Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ. Автомобильные дороги общего пользования. ОДН 218.010-98 стр. 6

- своевременно предотвращать возможности несчастных случаев на льду, особенно при эксплуатации переправы в неблагоприятных погодных условиях;
- принимать участие (совместно с руководством эксплуатирующей организации или с назначенным ответственным за переправу, если этот вопрос приказом включен в его компетенцию) в определении условий пропуска по переправе тяжеловесных нагрузок и контролировать соблюдение этих условий при пропуске нагрузки;
- незамедлительно информировать письменно начальника эксплуатирующей организации о повреждениях и неисправностях, угрожающих безопасности работы переправы, и принимать меры по их устранению;
- периодически проверять знание должностных инструкций подчиненными ему работниками, проводить с ними техническую учебу и необходимые инструктажи по технике безопасности.
7.5.3. Начальнику переправы (мастеру, бригадиру) при выполнении возложенных на него обязанностей предоставляются следующие права:
- отстранять от работы лиц, не прошедших медкомиссию, инструктаж по технике безопасности, а также лиц, действия которых угрожают безопасной эксплуатации переправы, находящихся в нетрезвом или болезненном состоянии;
- ходатайствовать перед руководством эксплуатирующей организации о наказании провинившихся лиц обслуживающего персонала и представлять к поощрению отличившихся в выполнении производственных заданий работников;
- привлекать подчиненных ему работников переправы к работе в сверхурочное время для выполнения авральных и аварийных работ в соответствии с порядком, установленным КЗоТом;
- останавливать работу переправы, если возникшие условия работы и техническое состояние переправы не обеспечивают безопасности эксплуатации.
7.5.4. Начальник переправы несет ответственность за невыполнение возложенных на него обязанностей в соответствии с действующими положениями.
7.6. Постовой дорожный рабочий ледовой переправы.
7.6.1. Постовой дорожный рабочий ледовой переправы является должностным лицом, осуществляющим все работы по регулированию движения транспортных средств на переправе, перевозок пассажиров и движения пешеходов.
7.6.2. На должность постового дорожного рабочего ледовой переправы назначаются лица, прошедшие обучение, организуемое в эксплуатирующей организации, и инструктаж по технике безопасности. Назначение на должность постового дорожного рабочего осуществляется приказом начальника эксплуатирующей организации по согласованию с начальником переправы.
7.6.3. Постовой дорожный рабочий ледовой переправы обязан:
- знать конструкцию переправы и ее основные технические характеристики: длину, габарит, грузоподъемность, допустимую скорость движения и минимальную дистанцию между автомобилями;
- знать расположение, правила использования и уметь пользоваться средствами регулирования движения на переправе (шлагбаумы, светофоры и т.д.);
- осуществлять контроль за весовыми параметрами пропускаемых по переправе нагрузок, не допуская превышения грузоподъемности переправы, за правильным проездом по ней.
7.6.4. В административном отношении постовой дорожный рабочий ледовой переправы подчиняется начальнику переправы.
7.7. В задачи наблюдателя ледовой переправы входят:
- наблюдение и своевременное оповещение обслуживающего персонала переправы о состоянии и всех изменениях гидрологического и ледового режима реки: о колебаниях уровня, подвижках льда, торошении ледяного покрова, появлении трещин и полыней и т.д.;
- контроль за движением транспортных средств и пассажиров (пешеходов) по переправе, немедленное информирование начальника переправы о возникших аварийных ситуациях, остановках транспортных средств на ледяном покрове и т.д.
7.8. Ремонтный рабочий ледовой переправы.
7.8.1. Ремонтный рабочий ледовой переправы является должностным лицом, осуществляющим все работы по текущему ремонту, содержанию и эксплуатации ледовой переправы, и отвечает за ее исправное техническое состояние.
7.8.2. На должность ремонтного рабочего ледовой переправы назначаются лица, прошедшие обучение, организуемое в эксплуатирующей организации, и инструктаж по технике безопасности. Назначение на должность ремонтного рабочего осуществляется приказом начальника эксплуатирующей организации по согласованию с начальником (мастером) переправы.
7.8.3. Ремонтный рабочий ледовой переправы обязан:
- содержать все конструкции переправы в исправном техническом состоянии, следить за чистотой проезжей части и конструкций сопряжений, выполнять все работы по текущему ремонту и содержанию ледовой переправы, предусмотренные настоящей Инструкцией, а также распоряжения начальника (бригадира) переправы;
- при обнаружении неисправностей или повреждений, угрожающих безопасной эксплуатации ледовой переправы, немедленно закрыть движение по ней, сообщить о случившемся начальнику (бригадиру, мастеру) переправы и принять все меры по устранению неисправностей.
7.8.4. В административном отношении ремонтный рабочий ледовой переправы подчиняется начальнику переправы.
7.9. На действующей ледовой переправе проверяют толщину льда и снежного покрова, температуру воздуха, структуру льда, а также следят за образованием трещин и полыней на трассе и вблизи нее.
Температура воздуха проверяется ежедневно.
Толщина льда и снежного покрова на переправах проверяется: при устойчивых отрицательных температурах воздуха не реже двух раз в месяц, а в местах с быстрым течением и на других наиболее опасных участках - раз в 5 - 7 дней; весной и при зимних оттепелях с температурой воздуха выше 0° - ежедневно.
7.10. При оттепелях следует обязательно определять структуру льда по излому образца со сторонами 20 - 30 см, взятого из стенки лунки. Во всех сомнительных случаях надо считать лед игольчатым, т.е. более слабым. Игольчатая структура льда может образоваться через 3 сут. после появления талой воды. Результаты наблюдений фиксируют в паспорте ледовой переправы.
7.11. При содержании ледовых переправ устраняют неровности на полосе проезда путем скола ледяных горбов и заделки рытвин и колей намораживанием, убирают лишний снег, удаляя его на расстояние не менее 50 м от переправы, меняют изношенные элементы усиления. Снег следует очищать регулярно, оставляя лишь для шероховатости слой утрамбованного снега толщиной 3 - 5 см.
7.12. При образовании в процессе эксплуатации трещин в ледяном покрове движение транспортных средств можно не прекращать, но трещины сразу же заделать. Несквозные трещины и выбоины достаточно залить водой, и они, как правило, сами надежно смерзнутся. Сквозные трещины при ширине до 15 см следует заполнить колотым льдом и перекрыть настилом.
До заделки трещин интервалы между движущимися автомобилями следует увеличить до 100 м (против представленных в табл. П.1.1).
7.13. При образовании сетки трещин или сквозных трещин одного направления длиной более 2 - 3 м и шириной свыше 15 см, а также местных сквозных промоин или полыней движение по этой полосе переправы следует прекратить и сделать поочередным по одной полосе или перенести на запасную полосу (при наличии ее), а трещины заделать.
Образовавшуюся полынью вблизи переправы искусственно замораживают при помощи хворостяных плавучих тюфяков или заполнения кусками льда.
7.14. Предельные расстояния от оси перемещаемого груза до сквозных трещин (п. п. 7.12 - 7.13) и до кромки полыньи следует брать по табл. 7.1.
Таблица 7.1
Допустимая нагрузка, т
0,1
1,0
2,7
3,5
4,2
7,0
10
14
35
40
Минимальное расстояние  до кромки, м
3
10
14
15
16
20
25
27
36
38
7.15. При транспортировке грузов с массой более 60 т на гусеничном и более 40 т на колесном ходу прекращается движение всего остального транспорта на данной полосе.
7.16. Не допускаются на переправе какие-либо остановки транспорта. Вынужденные остановки автомобилей не должны превышать величин, указанных в табл. 7.2 с учетом фактических запасов прочности ледяного покрова и температуры окружающего воздуха.
Таблица 7.2
Отношение расчетной  нагрузки на ледяной покров к фактической
Допустимое время стоянки, ч, при  температуре наружного воздуха, °C
выше -5
-5...-10 -10...-15
-15 и ниже
0
0
0
0
0
1,1
0
0
0
0
1,2
0
0,05
0,2
0,5
1,3
0,07
0,5
2,0
4,0
1,4
0,3
2,4
6,0
20,0
1,5
1,0
7,0
24,0
-
1,6
2,0
18,0
-
-
1,7
5,0
-
-
-
2,0
24,0
-
-
-
7.17. На ледовой переправе также запрещается:
- перемещение транспортных средств в туман или пургу;
- остановки, рывки, развороты, обгоны автомобилей, заправка их горючим.
Неисправные автомобили должны быть немедленно отбуксированы на берег тросом не короче 50 м.
7.18. На переправу транспортные средства должны выезжать со скоростью не более 10 км/ч без толчков и торможения. Автомобили при этом должны двигаться по переправе на второй или третьей передаче. Дверцы транспортных средств должны быть обязательно открыты, а ремни безопасности водителя и пассажиров отстегнуты.
7.19. Перевозка пассажиров допускается лишь при условии массы брутто транспортного средства (кроме рейсовых автобусов и автомобилей, перевозящих группы людей), в три раза меньшей допустимой расчетной нагрузки (см. табл. П.2.1, П.2.2), с допустимым временем стоянки (табл. 7.2) для грузовых транспортных средств (п. 7.16).