9.2. Для предотвращения сброса неочищенных стоков в водоем следует:
- вокруг накопительных полос и посадочных площадок на обоих берегах устроить канаву с уклоном в сторону съемной цистерны для сбора сточных вод;
- сбор сточных вод с этих территорий осуществляется путем создания соответствующей вертикальной планировки;
- осуществлять сбор и очистку сточных вод с площадок хранения горюче-смазочных материалов и с площадок стоянки обслуживающего переправу транспорта;
- оборудовать помещения для обслуживающего персонала и павильоны для ожидания пассажиров санузлами с очисткой сточных вод.
Кроме того, на переправе необходимо иметь запасные цистерны для сбора сточных вод. Заполненные цистерны заменяются запасными пустыми, а собранные сточные воды отвозятся на очистку в специализированные организации, привлекаемые на условиях субподряда.
9.3. Для защиты придорожных водоемов в зоне переправ от загрязнений от мойки машин, розливов масел и других нефтепродуктов эксплуатирующими переправу организациями должны приниматься технические меры, исключающие возможность подъезда автомобилей к водоемам, устанавливаться надписи, запрещающие мойку и ремонт автомобилей, свалку мусора и другие виды загрязнений берегов водоемов и водоохранных зон.
9.4. Пролитые на самой переправе (или на подходах к ней) горюче-смазочные материалы должны быть тщательно собраны и слиты в цистерну для сточных вод. В отдельную емкость необходимо складывать систематически собираемый с полосы переправы, подходов к ней в пределах водоохранных зон и берегов водоемов сухой мусор для последующего захоронения или сжигания.
9.5. Бесконтрольное использование в районе переправы гусеничного транспорта, особенно в летнее время, должно быть категорически запрещено.
9.6. Для проложения трассы подходов к переправе или зимней дороги в целом рекомендуется использовать непригодные для сельскохозяйственного производства или малоценные земельные угодья.
При этом следует осуществлять мероприятия по сохранению среды обитания и условий размножения животных, а также путей их миграции:
- запрещается пересечение трассой небольших лесов в их средней части;
- проложение трассы целесообразно вдоль опушки леса с полевой стороны от нее по соображениям охраны животных;
- трассу следует прокладывать в обход мест постоянного тока глухарей;
- на территории заповедников и в местах массовой миграции животных через подходы к переправе необходимо предусматривать переходы в виде мостиков или скотопрогонов, а на остальном протяжении ограждать проезжую часть и устанавливать отпугивающие столбики.
Запрещается организация перехода через водоемы в местах нерестилищ и зимовальных ям.
9.7. Обочины всех постоянных съездов к ледовым переправам должны быть озеленены.
9.8. Целесообразна посадка вдоль трассы на опасных участках живых изгородей из деревьев и кустарников. Они должны быть высажены в 2 - 3 ряда, отличаться высокой плотностью посадки (непроходимостью); породы насаждений в живых изгородях должны быть подобраны так, чтобы не привлекать травоядных животных.
9.9. В местах возможного частого выхода животных на проезжую часть с двух сторон дороги следует устанавливать сетчатые заборы высотой 2,5 м с мелкими ячейками и одновременно устраивать достаточно широкие проходы для животных - скотопрогоны.
9.10. Для уменьшения числа ДТП, связанных с наездом на животных, рекомендуется также устанавливать предупреждающие знаки и оборудовать ограждения и направляющие столбики специальными рефлекторами, отражающими свет фар перпендикулярно к оси проезжей части и отпугивающими животных.
9.11. Без специального обоснования и согласования с территориальными органами по водному хозяйству Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Госкомэкологии и рыбоохраны запрещается использование деревянных настилов на ледяном покрове (кроме съемных щитов над большими трещинами и свайных съездов). Применение для увеличения сцепления колес автомобилей на полосе переправы щепы, опилок, дранки и других материалов (кроме песка разной крупности) не разрешается. Применение базальтового волокна и других подобных материалов, влияние которых на жизнедеятельность рыб не изучено, использование термосифонов с фреоном для намораживания ледяного покрова может быть допущено только после согласования с территориальными органами рыбоохраны.
9.12. Весной после закрытия переправы необходимо очистить ледовый покров, подходы к переправе и затопляемые пойменные участки от дерева, металла, ЖБИ, горюче-смазочных материалов и прочего мусора.
Створ переправы через судоходные реки после их закрытия и очистки зоны переправы и водоохранной зоны, прилегающей к ней, от мусора и жидких загрязняющих веществ следует:
- передать по акту бассейновому управлению пути;
- сдать по акту территориальному комитету по водному хозяйству Министерства природных ресурсов Российской Федерации. В подписании акта должны участвовать также представители территориальных органов рыбоохраны и Госкомэкологии России.
9.13. При аварийном загрязнении переправы и водоохранной зоны или при аварии с возможным загрязнением льда и берега немедленно сообщать об аварии территориальному комитету по водному хозяйству МПР России и территориальному комитету Госкомэкологии России.
9.14. Всасывающие патрубки намораживающих машин и водозаборных агрегатов оборудуются рыбозащитными устройствами, тип и конструкция которых в каждом конкретном случае выбирается в зависимости от рыбохозяйственной характеристики водоема с участием территориальных органов рыбоохраны.
10. Охрана труда при выполнении работ на переправах
10.1. Все лица обслуживающего персонала переправ должны быть обеспечены теплой одеждой (телогрейками, ватными брюками, шапками, валенками с галошами, теплыми рукавицами), а также плащами и резиновыми сапогами. На переправах должны иметься медицинские аптечки для оказания первой медицинской помощи, а также средства для эвакуации пострадавших.
10.2. Переправы должны быть оборудованы туалетами, помещениями для обогрева, отдыха и приема пищи лицами обслуживающего персонала.
10.3. При выполнении всех видов работ на ледовых переправах необходимо соблюдать положения правил техники безопасности, содержащиеся в следующих нормативных документах:
- СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве";
- Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог;
- Правила по охране труда на автомобильном транспорте.
Кроме того, при выполнении работ на ледовых переправах необходимо соблюдать следующие специальные требования безопасности.
10.4. При работах на льду необходимо иметь минимум людей, на каждом из которых должен быть спасательный жилет.
10.5. Перед началом работ необходимо тщательно проверить состояние ледяного покрова, установить его надежность или выявить имеющиеся дефекты. Эта проверка должна осуществляться группой из трех человек, из которых первый непосредственно обследует лед, второй на расстоянии 5 - 7 м наблюдает за ним, страхует страховочным канатом длиной не менее 10 м, имеет шест диаметром 5 - 6 см и длиной 5 м. Третий, находящийся на расстоянии не менее 50 м от второго, наблюдает за передвижением первых двух.
10.6. На расстоянии 20 м от работающих необходимо иметь переносной пост с комплектом спасательных средств (страховочный канат длиной 10 - 12 м, багор, шест, спасательный круг).
10.7. Страховочные канаты должны быть сухими, без узлов и сростков и иметь коэффициент запаса по прочности не менее 6; спасательный шест должен быть из сухой прямослойной жерди.
10.8. Вблизи от места работы надо иметь на берегу помещение для обогрева людей, а при удалении места работ от берега более 500 м - непосредственно на ледовом покрове с подведенной под это помещение деревянной площадкой, надежно прикрепленной к нему и имеющей достаточную плавучесть.
10.9. В процессе эксплуатации переправы должны неукоснительно соблюдаться требования пунктов и разделов настоящей Инструкции:
- о регулярном замере толщины льда и поддержании ледового покрова в рабочем состоянии;
- о заделке трещин в ледовом покрове;
- о допускаемых нагрузках на ледовый покров;
- требования раздела 7 по эксплуатации и ремонту переправ;
- требования раздела 8 по организации движения автотранспорта и перевозок пассажиров по переправе.
10.10. При протаскивании контрольного блока (груза) на испытателе должен быть надет спасательный жилет. Испытатель должен находиться на расстоянии не менее 50 м от блока. На таком же расстоянии должен отстоять от контрольного блока и тягач.
Испытатель, при необходимости подхода к контрольному блоку, должен быть обвязан спасательным линем (помимо жилета), второй конец линя должен быть в руках страхующего.
10.11. Механизмы, работающие на льду, должны иметь снятые кабины.