б) разрыв пряди;
в) поверхностный и внутренний износ;
г) поверхностная и внутренняя коррозия;
д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
e) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
2. Браковку канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, следует проводить по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1.
Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитые вещества, подлежат браковке при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
Таблица 1
Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются
┌───────────────┬────────────────────────────────────┬────────┬─────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Число несущих │ Конструкции канатов по │ Тип │ ГОСТ на │ Группа классификации (режима) механизма │
│ проволок в │ ИСО и государственным │ свивки │ канат ├────────────────────────────┬─────────────────────────────┤
│наружных прядях│ стандартам │ │ │ M1, М2, М3 и М4 │ М5, М6 │
│ │ │ │ ├──────────────┬─────────────┼──────────────┬──────────────┤
│ │ │ │ │ крестовая │односторонняя│ крестовая │односторонняя │
│ │ │ │ │ свивка │ свивка │ свивка │ свивка │
│ │ │ │ ├──────────────┴─────────────┴──────────────┴──────────────┤
│ │ │ │ │ на участке длиной │
│ │ │ │ ├───────┬──────┬──────┬──────┬───────┬──────┬──────┬───────┤
│ │ │ │ │ 6d │ 30d │ 6d │ 30d │ 6d │ 30d │ 6d │ 30d │
├───────────────┼────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │
├───────────────┼────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┤
│n <= 50 │6 х 7 (6/1) │ │ │ 2 │ 4 │ 1 │ 2 │ 4 │ 8 │ 2 │ 4 │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │6 х 7 (1 + 6) + 1 х 7 (1 + 6) │ ЛК-О │ 3066-80 │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │6 x 7 (1+6) + 1 o.c. │ ЛК-О │ 3069-80 │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │8 х 6 (0 + 6) + 9 о.с. │ ЛК-О │ 3097-80 │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────┼────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┤
│ 51 <= n <= 75│6 х 19 (9/9/1)* │ │ │ 3 │ 6 │ 2 │ 3 │ 6 │ 12 │ 3 │ 6 │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │6 x 19 (1 + 9 + 9) + 1 o.c. │ ЛК-О │ 3077-80 │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │6 х 19 (1 + 9 + 9) + 7 х 7 (1 + 6)* │ ЛК-О │ 3081-80 │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────┼────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┤
│ 76 <= n <= 100│18 х 7 (1 + 6) + 1 о.с. │ ЛК-О │ 7681-80 │ 4 │ 8 │ 2 │ 4 │ 8 │ 16 │ 4 │ 8 │
├───────────────┼────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┬──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┤
│101 <= n <= 120│8 х 19 (9/9/1)* │ │ │ 5 │ 10 │ 2 │ 5 │ 10 │ 19 │ 5 │ 10 │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │6 х 19 (12/6/1) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │6 х 19 (12/6 + 6F/1) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │6 х 25FS (12/12/1)* │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │6 x 19 (1 + 6 + 6/6) + 7 х 7 (1 + 6)│ ЛК-Р │14954-80 │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │6 x 19 (1 + 6 + 6/6) + 1 o.c. │ ЛК-Р │ 2688-80 │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │6 х 25 (1 + 6; 6 + 12) + 1 о.с. │ ЛК-З │ 7665-80 │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │6 х 25 (1 + 6; 6 + 12)│ ЛК-З │ 7667-80 │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │+ 7 х 7 (1 + 6) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────┼────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┤
│121 <= n <= 140│8 x 16 (0 + 5 + 11) + 9 o.c. │ TK │ 3097-80 │ 6 │ 11 │ 3 │ 6 │ 11 │ 22 │ 6 │ 11 │
├───────────────┼────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┤
│141 <= n <= 160│8 х 19 (12/6 + 6/F1) │ │ │ 6 │ 13 │ 3 │ 6 │ 13 │ 26 │ 6 │ 13 │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │8 x 19(1 + 6 + 6/6) + 1 о.с. │ ЛК-Р │ 7670-80 │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────┼────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┤
│161 <= n <= 180│6 х 36 (14/7 + 7/7/1)* │ │ │ 7 │ 14 │ 4 │ 7 │ 14 │ 29 │ 7 │ 14 │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │6 х 30 (0 + 15 + 15) + 7 o.c. │ ЛК-О │ 3083-80 │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │6 х 36 (1 + 7 + 7/7 + 14) + 1 o.c.* │ ЛК-РО │ 7668-80 │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │6 х 36 (1 + 7 + 7/7 +│ ЛК-РО │ 7669-80 │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │+ 14) + 7 х 7 (1 + 6)* │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────┼────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┤
│181 <= n <= 200│6 х 31 (1 + 6 + 6/6 + 12) + 1 о.с. │ │ │ 8 │ 16 │ 4 │ 8 │ 16 │ 32 │ 8 │ 16 │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │6 х 31 (1 + 6 + 6/6 +│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │+ 12) + 7 х 7 (1 + 6) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │6 х 37 (1 + 6 + 15 + 15) + 1 о.с. │ ТЛК-О │ 3079-80 │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────┼────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┤
│201 <= n <= 220│6 х 41 (16/8 + 8/8/1)* │ │ │ 9 │ 18 │ 4 │ 9 │ 18 │ 38 │ 9 │ 18 │
├───────────────┼────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┤
│221 <= n <= 240│6 х 37 (18/12/6/1) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │18 х 19 (1 + 6 + 6/6) + 1 о.с. │ ЛК-Р │ 3088-80 │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────┼────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┤
│241 <= n <= 260│ │ │ │ 10 │ 21 │ 5 │ 10 │ 21 │ 42 │ 10 │ 21 │
├───────────────┼────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┤
│261 <= n <= 280│ │ │ │ 11 │ 22 │ 6 │ 11 │ 22 │ 45 │ 11 │ 22 │
├───────────────┼────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┤
│281 <= n <= 300│ │ │ │ 12 │ 24 │ 6 │ 12 │ 24 │ 48 │ 12 │ 24 │
├───────────────┼────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┤
│300 <= n │ │ │ │ 0,04n │0,08n │0,02n │0,04n │ 0,08n │0,16n │0,04n │ 0,08n │
└───────────────┴────────────────────────────────────┴────────┴─────────┴───────┴──────┴──────┴──────┴───────┴──────┴──────┴───────┘
Примечания к табл. 1: 1. n - число несущих проволок в наружных прядях каната; d - диаметр каната, мм.
2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.
3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.
4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой.
5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.
6. Незаполненные строки в графе "Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам" означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов проволок, при котором канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону
3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 4) или коррозии (рис. 5) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 6).
При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с табл. 2.
![]() | |
1254 × 326 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1385 × 674 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
1237 × 616 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
716 × 1672 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
734 × 1490 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
982 × 271 пикс.   Открыть в новом окне |
Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Уменьшение диаметра проволок в │Число обрывов проволок, % от норм, │
│ результате поверхностного износа │ указанных в табл. 1 │
│ или коррозии, % │ │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ 10 │ 85 │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ 15 │ 75 │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ 20 │ 70 │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ 25 │ 60 │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ 30 и более │ 50 │
└───────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. 4, д) или коррозии (см. рис. 5, д) на 40% и более канат бракуется.
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.
При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в табл. 2.
Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного каната.
4. Для оценки состояния внутренних проволок, то есть для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванных обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 7), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется.
![]() | |
1287 × 648 пикс.   Открыть в новом окне |
5. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.
6. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 8). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Н_в и свивки каната Н_к канат бракуется при d_в >= 1,08d_к, где d_в - диаметр спирали волнистости, d_к - номинальный диаметр каната.
![]() | |
957 × 400 пикс.   Открыть в новом окне |
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при d_в >= 4/3d_к. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25d_к.
7. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис. 9); выдавливания сердечника (рис. 10); выдавливания или расслоения прядей (рис. 11); местного увеличения диаметра каната (рис. 12); местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 6); раздавленных участков (рис. 13); перекручиваний (рис. 14); заломов (рис. 15); перегибов (рис. 16); повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
![]() | |
748 × 299 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
713 × 410 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
869 × 633 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
887 × 280 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
696 × 209 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
707 × 347 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
719 × 280 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
693 × 380 пикс.   Открыть в новом окне |
Приложение 9
(к ст. 5.4.2)