Приказ Федеральной авиационной службы РФ от 8 декабря 1997 г. N 270 "О внесении дополнений в приказ ДВТ Минтранса России от 05.10.95 N ДВ-104 "Об утверждении и регистрации форм перевозочных документов строгой отчетности" стр. 3

- оригинал 3 (для отправителя);
- копия 8 (для агента);
- оригинал 1 (для выдающего перевозчика);
- оригинал 2 (для получателя);
- копия 4 (подтверждение в получении груза);
- копия 5 (для аэропорта назначения);
- копия 6 (для первого перевозчика);
- копия 7 (для второго перевозчика).
В комплект грузовой накладной могут быть включены еще максимально 5 экземпляров копий с пометкой "копия XX" (дополнительная копия), где "XX" обозначает номер копии грузовой накладной.
3.5.5. Требования и рекомендации к экземплярам грузовой накладной
- каждый экземпляр грузовой накладной должен иметь собственное наименование (см. п. 3.5.4.):
- экземпляры должны отличаться по цвету. Рекомендуемый цвет экземпляров:
оригинал 3 - голубой, копия 8 - белый, оригинал 1 - зеленый, оригинал 2 - розовый, копия 4 - желтый, остальные экземпляры - белый.
3.5.6. Рекомендации к нумерации бланков
Ддя грузовой накладной, предназначенной для внутренних и международных перевозок груза, рекомендуется 11-ти значный номер, состоящий из 3-х значного цифрового кода перевозчика ИАТА и серийного номера, который состоит из 8-ми цифр, включая контрольный разряд - последнюю цифру номера; для перевозчиков, не имеющих 3-х значного кода ИАТА, допускается применение 2-х символьного кода перевозчика, присвоенного ЦРТ, и 8-ми значного серийного номера.
Приложение 3.1
к приказу Федеральной
авиационной службы РФ
от 8 декабря 1997 г. N 270

Образец текста, публикуемый на оборотной стороне бланка грузовой авианакладной

Грузовая авианакладная является документом, удостоверяющим заключение договора воздушной перевозки груза между перевозчиком и грузоотправителем.

Извещение об ограничении ответственности перевозчиков при внутренних перевозках

Воздушный кодекс РФ ограничивает ответственность перевозчика за:
- утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, принятого к перевозке без объявления ценности - в размере их стоимости, но не более двух установленных Федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса груза, с объявленной ценностью - в размере объявленной ценности;
- просрочку доставки груза в пункт назначения - в виде штрафа, в размере 25%, установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Условия договора внутренней перевозки

По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить (принятый к перевозке) груз в пункт назначения в установленный срок и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.
Срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами (ФАП) или установленными авиаперевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза. Правила, установленные перевозчиком, не должны противоречить ФАП и ухудшать уровень обслуживания грузоотправителей (грузополучателей).
Грузоотправитель имеет право, в установленном порядке, получить обратно сданный к перевозке груз до его отправления, изменить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управомоченному лицу, распорядиться грузом в случае непринятия его грузополучателем или невозможности выдачи его грузополучателю.
В случае изменения условий воздушной перевозки, предусмотренных договором воздушной перевозки груза, перевозчик обязан поставить об этом в известность грузоотправителя или грузополучателя и спросить их распоряжения относительно этого груза.
Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии груза в установленный срок. Грузополучатель обязан принять и вывезти груз. Он имеет право отказаться от получения поврежденного (испорченного) груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключает возможность полностью и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением.
Если грузополучатель не востребовал прибывший груз в установленный срок, либо отказался от его приема, перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя, оставить груз у себя на хранение за счет средств грузоотправителя и на его риск.
Груз, не полученный в установленный срок, считается невостребованным и реализуется в порядке, определенным ФАП.
Перевозчик по требованию грузоотправителя (грузополучателя) и при предъявлении одним из них перевозочных документов обязан составить коммерческий акт. Коммерческий акт составляется при выдаче груза.
Отсутствие коммерческого акта не лишает грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензий или иска.
Обстоятельства, при которых составляется коммерческий акт, предъявляется претензия или иск, сроки предъявления претензии или иска и их рассмотрения отражены в Воздушном Кодексе Российской Федерации.
Внимание. Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, отравляющих легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, ФАП, а также международными договорами Российской Федерации.

Извещения об ограничении ответственности перевозчиков при международных перевозках*

К перевозке, имеющей пункт назначения или остановку не в стране отправления, может быть применима Варшавская конвенция, которая в большинстве случаев ограничивает ответственность перевозчика суммой в 250 французских золотых франков за каждый килограмм груза в результате его утраты, повреждения или задержки, за исключением тех случаев, когда отправитель сдал груз с объявленной ценностью, ответственность определяется в размере объявленной ценности. Сумма ограниченной ответственности в 250 французских золотых франков за килограмм груза составляет эквивалент, приблизительно равный 20.00 USD за килограмм из расчета стоимости одной золотой унции 42.22. USD.

Условия договора международной перевозки*

1. Употребляемый в настоящем договоре термин "перевозчик" означает всех перевозчиков, которые в соответствии с настоящим договором перевозят или обязуются перевезти указанный груз или выполнить любое другое обслуживание, требуемое для выполнения подобной перевозки. "Варшавская конвенция" - Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве 12 октября 1929 года, или указанная конвенция, измененная протоколом, подписанным в Гааге 28 сентября 1955 года, в зависимости от того, под действием какого из этих документов подпадает соответствующая перевозка; "Французские золотые франки" - франки, состоящие из 65 1/2 миллиграммов чистого золота с его содержанием в 900 тысячных долей.
2./2.1. На перевозку, выполняемую по настоящему договору, распространяются правила об ответственности, установленные Варшавской конвенцией, за исключением тех случаев, когда такая перевозка не является "международной перевозкой" по определению этой конвенции.
2.2. Поскольку это не противоречит вышеизложенному, перевозка, выполняемая по настоящему договору, и другие предоставляемые каждым перевозчиком услуги подчиняются:
2.2.1. действующему законодательству (включая внутренние законы по применению конвенции), правительственным постановлениям и распоряжениям
2.2.1. положениям настоящего договора
2.2.2. применяемым тарифам, правилам, условиям перевозки, инструкциям и расписаниям (а не времени вылета и прибытия, проставленном в настоящей накладной) указанного перевозчика, которые являются составной частью данного договора и с которыми можно ознакомиться в любом представительстве перевозчика, а также аэропортах, из которых он выполняет регулярные рейсы. В отношении перевозки между пунктом в США или Канаде или каким-либо пунктом за их пределами применяются тарифы, действующие в этих странах.
3. Наименование перевозчика может указываться сокращенно на лицевой стороне настоящей авианакладной, полное наименование и его сокращение содержатся в тарифных справочниках, условиях перевозчика, правилах и расписании соответствующего перевозчика.
Адресом перевозчика является аэропорт отправления, указанный в авианакладной. Согласованными пунктами остановок (которые в случае необходимости, могут быть изменены перевозчиком), за исключением пунктов отправления и назначения, считаются пункты, указанные в настоящей авианакладной или обозначенные в расписании перевозчика как пункты остановок на маршруте следования. Перевозка, выполняемая по настоящему договору несколькими последовательными перевозчиками, рассматривается как единая перевозка.
4. За исключением особых случаев, предусмотренных тарифами перевозчика или условиями перевозки, ответственность перевозчика за утрату, повреждение или задержку груза, на которые не распространяется Варшавская конвенция, ограничивается суммой в 20.00 и 50 за килограмм или ее эквивалентом, если только грузоотправителем заранее не была объявлена повышенная ценность груза с оплатой дополнительного сбора.
5. Если сумма, указанная на лицевой стороне авианакладной в графе "Ценность, объявленная для перевозки", превышает установленные пределы ответственности, указанные выше в ИЗВЕЩЕНИИ ОБ ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ и в условиях настоящего договора, а грузоотправитель произвел оплату (при необходимости) дополнительного сбора в соответствии с тарифами, условиями перевозки или правилами перевозчика, то она представляет собой специальную декларацию объявленной ценности. В этом случае, размер объявленной ценности является пределом ответственности перевозчика. Выплаты по претензиям должны определяться величиной доказанного фактически понесенного ущерба.
6. При определении границ ответственности перевозчика за утрату, повреждение или задержку части груза в расчет должен приниматься вес исключительно этой части (частей).
Примечание: Вопреки любому другому положению для международной воздушной перевозки, как это определяется в новой редакции Федерального закона США по гражданской авиации, при определении границ ответственности перевозчика за утрату, повреждение или задержку груза или его части в расчет должен приниматься вес (или пропорциональная доля в случае утраты, повреждения или задержки части груза), который используется для определения величины сбора за перевозку указанного груза исключительно этой части (частей).