Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ. Автомобильные дороги общего пользования. ОДН 218.010-98 стр. 7

7.20. Вблизи переправы должны быть запасы песка и других материалов, необходимых в процессе эксплуатации и ремонта. Кроме того, для возможности эвакуации с рабочей полосы переправы неисправных транспортных средств вблизи нее должны находиться тягачи с необходимым такелажем.
7.21. В случае зависания ледяного покрова у берегов из-за резкого понижения уровня воды в водоеме необходимо устроить в этом месте свайный съезд (см. п. 4.5.2 и рис. 4.2).
7.22. При появлении на переправе наледной воды необходимо, по возможности, устранить источник ее поступления, засыпать эту воду снегом, кусочками льда и пр. и для лучшего промерзания уплотнить этот слой.
7.23. При увеличении или уменьшении толщины льда или средней за трое суток температуры воздуха необходимо по Прил. 2 пересчитать допускаемые нагрузки на ледяной покров.
7.24. При появлении на ледяном покрове потоков талой воды необходимо преградить ей путь валами из утрамбованного снега.
7.25. Во время оттепелей в весенний период рекомендуется движение по переправе организовать в наиболее холодное время суток: утром и ночью.
7.26. Весной движение по переправе прекращается:
- при появлении на льду колеи, заполненной на большом расстоянии водой;
- при образовании сквозных трещин шириной более 15 см большой протяженности;
- при уменьшении толщины и прочности льда;
- при разрушении льда у съездов.
При закрытии переправы делается соответствующая запись в паспорте, а на обоих съездах к ней устанавливаются знаки, запрещающие дальнейшее движение.

8. Организация движения на переправе

8.1. Ледовая переправа должна быть оборудована служебными помещениями, спасательными средствами (кругами, баграми страховочными и буксирными канатами и т.д.) и средствами связи (радио, телефоном). Границы трассы должны быть обозначены днем вехами, ночью - освещением (или вехами со светоотражающими элементами). Перед съездом на переправу устанавливают шлагбаум, светофор и соответствующие дорожные знаки (ограничение массы, максимальной скорости, минимальной дистанции и др.).
8.2. Движение транспортных средств по трассе ледовой переправы организуется в один ряд. Рекомендуется устанавливать дистанцию между автомобилями не менее 30 м и скорость движения не выше 20 км/ч. Однако в зависимости от конкретных условий переправы, состояния ледяного покрова и полосы движения значения дистанции и скорости могут уточняться. Для встречного движения устраивают трассу не ближе 100 м. Тяжелые автопоезда и автомобили (массой более 25 т) пропускают с минимальной дистанцией не менее 70 м впереди и сзади.
8.3. На обоих берегах у въезда на переправу должны быть оборудованы павильоны для ожидания пассажиров и пешеходов во время закрытия движения по переправе.
8.4. Примерные схемы организации движения по ледовым переправам при различных составах переправ приведены на рис. 8.1 - 8.3. Принципиальная схема установки знаков для постепенного снижения скорости движения на подходе к переправе приведена на рис. 8.4.
Приведенные принципиальные схемы должны корректироваться с учетом местных условий переправы.
8.5. Установленные на переправах шлагбаумы должны быть опущены при плохой видимости (в туман и ночью), а светофоры включены.
8.6. На переправах с интенсивным движением устанавливаются посты ГИБДД или добровольной дружины.
8.7. При эксплуатации ледовых переправ и организации движения на них должно быть обеспечено выполнение следующих основных положений, регламентирующих проезд по переправе транспортных средств, перевозку пассажиров и движение пешеходов.
8.7.1. Запрещается проезд по переправе рейсовых автобусов с пассажирами и автомобилей, перевозящих группы людей. Пассажиры должны быть высажены перед въездом на переправу.
8.7.2. Движение автомобилей и повозок по переправе разрешается только со скоростью и дистанцией, указанными на знаках, устанавливаемых перед въездами на переправу. Запрещается пропуск по переправе нагрузок, превышающих допустимые.
8.7.3. Движение пешеходов по переправе разрешается только по специальным дорожкам, проложенным по бокам полосы движения и обозначенным вехами. На переправах длиной более 100 м вдоль пешеходной дорожки через 100 - 150 м должны быть установлены промежуточные стационарные или передвижные пункты обогрева. По согласованию с местной администрацией разрешается использовать для переправы пассажиров иные транспортные или технические средства, применение которых не противоречит данной Инструкции.
8.7.4. Пропуск по переправе автомобилей со взрывоопасными, горючими, ядовитыми веществами и другими опасными грузами должен осуществляться в индивидуальном порядке. При их пропуске нахождение на льду пешеходов, других автомобилей, повозок и скота категорически запрещается.
8.7.5. Рейсовые автобусы, а также автомобили пожарной охраны, скорой медицинской помощи, милиции, ГИБДД, специальных и аварийных служб при выполнении ими неотложных служебных заданий пропускаются по переправе без очереди.
8.8. На каждой переправе эксплуатирующей организацией (мастером, начальником переправы) должны быть разработаны правила пользования переправой, в которых с учетом местных условий должны быть полностью отражены требования настоящего раздела Инструкции.
Плакаты с правилами пользования переправой должны быть установлены перед шлагбаумами переправ, на пассажирских площадках у въездов на переправы. Также перед въездами на переправы должны быть установлены транспаранты, напоминающие о необходимости высадить пассажиров.
8.9. Контроль за весовыми параметрами перевозимых (пропускаемых) нагрузок должен осуществляться лицами обслуживающего персонала переправ в рамках их должностных обязанностей. Контроль ведется визуально по маркам автомобилей и наличию груза, а при необходимости - по документам (накладным и пр.), в которых указывается масса груза. Для контроля рекомендуется пользоваться таблицей Приложения 8.
8.10. На подходах к ледовым переправам, на которых организован челночный пропуск транспортных средств, по условиям движения автомобилей следует выделять две характерные зоны. В первой зоне, находящейся в непосредственной близости к переправе, происходят накопление транспортных средств, ожидающих переправу, а также высадка и посадка пассажиров. Во второй зоне, на некотором удалении от переправы, происходит рассасывание плотного транспортного потока группы автомобилей пропущенных через переправу в одном направлении. При этом движение автомобилей характеризуется неустойчивыми режимами: значительными колебаниями скоростей движения, ускорениями и торможением вплоть до остановок, большим количеством обгонов и высокой аварийностью, связанной с выездами автомобилей на встречную полосу и несоблюдением дистанции.
8.11. В первой зоне в непосредственной близости от въезда на переправу следует предусматривать устройство накопительных полос для автомобилей, ожидающих переправу, и посадочных полос для посадки и высадки пассажиров.
8.11.1. Протяженность накопительных полос зависит от интенсивности движения автомобилей и величины водной преграды. Длину полос следует назначать по табл. 8.1.
Таблица 8.1
Интенсивность движения, авт./сут.
Длина накопительной полосы Lнп, м, при ширине реки в месте переправы, м
до 100
100 - 300
300 - 500
500 - 700
700 - 900 и более
400
35
45
50
60
70
800
45
50
60
70
80
1200
50
60
70
80
90
1600
60
70
80
90
105
2000
80
90
100
120
140
2400
100
120
140
160
180
3000
160
180
200
220
240
8.11.2. Размеры посадочных полос следует назначать с учетом типов автомобилей, числа автомобилей, одновременно пропускаемых по переправе в одном направлении, определяемых при расчете пропускной способности переправы (см. Прил. 1), а также доли автомобилей, пользующихся полосой. Рекомендуемые длины полос приведены в табл. 8.2.
Таблица 8.2
Число автомобилей, одновременно пропускаемых в одном направлении, авт.
Требуемое число мест на посадочной площадке, шт.
Длина посадочной полосы L , м, пп при составе транспортного потока соответственно автопоездов, грузовых и легковых автомобилей, %
10, 30, 60
10, 60, 30
До 15
5
50
60
15 - 24
6
60
70
25 - 44
7
70
80
45 - 54
8
80
95
55 и более
9
95
110
8.11.3. Посадочные полосы рекомендуется располагать в 10 - 20 м от шлагбаума на горизонтальных участках с продольным уклоном не более 40 промилле. Ширину посадочной полосы принимают равной ширине основных полос движения.
8.11.4. В зоне накопительной полосы следует предусматривать установку информационно-указательных знаков 5.8.3 "Начало полосы", 5.8.7 "Направление движения по полосам" и 5.9 "Полоса для транспортных средств общего пользования". За 10 - 20 м до шлагбаума необходима установка знака 2.5 "Движение без остановок запрещено". В зоне посадочных полос следует устанавливать информационные плакаты с надписью "Место для посадки пассажиров" и "Место высадки пассажиров". Схема организации движения на подходе к переправе с накопительной и посадочной полосами приведена на рис. 8.5.
8.12. Во второй зоне для улучшения условий движения следует предусматривать устройство дополнительных полос для рассасывания плотного транспортного потока.
8.12.1. Рекомендуемые длины дополнительных полос и расстояние от переправы до их начала приведены в табл. 8.3.
Таблица 8.3
Число автомобилей, одновременно пропускаемых в одном направлении, авт.
Расстояние от переправы до начала дополнительной полосы, м
Длина дополнительной полосы Lпо, м, при интенсивности встречного потока, авт./ч
60
80
150
200
300
10 - 19
420
-
220
260
-
-
20 - 29
520
320
350
400
450
-
30 - 39
630
370
430
500
580
650
40 - 49
740
400
490
590
680
750
50 - 59
850
-
620
730
820
860
60 - 70
950
-
850
950
1050
1150
8.12.2. Ширину дополнительных полос следует назначать равной ширине основных полос движения. Принципиальная схема организации движения на участках с дополнительной полосой представлена на рис. 8.6.
8.13. При наличии регулярного рейсового автобусного движения по переправам следует устраивать заездные карманы для посадки и высадки пассажиров.

9. Защита окружающей среды при строительстве, ремонте и эксплуатации ледовых переправ

9.1. Весь комплекс природоохранных мероприятий при строительстве, ремонте и эксплуатации ледовых переправ должен быть направлен на реализацию следующих направлений:
- защита акваторий пересекаемых водоемов от загрязнений и сохранение экологического равновесия;
- защита прилегающих к переправе территорий (в т.ч. водоохранных зон) от необратимых нарушений растительного покрова, от загрязнения почв;
- воспроизводство и дальнейшее развитие флоры и фауны в окрестностях переправы.