Вовлечение в топливный баланс газа с шельфа о. Сахалин и месторождений Якутии повысит долю этого вида топлива с 8% в 1996 году до 20-25 процентов к концу 2000 года.
Ввод Бурейской ГЭС позволит сократить ежегодный завоз в регион 5-7 млн. тонн угля. Кроме того, стоимость 1 кВт. ч электроэнергии снизится в среднем не менее чем на 7-10 процентов.
В лесопромышленном комплексе выход из кризиса не связывается с форсированием роста объемов лесозаготовок. Главной задачей ставится повышение доли продукции глубокой переработки древесины, что позволит увеличить экспорт пиломатериалов и продукции целлюлозно-бумажной промышленности.
В рыбной отрасли предполагается увеличить улов рыбы и добычу морепродуктов к 2000 году до 3,2 млн. т, или на 15% по сравнению с 1995 годом. Инвестиционная деятельность будет осуществляться в основном за счет собственных средств, направленных на простое воспроизводство основных производственных фондов, поддержание их в эксплуатационном состоянии. Внебюджетные средства будут направляться на финансирование мероприятий по воспроизводству и охране рыбных ресурсов, поддержание отраслевой науки.
Привлечение в регион иностранного капитала является стратегической задачей для экономики Дальнего Востока. В 1996 году привлечено 259 млн. долларов США иностранных инвестиций. Объемы иностранных инвестиций в дальнейшем будут ежегодно увеличиваться и к 2000 году возрастут более чем в 4 раза.
Одним из главных факторов социально-экономического развития Дальнего Востока явится совершенствование транспортной инфраструктуры за счет повешения перерабатывающей способности портов и пропускной способности железных дорог, улучшения транспортного обслуживания центральных и арктических районов Якутии и Магаданской области, пополнения флота судами усиленного ледового класса, расширения и улучшения сети автодорог.
Наиболее капиталоемкими мероприятиями станут работы по достройке БАМа, строительству Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, выполнению мероприятий федеральных программ "Возрождение торгового флота России" и "Дороги России".
Решение проблем в сфере экономики Дальнего Востока предусматривает:
ускоренное создание финансово-промышленных групп и компаний на ключевых и базовых направлениях хозяйственной деятельности в районе;
многократное расширение предпринимательской деятельности, в первую очередь в производстве товаров и услуг, что будет способствовать увеличению объема производства и снизит уровень безработицы.
Однако в настоящее время Дальневосточный экономический район является дотационным, все субъекты получают помощь из фонда финансовой поддержки регионов. По величине средств, полученных из федерального бюджета в расчете на душу населения, Дальневосточный экономический район является лидером, однако следует иметь в виду, что затраты на производство промышленной продукции и прожиточный минимум на Севере не сопоставимы с аналогичными показателями в Центре России.
Спад производства, усиление межрегионального перемещения рабочей силы, рост безработицы, естественная убыль приводят к тому, что численность населения в Дальневосточном экономическом районе значительно уменьшается (с 7,6 млн. человек в 1995 году до 7,3 млн. человек в 2000 году).
Создавшаяся в регионе сложная демографическая обстановка требует принятия специальных мер по Дальнему Востоку. В социальной сфере в перспективе основными приоритетами будут финансирование затрат на образование, культуру и здравоохранение, компенсация предприятиям региона в форме субсидий расходов на выплаты по районным коэффициентам, надбавкам за стаж работы, северным льготам.
Большую роль в улучшении социально-экономического положения Дальневосточного региона играют постановления Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 1996 г. N 1138 "О дополнительных мерах государственной поддержки экономики Сахалинской области в 1996-2000 годах" предусматривается дальнейшее увеличение развития угледобывающих районов и реструктуризация предприятий угольной промышленности, поддержка лесопромышленного комплекса, реконструкция аэропортов, строительство и содержание автодорог.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. N 663 "О государственной поддержке социально-экономического развития Еврейской автономной области в 1996-2000 годах" определены меры по реконструкции объектов производственной и социальной инфраструктуры, развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, освоению минерально-сырьевых ресурсов.
С целью решения насущных задач принята Президентская федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья, которая определяет основные приоритеты развития данного региона в 1996-2005 годах. В рамках Программы предусмотрено также решение основных проблем, содержащихся в разработанных ранее федеральных целевых программах социально-экономического развития Курильских островов, Республики Бурятия и Республики Саха (Якутия).
В этот период основные усилия как федеральных органов исполнительной власти, так и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут направлены на формирование условий для вывода района из депрессивного состояния и создание надежной стартовой площадки для вхождения в полосу стабильного хозяйствования после 2000 года.
Калининградская область не располагает значительными запасами полезных ископаемых. Наибольший интерес представляют уникальные запасы янтаря (80% мировых запасов), каменной (поваренной) соли. Имеются месторождения нефти, бурого угля, торфа, строительных материалов. Область располагает крупным Калининградским морским торговым портом, а также транспортными магистралями, плотность которых здесь в несколько раз выше, чем в целом по России.
Основными направлениями структурной политики в Калининградской области являются:
стабилизация социально-экономической ситуации;
создание своей энергетической базы;
реконструкция рыбохозяйственного комплекса, создание современного рыболовецкого флота;
реконструкция предприятий целлюлозно-бумажной, легкой и пищевой промышленности;
создание экспортно-ориентированных производств;
развитие сферы производства и туризма.
Основу хозяйства области составляет промышленность - 55%, транспорт и связь - 20%, сельское хозяйство - 14%, строительство -11%. В структуре промышленности наибольший удельный вес имеют, прежде всего рыбная промышленность (35,6%), топливно-энергетический комплекс (20%), лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность (22%), машиностроение (10,5%).
Иностранные инвестиции по области в 1996 г. составили 17 млн. долларов США. Увеличение объема иностранных инвестиций к 2000 году ожидается в 2-2,5 раза.
В настоящее время финансовое положение области ухудшилось, она является дотационной.
Важнейшими факторами, определяющими экономическое развитие Калининградской области, являются ее геополитическое положение, сложность взаимоотношений со странами Балтии, повышенные транспортные и электроэнергетические тарифы.
Эти факторы создают дополнительные трудности в развитии региона. Поэтому решение экономических проблем области будет идти по пути преодоления негативного влияния ее изолированности от основной территории Российской Федерации, разработки комплекса мер по улучшению транспортных связей области и обеспечения устойчивого энергоснабжения. Необходимо принять меры по ускорению строительства таких важнейших для области объектов, как ТЭЦ-2 (г. Калининград), объединенные очистные сооружения гг. Калининград, Неман и Советск, газопроводы, предприятия стройиндустрии, развитию рыбохозяйственного комплекса и расширению Калининградского порта.
Предстоит обеспечить выполнение мероприятий по защите от разрушений берега Балтийского моря.
К числу факторов, которые в перспективе окажут положительное влияние на развитие экономики Калининградской области, можно отнести наметившееся улучшение отношений России со странами Балтии, расширение и укрепление деловых связей со странами Европы, максимальное использование преимуществ, которые область имеет в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об особой экономической зоне в Калининградской области".
В социальной сфере положение в Калининградской области за последнее время значительно ухудшилось. Доля населения, живущего ниже прожиточного минимума, составила 25%. Величина прожиточного минимума - 290-320 тыс. рублей. Уровень безработицы - 5,6 процента.
В перспективе в социальной сфере приоритетами должны быть:
поддержка наиболее социально не защищенных слоев населения;
осуществление мероприятий, призванных снизить уровень безработицы;
максимальное финансирование социальных программ.
Большое значение для разрешения проблем Калининградской области имело принятие Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 1995 г. N 495 "О социально-экономическом положении Калининградской области", постановления Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 531 "О неотложных мерах по стабилизации экономического развития Калининградской области", Федерального закона Российской Федерации "Об особой экономической зоне в Калининградской области".
Решение в полном объеме указанных проблем позволит переломить негативные тенденции, сложившиеся в последнее время в промышленности, улучшит социально-экономическое положение в Калининградской области.
Государственная политика в отношении социально-экономического развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее именуются - Север) на предстоящий период определяется значимостью северных регионов в обеспечении экономического развития страны, ее геополитических и стратегических интересов и необходимостью радикального решения имеющихся здесь острых проблем.
Недостаточная эффективность мер, принимавшихся до сих пор по выводу экономики Севера из кризиса, в значительной степени определялась отсутствием увязки этих мер с перспективами развития экономики страны в целом и становления общероссийского рынка, среднесрочными и долгосрочными тенденциями платежеспособного спроса на продукцию северных предприятий.
В рамках реализации Программы появляется реальная возможность осуществить такую увязку, конкретно определить, какие предприятия и производства являются перспективными, продукция которых будет пользоваться спросом.
Таким образом, можно будет на практике выдержать селективный (точечный) подход при определении необходимых мер государственной поддержки, а также обоснованно определить не только необходимый, но и реальный размер этой поддержки исходя из возможностей, которыми будет располагать государство.
Базируясь на потребностях перспективных предприятий, можно объективно подойти и к определению оптимальной численности населения на Севере, а следовательно, и масштабов государственной поддержки в решении социальных проблем северян.
Государственная политика в отношении социально-экономического развития Севера должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", основными положениями проекта Государственной сводной программы экономического и социального развития Севера России.
Экономическая политика по отношению к Северу должна преследовать в среднесрочный период достижение следующих целей:
поддержка через отраслевые программы экспортно-ориентированных отраслей ("Газ России", "Топливо и энергия" и др.);
создание режима благоприятствования иностранным инвесторам на основе закона о разделе продукции;
структурная перестройка хозяйства исходя из реальных транспортных и энергетических затрат (форсированное развитие собственной энергетики);