компенсация товаропроизводителям, обеспечивающим государственные нужды, повышенных затрат на производство, которые обусловлены природными факторами;
обеспечение селективной государственной поддержки конкретных предприятий и производств, продукция которых будет пользоваться спросом в перспективе;
установление особого порядка санации и перевода предприятий в казенные, введение ускоренной амортизации производственных фондов;
регулирование транспортных и энергетических тарифов в районах Севера с учетом их особенностей, влияющих на удорожание производства;
опережающее развитие объектов инфраструктуры, в первую очередь связи и транспорта, включая Северный морской путь.
Для создания более благоприятных условий жизнедеятельности населения Севера и повышения эффективности использования трудового потенциала следует обеспечить:
использование вахтового метода для привлечения необходимых специалистов на Север;
снижение демографической напряженности за счет упорядочения процессов миграции, переселения части населения северных регионов, прежде всего лиц пенсионного возраста;
содействие гражданам, выезжающим с Севера, в строительстве и приобретении жилья в районах, благоприятных для проживания и трудовой деятельности;
обеспечение предусмотренных федеральными законами государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
осуществление мер по охране здоровья населения, материнства и детства в соответствии с более высокими, чем в среднем по Российской Федерации, нормативами;
социальную поддержку коренных малочисленных народов Севера;
осуществление рационального и эффективного использования ресурсов Севера и Арктики, создание особо охраняемых природных территорий и этноэкологических зон, проведение оздоровления зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия.
Особым направлением реализации политики по отношению к Северу останется государственная поддержка завоза на Север. Предстоит сформировать и последовательно реализовывать комплекс мер по поэтапному совершенствованию практики решения этой важнейшей для жизнеобеспечения Севера проблемы.
Механизм реализации государственной политики по отношению к Северу должен включать в себя прогнозирование его социально-экономического развития в составе общегосударственных прогнозов, отражение вопросов развития Севера в федеральном бюджете и в его взаимоотношениях с бюджетами северных субъектов Российской Федерации, реализацию на территории Севера федеральных целевых программ по развитию отраслей производства, решению социальных и экологических проблем, экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов Севера, социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья, Сибири, Республики Саха (Якутия), Республики Бурятия, Курильских островов, Нижнего Приангарья и т.д., законодательное обеспечение формирования особого хозяйственно-правового статуса Севера.
────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Реально в территориальных бюджетах закладывается не более 50 процентов от расчетной потребности в дотациях. В частности, в 1995 г. - 39 трлн. рублей, в 1996 г. - 43 трлн. рублей (экстраполяция по итогам 9 месяцев, данные Минфина России).
*(2) Переход с 1997 года на процедуру расчета в соответствии с изменениями, внесенными в статью 15 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики", приведет к резкому усложнению системы и значительно усложнит прогноз вариантов. Удорожание программы жилищных субсидий по сравнению с данными, приведенными в таблице, составит от 20 до 100 процентов.
*(3) По международному определению кредиты МВФ относятся к внутреннему финансированию.
*(4) Основные макроэкономические показатели могут быть скорректированы после уточнения итогов социально-экономического развития и результатов внешнеэкономической деятельности Российской Федерации за 1996 год.
*(5) По предварительным данным, с учетом неорганизованной торговли.