7.20. Вблизи переправы должны быть запасы песка и других материалов, необходимых в процессе эксплуатации и ремонта. Кроме того, для возможности эвакуации с рабочей полосы переправы неисправных транспортных средств вблизи нее должны находиться тягачи с необходимым такелажем.
7.21. В случае зависания ледяного покрова у берегов из-за резкого понижения уровня воды в водоеме необходимо устроить в этом месте свайный съезд (см. п. 4.5.2 и рис. 4.2).
7.22. При появлении на переправе наледной воды необходимо, по возможности, устранить источник ее поступления, засыпать эту воду снегом, кусочками льда и пр. и для лучшего промерзания уплотнить этот слой.
7.23. При увеличении или уменьшении толщины льда или средней за трое суток температуры воздуха необходимо по Прил. 2 пересчитать допускаемые нагрузки на ледяной покров.
7.24. При появлении на ледяном покрове потоков талой воды необходимо преградить ей путь валами из утрамбованного снега.
7.25. Во время оттепелей в весенний период рекомендуется движение по переправе организовать в наиболее холодное время суток: утром и ночью.
7.26. Весной движение по переправе прекращается:
- при появлении на льду колеи, заполненной на большом расстоянии водой;
- при образовании сквозных трещин шириной более 15 см большой протяженности;
- при уменьшении толщины и прочности льда;
- при разрушении льда у съездов.
При закрытии переправы делается соответствующая запись в паспорте, а на обоих съездах к ней устанавливаются знаки, запрещающие дальнейшее движение.
8. Организация движения на переправе
8.1. Ледовая переправа должна быть оборудована служебными помещениями, спасательными средствами (кругами, баграми страховочными и буксирными канатами и т.д.) и средствами связи (радио, телефоном). Границы трассы должны быть обозначены днем вехами, ночью - освещением (или вехами со светоотражающими элементами). Перед съездом на переправу устанавливают шлагбаум, светофор и соответствующие дорожные знаки (ограничение массы, максимальной скорости, минимальной дистанции и др.).
8.2. Движение транспортных средств по трассе ледовой переправы организуется в один ряд. Рекомендуется устанавливать дистанцию между автомобилями не менее 30 м и скорость движения не выше 20 км/ч. Однако в зависимости от конкретных условий переправы, состояния ледяного покрова и полосы движения значения дистанции и скорости могут уточняться. Для встречного движения устраивают трассу не ближе 100 м. Тяжелые автопоезда и автомобили (массой более 25 т) пропускают с минимальной дистанцией не менее 70 м впереди и сзади.
8.3. На обоих берегах у въезда на переправу должны быть оборудованы павильоны для ожидания пассажиров и пешеходов во время закрытия движения по переправе.
8.4. Примерные схемы организации движения по ледовым переправам при различных составах переправ приведены на рис. 8.1 - 8.3. Принципиальная схема установки знаков для постепенного снижения скорости движения на подходе к переправе приведена на рис. 8.4.
Приведенные принципиальные схемы должны корректироваться с учетом местных условий переправы.
8.5. Установленные на переправах шлагбаумы должны быть опущены при плохой видимости (в туман и ночью), а светофоры включены.
8.6. На переправах с интенсивным движением устанавливаются посты ГИБДД или добровольной дружины.
8.7. При эксплуатации ледовых переправ и организации движения на них должно быть обеспечено выполнение следующих основных положений, регламентирующих проезд по переправе транспортных средств, перевозку пассажиров и движение пешеходов.
8.7.1. Запрещается проезд по переправе рейсовых автобусов с пассажирами и автомобилей, перевозящих группы людей. Пассажиры должны быть высажены перед въездом на переправу.
8.7.2. Движение автомобилей и повозок по переправе разрешается только со скоростью и дистанцией, указанными на знаках, устанавливаемых перед въездами на переправу. Запрещается пропуск по переправе нагрузок, превышающих допустимые.
8.7.3. Движение пешеходов по переправе разрешается только по специальным дорожкам, проложенным по бокам полосы движения и обозначенным вехами. На переправах длиной более 100 м вдоль пешеходной дорожки через 100 - 150 м должны быть установлены промежуточные стационарные или передвижные пункты обогрева. По согласованию с местной администрацией разрешается использовать для переправы пассажиров иные транспортные или технические средства, применение которых не противоречит данной Инструкции.
8.7.4. Пропуск по переправе автомобилей со взрывоопасными, горючими, ядовитыми веществами и другими опасными грузами должен осуществляться в индивидуальном порядке. При их пропуске нахождение на льду пешеходов, других автомобилей, повозок и скота категорически запрещается.
8.7.5. Рейсовые автобусы, а также автомобили пожарной охраны, скорой медицинской помощи, милиции, ГИБДД, специальных и аварийных служб при выполнении ими неотложных служебных заданий пропускаются по переправе без очереди.
8.8. На каждой переправе эксплуатирующей организацией (мастером, начальником переправы) должны быть разработаны правила пользования переправой, в которых с учетом местных условий должны быть полностью отражены требования настоящего раздела Инструкции.
Плакаты с правилами пользования переправой должны быть установлены перед шлагбаумами переправ, на пассажирских площадках у въездов на переправы. Также перед въездами на переправы должны быть установлены транспаранты, напоминающие о необходимости высадить пассажиров.
8.9. Контроль за весовыми параметрами перевозимых (пропускаемых) нагрузок должен осуществляться лицами обслуживающего персонала переправ в рамках их должностных обязанностей. Контроль ведется визуально по маркам автомобилей и наличию груза, а при необходимости - по документам (накладным и пр.), в которых указывается масса груза. Для контроля рекомендуется пользоваться таблицей Приложения 8.
8.10. На подходах к ледовым переправам, на которых организован челночный пропуск транспортных средств, по условиям движения автомобилей следует выделять две характерные зоны. В первой зоне, находящейся в непосредственной близости к переправе, происходят накопление транспортных средств, ожидающих переправу, а также высадка и посадка пассажиров. Во второй зоне, на некотором удалении от переправы, происходит рассасывание плотного транспортного потока группы автомобилей пропущенных через переправу в одном направлении. При этом движение автомобилей характеризуется неустойчивыми режимами: значительными колебаниями скоростей движения, ускорениями и торможением вплоть до остановок, большим количеством обгонов и высокой аварийностью, связанной с выездами автомобилей на встречную полосу и несоблюдением дистанции.
8.11. В первой зоне в непосредственной близости от въезда на переправу следует предусматривать устройство накопительных полос для автомобилей, ожидающих переправу, и посадочных полос для посадки и высадки пассажиров.
8.11.1. Протяженность накопительных полос зависит от интенсивности движения автомобилей и величины водной преграды. Длину полос следует назначать по табл. 8.1.
Таблица 8.1
Интенсивность движения, авт./сут. | Длина накопительной полосы Lнп, м, при ширине реки в месте переправы, м | ||||
до 100 | 100 - 300 | 300 - 500 | 500 - 700 | 700 - 900 и более | |
400 | 35 | 45 | 50 | 60 | 70 |
800 | 45 | 50 | 60 | 70 | 80 |
1200 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 |
1600 | 60 | 70 | 80 | 90 | 105 |
2000 | 80 | 90 | 100 | 120 | 140 |
2400 | 100 | 120 | 140 | 160 | 180 |
3000 | 160 | 180 | 200 | 220 | 240 |
8.11.2. Размеры посадочных полос следует назначать с учетом типов автомобилей, числа автомобилей, одновременно пропускаемых по переправе в одном направлении, определяемых при расчете пропускной способности переправы (см. Прил. 1), а также доли автомобилей, пользующихся полосой. Рекомендуемые длины полос приведены в табл. 8.2.
Таблица 8.2
Число автомобилей, одновременно пропускаемых в одном направлении, авт. | Требуемое число мест на посадочной площадке, шт. | Длина посадочной полосы L , м, пп при составе транспортного потока соответственно автопоездов, грузовых и легковых автомобилей, % | |
10, 30, 60 | 10, 60, 30 | ||
До 15 | 5 | 50 | 60 |
15 - 24 | 6 | 60 | 70 |
25 - 44 | 7 | 70 | 80 |
45 - 54 | 8 | 80 | 95 |
55 и более | 9 | 95 | 110 |
8.11.3. Посадочные полосы рекомендуется располагать в 10 - 20 м от шлагбаума на горизонтальных участках с продольным уклоном не более 40 промилле. Ширину посадочной полосы принимают равной ширине основных полос движения.
8.11.4. В зоне накопительной полосы следует предусматривать установку информационно-указательных знаков 5.8.3 "Начало полосы", 5.8.7 "Направление движения по полосам" и 5.9 "Полоса для транспортных средств общего пользования". За 10 - 20 м до шлагбаума необходима установка знака 2.5 "Движение без остановок запрещено". В зоне посадочных полос следует устанавливать информационные плакаты с надписью "Место для посадки пассажиров" и "Место высадки пассажиров". Схема организации движения на подходе к переправе с накопительной и посадочной полосами приведена на рис. 8.5.
8.12. Во второй зоне для улучшения условий движения следует предусматривать устройство дополнительных полос для рассасывания плотного транспортного потока.
8.12.1. Рекомендуемые длины дополнительных полос и расстояние от переправы до их начала приведены в табл. 8.3.
Таблица 8.3
Число автомобилей, одновременно пропускаемых в одном направлении, авт. | Расстояние от переправы до начала дополнительной полосы, м | Длина дополнительной полосы Lпо, м, при интенсивности встречного потока, авт./ч | ||||
60 | 80 | 150 | 200 | 300 | ||
10 - 19 | 420 | - | 220 | 260 | - | - |
20 - 29 | 520 | 320 | 350 | 400 | 450 | - |
30 - 39 | 630 | 370 | 430 | 500 | 580 | 650 |
40 - 49 | 740 | 400 | 490 | 590 | 680 | 750 |
50 - 59 | 850 | - | 620 | 730 | 820 | 860 |
60 - 70 | 950 | - | 850 | 950 | 1050 | 1150 |
8.12.2. Ширину дополнительных полос следует назначать равной ширине основных полос движения. Принципиальная схема организации движения на участках с дополнительной полосой представлена на рис. 8.6.
8.13. При наличии регулярного рейсового автобусного движения по переправам следует устраивать заездные карманы для посадки и высадки пассажиров.
9. Защита окружающей среды при строительстве, ремонте и эксплуатации ледовых переправ
9.1. Весь комплекс природоохранных мероприятий при строительстве, ремонте и эксплуатации ледовых переправ должен быть направлен на реализацию следующих направлений:
- защита акваторий пересекаемых водоемов от загрязнений и сохранение экологического равновесия;
- защита прилегающих к переправе территорий (в т.ч. водоохранных зон) от необратимых нарушений растительного покрова, от загрязнения почв;
- воспроизводство и дальнейшее развитие флоры и фауны в окрестностях переправы.