определением прогибов ледяного покрова. При этом следует иметь в виду, что если деформации получаются упругими и полностью восстанавливаются после эксперимента, то переправа считается принятой на заданную грузоподъемность. При наличии остаточных пластических деформаций более 5% от толщины льда эксперимент прекращается, ледяной покров следует усилить.
6.4. Наличие при этом трещин само по себе не является противопоказанием проверки и эксплуатации переправы (см. табл. 6.1), но оно свидетельствует об изменении режима работы ледяного покрова под влиянием внешней нагрузки или температурных расширений.
Таблица 6.1
Характер деформаций и  повреждений ледяного полотна
Наиболее вероятные причины  возникновения повреждений
Радиальные трещины на значите- льной площади ледяного покрова
Значительно превышены допустимые  для данного покрова нагрузки. Лед работал не в упруговязкой стадии
Продольные трещины значитель-  ного протяжения, образующиеся, как правило, на границе рас-  чищаемого от снега ледяного  полотна и льда со снежным  покровом
Резкие колебания температур  на обрезе полотна ("холодный"  расчищенный от снега лед и менее  "холодный" лед под снежным  покровом)
Проломы - местные разрушения  ледяного покрова
Участки с висячим льдом (лед  покоится не на воде; между льдом  и водой имеется воздушная  прослойка)
Наплывы, бугры наледного  происхождения
Вспучивание льда водой, зажатой  в замкнутом пространстве. Разрывы льда и выход воды на поверхность; замерзание поверхностной воды
Поперечные и продольные  разрывы льда
Неправильная эксплуатация пере-  правы: не выдержаны необходимые  интервалы и скорости движения  автомобилей, допущены их  длительные стоянки на льду
6.5. В качестве контрольного блока целесообразно применять набор железобетонных пригрузов постепенно увеличивающейся массы; можно взять ящик с песком переменной высоты, но лучше всего - цистерну с послойно намораживаемой в ней водой (рис. 6.1), можно также использовать послойно намораживаемый в переставной опалубке бунт льда и прочие тарируемые грузы.
6.6. Прогиб ледяного покрова измеряют с помощью нивелира, установленного на расстоянии 60 - 100 м от оси трассы (с использованием марок на льду и реперов на берегу).
6.7. В условиях полярной ночи вместо нивелира и теодолита следует освоить применение светового луча (исходящего от источника света).
6.8. Сдача ледовой переправы в эксплуатацию и все испытания ледовой переправы должны проводиться под руководством дорожного мастера в присутствии комиссии, назначенной заказчиком из представителей проектной, строительной, эксплуатирующей организаций, областной ГИБДД, местной (областной, городской или районной) администрации, территориального комитета по водному хозяйству Министерства природных ресурсов Российской Федерации под председательством представителя заказчика.
6.9. Контрольный блок по ледовой переправе при малых толщинах льда следует перемещать легким тягачом, а затем и более мощным. Взамен тягача можно использовать на одном берегу электролебедку и на другом - отводной ролик.
6.10. Для лучшего скольжения по льду контрольный блок целесообразно установить на термолыжи (рис. 6.2).
6.11. При использовании в качестве контрольного блока цистерны с водой в нее надо вставить объемный компенсатор (рис. 6.3) для предотвращения разрыва корпуса цистерны при быстром промерзании в ней воды.

7. Эксплуатация и ремонт переправ

7.1. После окончания строительства переправы, проведения ее испытаний и сдачи в эксплуатацию в соответствии с требованиями разд. 6 настоящей Инструкции приказом по эксплуатирующей организации переправа принимается к эксплуатации. При этом приказом устанавливаются даты начала и предполагаемого окончания работы переправы, а также режим работы переправы в течение суток.
7.2. Этим же приказом из числа инженерно-технического персонала эксплуатирующей организации назначается ответственный за состояние переправы, своевременное информационное обеспечение транспортных организаций по вопросам условий движения по переправе, обеспечение безопасности движения и пассажирских перевозок по переправе.
7.3. Для повседневной эксплуатации переправы и выполнения на ней необходимых ремонтных работ приказом по эксплуатирующей организации назначается специализированная бригада (звено) дорожных рабочих во главе с дорожным мастером или бригадиром. Мастер, как правило, является начальником переправы или ответственным за переправу. Состав бригады определяется руководством эксплуатирующей организации в зависимости от конкретных условий на переправе.
7.4. Рекомендуется следующий минимальный состав бригады в расчете на одну смену: мастер (в других сменах - заместитель мастера или бригадир) - 1 чел.; постовые рабочие у въездных шлагбаумов - 2 чел.; наблюдатели - по 1 чел. на каждую нитку переправы при ширине реки до 100 м и по 2 чел. на каждую нитку переправы при ширине реки свыше 100 м; ремонтные рабочие - не менее 5 чел., включая водителей дежурных тягачей. Число смен для обеспечения работы переправы по установленным срокам и режиму работы определяется исходя из баланса рабочего времени с учетом отпусков и выходных.
7.5. Начальник (мастер, бригадир) ледовой переправы.
7.5.1. Начальник переправы отвечает за весь комплекс сооружений вверенной ему переправы и является материально ответственным лицом. Ему подчиняется весь обслуживающий персонал переправы.
Начальник переправы назначается приказом начальника эксплуатирующей организации.
Перед назначением на должность начальник переправы должен пройти инструктаж и ознакомиться со своими должностными обязанностями.
7.5.2. В процессе эксплуатации переправы мастер (начальник) переправы обязан:
- осуществлять постоянный технический надзор за переправой, обеспечением безопасности эксплуатации переправы в рамках выполнения настоящей Инструкции;
- контролировать наличие и правильность ведения предусмотренной Инструкцией и другими нормативными документами технической и административной документации на переправе;
- обеспечивать поддержание переправы в рабочем состоянии, отвечающем условиям безопасного движения автотранспорта и перевозок пассажиров;
- обеспечивать содержание в исправном состоянии дорожных знаков, вех, термоколонок, шлагбаумов и других элементов инженерного оборудования переправы;
- обеспечивать регулярное выполнение замеров толщины льда, устанавливать, при необходимости, иной порядок пропуска по переправе транспорта, скорость движения автомобилей и дистанцию между ними;
- следить за состоянием ледового покрова и прочих конструктивных элементов переправы;
- своевременно организовывать и проводить необходимые ремонтные и профилактические работы, обеспечивать переправу необходимыми материалами и инструментом для проведения ремонтных работ;
- следить за прогнозом погоды и, при необходимости, своевременно прекращать движение по переправе;
- решать вопросы начала и прекращения работы переправы в неблагоприятных погодных условиях и при ограниченной видимости, закрывать в необходимых случаях (временно или окончательно) движение по переправе;