Приказ от 04.11.1998 N 212 "О применении законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) к научным организациям"

С целью оказания методической помощи руководителям коммерческих научных организаций при планировании и проведении антикризисных мероприятий и в соответствии с п. 1 Приказа Миннауки России от 7 июля 1998 г. N 100 приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по применению законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) к научным организациям (далее - Рекомендации).
2. Управлениям и самостоятельным отделам Министерства обеспечить направление Рекомендаций руководителям взаимодействующих с ними научных организаций.
3. Управлению экономического и правового регулирования (Ю.О. Лебедеву) направить Рекомендации в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
Министр
М.КИРПИЧНИКОВ

Рекомендации по применению законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) к научным организациям

Утверждены
Приказом Министерства
науки и технологий
Российской Федерации
от 4 ноября 1998 г. N 212
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
К НАУЧНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

1. Введение

1.1. Настоящие Рекомендации разработаны для руководителей коммерческих организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации [3] могут быть отнесены к научным организациям, и уставный капитал которых частично или полностью находится в государственной собственности (далее - государственные научные организации - ГНО). Целью настоящих рекомендаций является оказание им методической помощи при планировании и проведении антикризисных мероприятий.
Перечень основных нормативно - правовых актов, необходимых для выработки антикризисных мероприятий, представлен в последнем разделе Рекомендаций.
1.2. В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) любая коммерческая организация, задержавшая выплату денег кредиторам на три и более месяца, может быть признана банкротом и ликвидирована. В зависимости от организационно - правовой формы и формы собственности организации - должника существуют особенности применения судебных и досудебных процедур банкротства.
Следует отметить, что Закон о банкротстве не распространяется на государственные учреждения, поскольку по своим обязательствам они могут расплачиваться только денежными средствами и государство несет субсидиарную за них ответственность.
1.3. Анализ сложившейся правовой ситуации в России и прошедших судебных процессов по банкротству ГНО показывает, что даже в самой тяжелой финансовой ситуации можно осуществить комплекс мер, позволяющий сохранить научные кадры и продолжить научную деятельность, сократив ее нерентабельную часть. Если должник предпринял комплекс таких мер, то вероятность обращения кредитора в арбитражный суд и, следовательно, банкротства должника значительно снижается, так как каждый кредитор оценивает целесообразность своего обращения в арбитражный суд с учетом того, что при эффективном противодействии должника такое обращение может привести к дополнительным убыткам.
Для ГНО наиболее эффективными антикризисными мерами являются:
1) срочная подготовка к подаче заявки на приватизацию ГНО и согласование этой меры с Миннауки России;
2) разработка и осуществление плана реструктуризации ГНО, предусматривающего группировку ее структурных подразделений по рентабельности;
3) обучение антикризисных управляющих из состава работников ГНО, имеющих высшее экономическое или юридическое образование или опыт административной работы и способных к предпринимательской деятельности в кризисных ситуациях.
Для детальной разработки эффективной антикризисной стратегии ГНО, минимизирующей вероятность их банкротства и использующей предлагаемый комплекс антикризисных мер, ниже кратко изложены важнейшие положения законодательства о банкротстве.

2. Понятия о неплатежеспособности и о несостоятельности (банкротстве) юридического лица. Судебные стадии банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение

2.1. ГНО считается неплатежеспособной, то есть неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и / или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и / или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма задолженности перед одним кредитором (или группой кредиторов, объединивших свои требования) составляет не менее 500 минимальных размеров оплаты труда. При этом в указанную сумму задолженности не включаются пени и штрафные санкции.
При наличии обоих вышеуказанных признаков неплатежеспособности, называемых двумя признаками банкротства, арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве по заявлению лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
2.2. Несостоятельностью (банкротством) является признанная арбитражным судом неплатежеспособность должника и невозможность ее восстановления или объявленная должником его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и / или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
2.3. Дело о банкротстве рассматривается арбитражным судом того субъекта Российской Федерации, в котором должник зарегистрирован в качестве юридического лица.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор и прокурор.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, налоговые органы и государственные внебюджетные фонды.
2.4. При возбуждении дела о банкротстве арбитражный суд вводит наблюдение и назначает временного управляющего ГНО на срок до трех месяцев. Временный управляющий анализирует ситуацию, созывает собрание кредиторов, которое утверждает план дальнейшей деятельности, представляет арбитражному суду отчет о проделанной работе и вносит предложения о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства по ликвидации должника как юридического лица. При этом руководитель должника продолжает осуществлять свою деятельность, но под контролем временного управляющего, согласуя с ним крупные финансовые операции, продажу имущества и погашение кредиторской задолженности.
2.5. Если арбитражный суд признает, что должник способен восстановить платежеспособность и полностью расплатиться с кредиторами, то арбитражный суд вводит внешнее управление ГНО и назначает внешнего управляющего на срок до 18 месяцев для осуществления судебной санации должника. При этом руководитель должника отстраняется от исполнения своих обязанностей, учредители (участники) ГНО теряют свои полномочия на весь срок внешнего управления, а ответственность за деятельность должника несет внешний управляющий.
2.6. Если по окончании периода наблюдения или внешнего управления арбитражный суд признает, что должник не может восстановить платежеспособность, то арбитражный суд выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства с назначением конкурсного управляющего ГНО. При этом арбитражный суд передает руководство должником конкурсному управляющему, а учредители (участники) ГНО теряют свои полномочия окончательно.
2.7. Если же в ходе судебного разбирательства выяснится, что должник в действительности платежеспособен или банкротство является фиктивным либо должник успел расплатиться с кредиторами или заключил с ними мировое соглашение, то арбитражный суд выносит определение соответственно об отказе в признании должника банкротом или о прекращении производства по делу о банкротстве.
Мировое соглашение может быть заключено в любое время до вынесения арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом и может быть отменено, если оно нарушает законные интересы лиц, причастных к делу о банкротстве.

3. Досудебные меры по предотвращению банкротства

3.1. За финансовым состоянием ГНО наблюдает Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН) и ее территориальные органы [12]. В случае возникновения кризисных финансовых ситуаций (неплатежеспособность или угроза потери платежеспособности) ФСДН обязана взять кризисное ГНО под свой контроль и принять меры, предусмотренные законодательством [7, 14].
В соответствии с п. 3 Положения о ФСДН [21], основными задачами ФСДН являются:
1) проведение государственной политики по предупреждению банкротств лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предпринимательскую деятельность, по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;
2) исполнение полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномоченного представлять интересы Российской Федерации по обязательным платежам и как кредитора по денежным обязательствам при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;
3) разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно - расчетной дисциплины.
Кроме того, ФСДН:
выступает в установленном порядке инициатором проведения приватизации федеральных ГНО - должников и продажи находящихся в федеральной собственности долей (паев, акций) в их уставном капитале;
принимает в установленном порядке от имени собственника федеральной ГНО - должника решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника о признании его банкротом;
принимает в установленном порядке решения о ликвидации неплатежеспособных федеральных ГНО и осуществляет иные полномочия собственника, связанные с их ликвидацией;