Западная Сибирь в прогнозируемом периоде останется одним из основных районов - производителей черных металлов. Предусматривается ввод в 1997-1998 годах мощностей по добыче железной руды и производству литой трубной заготовки на предприятиях Кемеровской области, а также по добыче и переработке свинцово-цинковой руды в Алтайском крае. Реконструкция АО "Западносибирский меткомбинат" в г. Новокузнецке будет осуществляться за счет средств кредитной линии ФРГ.
Одно из важнейших мест в структурной политике отводится разрабатываемой энергетической стратегии Сибири (ЭСС) на период до 2010 года. ЭСС позволит более четко определить роль государства в энергетическом секторе, обеспечит согласование интересов компаний и ресурсодобывающих территорий.
Предполагается, что до 2000 года объем производства электроэнергии останется на уровне 1995 года, практически прежней (12%) останется доля Западной Сибири в общем объеме ее производства в Российской Федерации. Баланс по Западной Сибири будет оставаться дефицитным с увеличивающимся превышением потребностей над возможностями собственного производства. Этот дефицит будет покрываться за счет роста перетоков из Восточной Сибири.
В Томской области, учитывая выбытие мощностей на Сибирском химическом комбинате, обеспечивающих г. Томск тепловой энергией на 40%, предусматривается продолжить строительство ТЭЦ-3 в качестве замещающих энергетических мощностей.
Требует решения вопрос замены экибастузского угля, перерабатываемого двумя электростанциями Омской области, кузнецким, что позволит уменьшить энергетическую зависимость от Казахстана.
К 2000 году в производственной структуре района ожидается увеличение доли машиностроения, темпы роста продукции которого прогнозируются на уровне 125-130%, что значительно выше среднероссийского показателя. Развитие машиностроительного комплекса на первом этапе предполагает "точечное" инвестиционное содействие развитию производства, в частности производства машин и технологического оборудования для ТЭК, для сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. На втором этапе (1999-2000 годах) возможно ускоренное наращивание доли наукоемких отраслей машиностроения. Предполагается создание таких мощностей в гг. Новосибирске, Томске и Омске, где имеются хорошие предпосылки для привлечения потенциала оборонного комплекса.
Предусматривается усилить специализацию Западной Сибири на выпуске прогрессивных полимерных материалов. В АО "Тобольский нефтехимический комбинат" намечена организация производства продукции, ранее не вырабатываемой в России. В перспективе предполагается расширение и техническое перевооружение производств АО "Томский нефтехимический комбинат" и АО "Омскхимпром" - важнейших действующих объектов, непосредственно участвующих в структурных преобразованиях отрасли. К 2000 году прогнозируется ввод в действие Нижневартовского завода моторных топлив, комплекса моторных топлив на Сургутском заводе газового конденсата, I очереди газохимического предприятия "Обьполимер".
Ряд областей (Кемеровская, Новосибирская и Тюменская) обладают высокой инвестиционной привлекательностью для отечественных и зарубежных инвесторов. В целом по экономическому району в 1996 году объем иностранных инвестиций составил около 500 млн. долларов США, в перспективе этот объем увеличится в 2,5-3 раза.
Учитывая кризисное состояние отдельных направлений экономики и социальной сферы, по ряду регионов намечены и реализуются меры государственной поддержки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 1996 г. N 1256 "О мерах государственной поддержки в преодолении депрессивных явлений в экономике Алтайского края" предусматривается развитие производства зерна, льна, развитие овцеводства. Проведение технического перевооружения предприятий сельскохозяйственного машиностроения позволит перейти на производство машин современного технического уровня для регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995 г. N 534 "О мерах по решению неотложных проблем стабилизации социально-экономического положения в Новосибирской области", намечены пути решения проблем научно-образовательной сферы, агропромышленного комплекса, предприятий оборонных отраслей промышленности, расположенных в области, а также других проблем социального характера.
Восточно-Сибирский экономический район обладает крупными уникальными разведанными месторождениями цветных металлов: никеля (около 50% общероссийских запасов), меди, молибдена, кобальта, свинца, цинка, железных руд (10% общероссийских запасов), угля, в том числе коксующегося (10% общероссийских запасов), и других полезных ископаемых.
В районе имеются крупные запасы гидроэнергетических ресурсов, древесины (71,8% общих запасов Сибири); производится около 74% алюминия и 17% электроэнергии от их общероссийского производства. В среднесрочной перспективе развитие Восточно-Сибирского экономического района будет осуществляться в 2 этапа.
Первый этап (1997-1998 годы) будет проходить в условиях начала финансово-экономической стабилизации с ориентацией на собственные возможности в связи с тем, что Восточная Сибирь не может рассчитывать на сколь-либо ощутимый приток инвестиций извне. Это этап формирования производственно-технических и структурных предпосылок для устойчивого развития региона.
Второй этап (1999-2000 годы) будет характеризоваться началом процесса притока отечественных и зарубежных инвестиций в регион, производственная специализация Восточной Сибири по-прежнему будет ориентирована в основном на более активное развитие отраслей топливно-энергетического и сырьевого комплексов.
Масштабы развития сырьевых отраслей, ранее во многом определяемые значительно милитаризованными потребностями страны, будут ограничиваться добычей наиболее дефицитных полезных ископаемых для обеспечения потребности экономики России и для экспорта.
Расширение работ по разведке запасов нефти в Восточной Сибири, особенно в Красноярском крае, ввод в промышленную эксплуатацию разведанных месторождений Иркутской области позволят увеличить ее добычу к 2000 году до 2-3 млн. тонн. В Восточной Сибири к 2000 году предполагается добыча 5,5-6,5 млрд. куб. метров природного газа в районе г. Норильска и на нефтегазоносных площадях севера Иркутской области.
Развитие добычи нефти и газа, с учетом возможности их переработки в южных районах Эвенкии и Катангском районе Иркутской области, целесообразно для самообеспечения и частичной замены нефти из Западной Сибири на перерабатывающих заводах Красноярского края и Иркутской области, а также для газификации промышленных центров региона.
Прирост добычи угля в экономическом районе будет обеспечиваться за счет развития КАТЭК, месторождений Иркутской области. Прирост добычи угля за 1996-2000 годы оценивается на месторождениях КАТЭК в 7-10 млн. тонн, что предусмотрено федеральной целевой программой "Топливо и энергия".
Большие проблемы стоят перед гидроэлектроэнергетикой региона. Износ основного технологического оборудования на Иркутской, Братской и Красноярской ГЭС составляет от 30 до 50 процентов.
Обеспечение роста производства электроэнергии и тепла увязывается с вводом мощностей на Богучанской ГЭС и Березовской ГРЭС-1 в Красноярском крае, с завершением строительства Гусиноозерской ГРЭС и вводом мощностей на ТЭЦ-2 в Республике Бурятия, а также вводом мощностей на Харанорской ГРЭС в Читинской области и Кызылской ТЭЦ в Республике Тыва.
За счет реконструкции и технического перевооружения, а также перепрофилирования ряда предприятий машиностроения Восточно-Сибирский экономический район сохранит свой удельный вес в производстве машиностроительной продукции.
Лесопромышленный комплекс будет развиваться на основе более глубокой переработки древесины и освоения новых видов продукции.
Для обеспечения условий рационального комплексного использования богатейших природных ресурсов Нижнего Приангарья, ускоренного и эффективного развития производительных сил в этом районе, обеспечения мобилизации финансовых, кредитных, материальных и других видов ресурсов для структурной перестройки экономики Красноярского края и экономики Российской Федерации в целом в Правительстве Российской Федерации рассмотрена федеральная программа освоения Нижнего Приангарья.
Восточно-Сибирский экономический район неоднороден с точки зрения условий и результатов функционирования его регионов.
Большие сложности представляет решение проблем развития Республики Тыва и Республики Бурятия, Читинской области, имеющих при отсталой тяжелой промышленности повышенную долю депрессивных отраслей сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности.
Потребность в государственных капитальных вложениях будет обостряться низкой обеспеченностью отсталых территорий. В среднесрочной перспективе необходимо обеспечить решение проблем отсталых и северных территорий, где отмечается наибольшее накопление социального недовольства, изыскать меры поддержки и развития потребительского рынка, включая стимулирование новых внутрирайонных связей.
В 1996 году уровень иностранных инвестиций в Восточную Сибирь составил чуть более 8 млн. долларов. В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение уровня зарубежных инвестиций в экономику района в 2-2,5 раза.
Большинство территорий, входящих в Восточно-Сибирский экономический район, дотационны и получают помощь из фонда финансовой поддержки регионов.
В ближайшие 4 года в хозяйственном комплексе района продолжится обострение существующих диспропорций, рост изношенности основных производственных фондов и отставание района от среднероссийского уровня по основным показателям социальной сферы.
Впервые в истории из Сибири начался массовый отток населения.
Одновременно с этим естественная убыль населения района составила в 1995 году 18,9 тыс. человек, а в 1996 году - 18,2 тыс. человек. В социальной сфере основными приоритетами будут поддержка социально незащищенных слоев населения, финансирование затрат на образование, культуру, здравоохранение.
В связи с этим большое значение имеют принятые постановления Правительства Российской Федерации о государственной поддержке социально-экономического развития регионов, входящих в состав Восточно-Сибирского экономического района, и в частности Республики Бурятия, Республики Тыва и Республики Хакасия, Агинского-Бурятского, Усть-Ордынского Бурятского, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономных округов.
В среднесрочный период усилия органов государственного управления всех уровней будут сосредоточены на решении вопросов стабилизации деятельности предприятий промышленности и сельского хозяйства, вследствие чего произойдет укрепление доходных статей бюджетов регионов, решение вопросов социального характера, в том числе снижения уровня безработицы.
Для этого, в первую очередь, предполагается обеспечить:
стабилизацию работы и развитие предприятий сложившихся отраслей - топливно-энергетического и сырьевого комплексов, цветной металлургии, химической, лесной и лесоперерабатывающей промышленности, транспортного и горнодобывающего машиностроения, подготовку к формированию таких новых для района отраслей, как нефтегазодобывающая, производство калийных и фосфатных удобрений;
формирование новых структур промышленного производства на базе реализации конверсионных программ предприятий оборонного комплекса;
укрепление ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и сфере переработки сельскохозяйственной продукции для обеспечения прироста объемов производства продовольствия;
создание мощных финансово-промышленных объединений с крупным объединенным капиталом, обеспечивающим устойчивую работу предприятий в условиях глубоких экономических преобразований.
На преодоление спада производства, обеспечение поступательного развития отраслей и более полное удовлетворение потребностей района в промышленной и сельскохозяйственной продукции направлена разрабатываемая в настоящее время федеральная целевая программа "Сибирь".
Для обеспечения социально-экономического развития Восточно-Сибирского экономического района проводится активная согласованная региональная экономическая политика, учитывающая интересы федерального центра и субъектов Российской Федерации, предусматривающая ускорение реформы местного самоуправления, становление межбюджетных отношений, способствующих выравниванию уровня бюджетной обеспеченности регионов, их саморазвитию и самофинансированию.
В соответствии с утвержденной Программой Дальневосточный экономический район должен развиваться как особая социальная и экономико-географическая зона, требующая постоянного внимания федеральных органов и учета ее специфических особенностей при осуществлении мер общегосударственной политики.
Дальневосточный экономический район располагает крупными ресурсами. В его недрах находятся значительные запасы алмазов (98,8%), золота (29%), олова (95%), вольфрама (24%), сурьмы (85,5%), ртути (63%), древесины (28%). На Дальнем Востоке добывается свыше 60% рыбы и морепродуктов.
В среднесрочной перспективе развитие Дальневосточного экономического района будет осуществляться в 2 этапа.
На первом этапе (1997-1998 годы) будет продолжено осуществление комплекса неотложных мер по выводу экономики Дальнего Востока и Забайкалья из кризиса и улучшению социально-экономической ситуации.
В число этих мер входят обеспечение потребности региона в топливно-энергетических ресурсах, регулирование энергетических и транспортных тарифов, ликвидация последствий землетрясений на Курильских островах и на севере о. Сахалин, урегулирование проблем неплатежей, межбюджетных взаимоотношений.
На втором этапе (1998-2000 годы) предполагается завершить экономическую и социальную стабилизацию, снизить топливно-энергетический дефицит, создать условия для последующего роста экономического потенциала.
Основным направлением в нормализации положения в экономике региона являются меры по снижению энергетической и транспортной составляющей в себестоимости производимой продукции за счет развития собственного топливно-энергетического комплекса.
В целом по Дальневосточному региону обеспеченность собственными нефтепродуктами предполагается увеличить с 7-8% в 1995 году до 30-40% в 2000 году.
За счет реконструкции угледобывающих предприятий, строительства и расширения угольных разрезов, в первую очередь в Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской и Амурской областях, добыча угля возрастет к концу 2000 года в 1,5 раза.