принимает в установленном порядке решения об освобождении от занимаемой должности руководителей федеральных ГНО, признанных в установленном порядке неплатежеспособными, в случае, если их неплатежеспособность не связана непосредственно с задолженностью государства, а также осуществляет права по заключению и расторжению соответствующего договора на управление неплатежеспособными федеральными ГНО;
представляет в арбитражном суде интересы Российской Федерации как собственника ГНО;
представляет интересы Российской Федерации по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также осуществляет права кредитора по бюджетным ссудам и иным денежным обязательствам должников перед государством при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве);
направляет в случаях и в порядке, установленных Законом о банкротстве, заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом;
участвует в деле о банкротстве должника и осуществляет соответствующие процессуальные права при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве);
организует подбор и подготовку специалистов по антикризисному управлению для неплатежеспособных организаций, разрабатывает и / или утверждает соответствующие квалификационные требования и программы обучения;
утверждает требования, предъявляемые к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих, проводит лицензирование их деятельности.
3.2. ФСДН принимает решения о неплатежеспособности ГНО [14] на основании значений коэффициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными средствами и прогнозных коэффициентов утраты и восстановления платежеспособности. В связи с этим, чтобы не попасть в кризисное состояние или своевременно выйти из него, главный бухгалтер ГНО должен ежемесячно представлять эти коэффициенты руководству ГНО для анализа и принятия мер. В приложении N 1 приведены алгоритмы расчета этих коэффициентов.
Практика показывает, что часто удается прийти к приемлемому соглашению с кредиторами, и они не обращаются в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Однако в настоящее время все чаще стали встречаться случаи, когда кредиторы неожиданно для должника обращаются в арбитражный суд сразу же после трехмесячной задержки с возвратом долга.
В связи с этим необходимо вести списки кредиторов и дебиторов (включая налоговые органы, государственные внебюджетные фонды, федеральные службы), задолженность перед которыми (без учета пени и других штрафных санкций, которые надо учитывать и контролировать отдельно) превышает 500 минимальных размеров оплаты труда, а задержка с погашением долга приближается к трем месяцам или превышает их. В приложении N 2 приведены форма справки о состоянии расчетов ГНО с бюджетом и государственными внебюджетными фондами и форма справки о кредиторской и дебиторской задолженностях на суммы более 500 минимальных размеров оплаты труда с указанием, является ли долг с просрочкой свыше трех месяцев юридически признанным должником (то есть является ли долг бесспорным). Руководитель ГНО должен не реже одного раза в месяц контролировать движение дебиторской и кредиторской задолженностей и принимать меры к их снижению. При этом бесспорной кредиторской задолженностью можно считать только задолженность, установленную судом. На досудебной стадии любая кредиторская задолженность является спорной. Основанием для спора может являться своевременность и качество выполненных работ или качество приобретенных товаров, а также возможность взаимозачета в рамках других хозяйственных операций. Следует учесть все обстоятельства, которые могли бы снизить сумму кредиторской задолженности или продлить срок возврата, например, через механизм переуступки долга кредитором. С другой стороны, следует стремиться получить бесспорное подтверждение задолженности от своих дебиторов и получить с них деньги, возможно даже с потерями, поскольку внешний кредитор может получить дебиторскую задолженность с очень большими потерями или вообще не сможет взыскать долг в условиях внешнего или конкурсного управления. Отдельно следует контролировать долги по налогам и в государственные внебюджетные фонды, а также долги крупных коммунальных кредиторов - они уже имеют своих арбитражных управляющих и могут подать на банкротство, докупив долги у других более мелких кредиторов, получив контрольный пакет голосов на собрании конкурсных кредиторов и проведя своего внешнего или конкурсного управляющего. Опасность подачи заявления в арбитражный суд со стороны мелкого кредитора состоит в том, что при этом оповещаются все кредиторы и налоговые органы. В этом случае ни судья, ни кто-либо иной уже не могут по собственной воле остановить процедуру наблюдения. Чтобы выйти из этой ситуации, должнику необходимо доказать способность расплатиться со всей массой долгов. В последнее время этот механизм используется как средство давления на должника. Уже появились специализированные службы, консолидирующие претензии к должнику и использующие механизм банкротства как средство давления на его руководителей.
3.3. Для повышения надежности и эффективности управления ГНО целесообразно провести маркетинговые исследования и разработать бизнес - планы по основным направлениям ее деятельности. Для этого полезно использовать типовой план разработки бизнес - плана [30].
3.4. Форма финансового кризиса ГНО зависит от структуры ее задолженности. На практике чаще всего встречаются четыре нижеприведенных случая, для которых предлагаются эффективные организационные антикризисные меры.
1) ГНО имеет большие долги перед государством и
муниципальными органами - федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации, внебюджетными фондами, местными бюджетами.
В этом случае ФСДН как уполномоченный представитель государства - кредитора, как правило, использует возможность договориться о сроках и условиях возврата государственных и муниципальных долгов и кредитов. При правильном проведении антикризисных процедур во многих случаях удается договориться или о реструктуризации долгов, или о частичном погашении долгов без учета штрафов и пени, или об отсрочке [17, 33], или о мировом соглашении, или о продаже недвижимого имущества. При этой технологии взаимодействия налоговая инспекция инициирует вызов руководителя ГНО на заседание территориальной межведомственной балансовой комиссии (МБК), которая работает с ГНО, имеющими задолженность перед бюджетами и внебюджетными фондами. Практика показывает, что в данном случае руководитель ГНО вполне может решить проблемы с временной неплатежеспособностью самостоятельно, так как во многих случаях в результате переговоров с налоговой инспекцией удается продлить установленные сроки погашения задолженности и снизить размеры штрафных санкций.
2) Из-за большой кредиторской задолженности структура баланса ГНО хуже, чем у большинства других организаций, работающих в данном регионе.
В этом случае ГНО подпадает под контроль территориальных органов ФСДН, которые привлекают другие необходимые федеральные и территориальные государственные и муниципальные органы. С этой целью создаются различные комиссии (МБК, проводящие досудебное государственное регулирование организаций, территориальные комиссии по антикризисным программам, комиссии по реструктуризации бюджетной задолженности и др.). В этих комиссиях органы ФСДН имеют по три и более представителя, которые являются основой комиссии и фактически способны предопределять решения комиссии. Как показывает опыт, территориальные органы ФСДН охотно проводят консультации с Миннауки России и перед принятием ответственных решений присылают на кризисное предприятие свою комиссию или поручают разобраться с делами подконтрольной ГНО экспертной организации. При плохом состоянии дел ФСДН на основе решения комиссии принимает соответствующие меры [14]. При этом основной задачей ФСДН становится нахождение (совместно с другими государственными службами) инвестора или покупателя и продажа ему ГНО в порядке приватизации или банкротства.
Если у ГНО плохие показатели ликвидности (см. приложение N 2), то, хотя долгов государству или муниципальным органам может и не быть, руководителя ГНО могут вызвать на заседание МБК или другой территориальной комиссии [14] (в каждом территориальном агентстве по банкротству есть аналитическая группа, которая занимается расчетом и анализом коэффициентов ликвидности). Вызову на заседание МБК предшествует согласование со всеми находящимися на данной территории органами, отвечающими за науку. Как правило, на первом заседании МБК устанавливает срок для оздоровления ГНО, а затем регулярно проверяет, будет ли платежеспособность существенно улучшаться. Руководители ГНО, у которых критерии текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами наихудшие, вызываются на МБК (или аналогичную комиссию) с периодичностью раз в две недели. Если МБК признает структуру баланса неудовлетворительной, то она выносит руководителю предупреждение, и он должен вести дела так же осмотрительно, как в шестимесячный досудебный период [5], то есть с учетом возможности отмены арбитражным управляющим сделок ГНО, наносящих ущерб его кредиторам. В данном случае на проведение антикризисных мероприятий силами самой ГНО необходимо разрешение главы администрации или губернатора субъекта Российской Федерации. После завершения антикризисной программы ее результаты заслушиваются на специальной территориальной комиссии, которая своим решением фиксирует восстановление платежеспособности ГНО.
3) Кредитор, располагающий задолженностью ГНО свыше трех месяцев и на сумму свыше 500 минимальных размеров оплаты труда, сам обращается в арбитражный суд для производства по делу о несостоятельности.
В рамках назначенного судом на время внешнего управления моратория на возврат долгов у должника появляется возможность самостоятельно выйти из кризиса, если реализованы три вышеуказанных профилактических мероприятия, и суду предлагается заранее подготовленный и имеющий лицензию антикризисный управляющий. При этом с точки зрения законодательства о банкротстве у него должен быть приоритет перед его конкурентами, предлагаемыми кредиторами. На практике в данном случае главным будет являться умение антикризисного управляющего договориться с кредиторами.
4) Кредиторы переуступают свои права одному кредитору, имеющему опыт проведения процессов банкротства. Переуступка требований кредитора может производиться без согласия и даже без уведомления должника. В данном, наиболее сложном случае в дополнение ко всем другим мерам следует обращаться за консультациями и помощью в Миннауки России.
Если неплатежеспособность становится хронической, то совершенно необходимо заниматься реструктуризацией ГНО, избавляться от лишних ресурсов, истребовать или переуступить дебиторскую задолженность, чтобы получить деньги для выплаты наиболее срочным кредиторам. Руководители ГНО могут обратиться за консультационной и экспертной помощью в Миннауки России.
4. Действия во время судебных процедур (наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства)
4.1. Во многих случаях на стадии наблюдения целесообразно заключить мировое соглашение, чтобы не допустить введения внешнего управления с назначением нежелательного внешнего управляющего. Если же неплатежеспособность долгосрочная, то следует заранее подготовить свою кандидатуру арбитражного управляющего, помочь ему разработать альтернативную программу оздоровления ГНО и постараться, чтобы арбитражный суд назначил внешним управляющим именно его, а не конкурента от кредиторов, не заинтересованных в развитии научной деятельности. При этом полезно заблаговременно обратиться за поддержкой в территориальное агентство ФСДН и в Миннауки России, которые могут не только проконсультировать, но и оказать помощь в подготовке арбитражных управляющих, а также поддержать ГНО в арбитражном суде как уполномоченные органы государственной исполнительной власти, ответственные за проведение антикризисных мероприятий в научных организациях.
4.2. На стадии внешнего управления фактически вся власть над ГНО находится в руках внешнего управляющего, которому для проведения антикризисных мероприятий и реорганизации хозяйственного комплекса достаточно получить поддержку большинства голосов комитета кредиторов или собрания конкурсных кредиторов [5], у которых число голосов пропорционально бесспорной сумме задолженности, то есть признанной судом или самим должником, или комитетом кредиторов. Практически никаких полномочий нет ни у учредителей (участников) ГНО, ни у трудового коллектива.
4.3. Во время конкурсного производства государству важно обеспечить соблюдение конкурсным управляющим законодательства и интересов кредиторов. У учредителей (участников) ГНО есть только право получить от конкурсного управляющего остатки средств после полного расчета с кредиторами.
5. Основные нормативно - правовые документы по антикризисному управлению
Перечень основных нормативно - правовых актов, необходимых для работы в этой области, приведен в приложении N 3. Из них наиболее важными являются следующие:
- Гражданский кодекс Российской Федерации [1, 2];
- Федеральные законы: "О несостоятельности (банкротстве)" [3], "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" [4];
- Указы Президента Российской Федерации: "О продаже государственных предприятий - должников" [7], "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" [9];
- Постановления Правительства Российской Федерации: "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" [14], "О приватизации объектов научно - технической сферы" [15].
Приведенные в приложении N 3 нормативно - правовые акты условно можно разделить на 6 групп актов:
1. О научных организациях и особенностях их приватизации [3, 15];
2. О приватизации предприятий и имущественных комплексов [4, 7, 9, 15, 19, 35];
3. О банкротстве предприятий [5, 6, 14, 18, 23, 26, 34];
4. О функциях и полномочиях Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению [11, 24, 25, 27, 28, 29, 12, 16, 21];
5. Иные нормативно - правовые акты общегражданского характера [1, 2, 8], а также о порядке взыскания, погашения и реструктуризации задолженности [17, 33], об учете федерального имущества и о планах финансового оздоровления [13, 20, 22, 30, 31, 32].
Приложение N 1 Расчет коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, коэффициентов утраты и восстановления платежеспособности
Приложение N 1
к Рекомендациям по применению
законодательства Российской Федерации
о несостоятельности (банкротстве) к
научным организациям, утвержденным
Приказом Министерства науки и
технологий Российской Федерации
от 4 ноября 1998 г. N 212
РАСЧЕТ
КОЭФФИЦИЕНТОВ ТЕКУЩЕЙ ЛИКВИДНОСТИ,
ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СОБСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ,