Это усугубляет одну из главных проблем в сфере социальной политики - проблему занятости населения на Северном Кавказе.
Северный Кавказ - единственный в стране район, в котором ожидается абсолютное увеличение трудовых ресурсов (почти на 16%) к 2000 году.
Рост численности экономически активного населения и переход безработицы из скрытой формы в явную обусловят повышение уровня безработицы с 3,5 до 5,2%. Максимальный уровень безработицы прогнозируется в Республике Дагестан - 7,5%, минимальный в Республике Адыгея - 0,8 процента.
В целях стабилизации социально-экономического положения и ликвидации отставания в развитии отдельных регионов Северного Кавказа Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации принят ряд документов.
Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1993 г. N 207 "О мерах по государственной поддержке экономического и социального развития Республики Адыгея" и постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 1995 г. N 81 "О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Адыгея в 1995-2000 годах" предусматривают продолжение проведения мероприятий по предотвращению отрицательного влияния Краснодарского водохранилища на прибрежную зону.
В целях становления вновь образованной Республики Ингушетия и оказания государственной поддержки ее развития приняты Указ Президента Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. N 280 и постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. N 740 "О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики". Их реализация за короткий срок позволила решить многие социальные задачи в Республике.
Учитывая социально-политическую и экономическую ситуацию в Республике Дагестан, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 12 октября 1995 г. N 1000 "О неотложных мерах по стабилизации социально-политической ситуации и экономического положения в южных приграничных районах Российской Федерации в пределах Республики Дагестан". Постановлением предусмотрено обустройство государственной границы Российской Федерации с Азербайджанской Республикой, а также намечены меры по улучшению экономического положения в регионе.
Более половины территории Дагестана занимают горные районы, уровень развития хозяйства и жизненные условия в которых значительно ниже, чем в других районах Республики. Решение данной проблемы нашло отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1062 "О мерах по выполнению постановлений Правительства Российской Федерации о государственной поддержке социально-экономического развития Республики Дагестан, в том числе ее горных районов, в 1996-2000 годах".
Федеральные программы по социально-экономическому развитию Республики Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Краснодарского края направлены на создание дополнительных рабочих мест, ускорение решения жилищного вопроса для беженцев и вынужденных переселенцев и стабилизацию социально-экономической и политической ситуации в Северо-Кавказском экономическом районе.
Ситуация, складывающаяся в Чеченской Республике и вокруг нее, а также тенденции ее развития обуславливают необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
сохранение территориальной целостности Российской Федерации путем закрепления Чеченской Республики в конституционно-правовом и экономическом пространстве России;
восстановление экономики и социальной сферы Республики, ее демилитаризация;
установление гражданского мира и согласия;
укрепление правопорядка и соблюдение законности на всей территории Республики;
защита общегосударственных интересов;
создание в рамках законодательства Российской Федерации правового режима, позволяющего осуществлять хозяйственную деятельность на основе разграничения полномочий между органами государственной власти Чеченской Республики и федеральными органами государственной власти.
В первую очередь будут решены социальные вопросы:
обеспечение выплат пенсий и заработной платы;
выплаты компенсаций лицам, пострадавшим в результате боевых действий.
Уральский экономический район занимает третье место после Западной Сибири и Поволжья по добыче нефти, объем производства бумаги предприятиями Урала составляет около 16% общего производства в Российской Федерации. Заметную роль в экономике района, а также страны играет добыча железной и медной руды, бокситов, газа, калийных солей, асбеста. Урал отличается огромным промышленным и научным потенциалом с высококвалифицированными кадрами. Ведущие позиции занимают машиностроение, электроэнергетика, лесная и деревообрабатывающая промышленность.
Вместе с тем большинство регионов Урала, за исключением Республики Башкортостан и Свердловской области, являются дотационными. Пермская область, не получавшая трансферты в 1996 году, по проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" включена в список регионов, нуждающихся в поддержке из фонда финансовой поддержки регионов.
Доля населения, имеющего душевые доходы ниже прожиточного минимума, не уменьшается. По экономическому району в среднем это - более трети населения, по территориям - от 20 до 48 процентов. По покупательной способности (из 19 продуктов, которые можно приобрести на среднюю зарплату) Республика Башкортостан, Пермская, Свердловская и Челябинская области находятся на среднероссийском уровне. Удмуртская Республика, Курганская и Оренбургская области по этому показателю занимают соответственно 39, 43 и 47 места, а Коми-Пермяцкий автономный округ - 83 место в России.
Безработица достигла размеров, угрожающих в социальном плане. Число безработных в процентах к численности экономически активного населения составляет по Уральскому экономическому району 4,6%, значительно выше этот показатель в Курганской области (5,7%) и Удмуртской Республике (7,5%).
Одной из важнейших причин падения объемов промышленного производства в последние годы является крайне низкий уровень технической оснащенности предприятий, угрожающий износ производственных фондов (60%). Намечаемые меры по стабилизации экономики района на первом этапе (1997-1998 годы) связаны с модернизацией металлургического, машиностроительного и химического комплексов, конверсией предприятий ВПК, с реализацией крупных инвестиционных проектов. К 2000 году в результате принятых мер Уральский экономический район сохранит позиции одного из основных производителей продукции черной и цветной металлургии, машиностроения.
Развитие металлургической промышленности будет происходить по пути перехода на энерго- и материалосберегающие технологии, выпуск продукции из высококачественных металлов и сплавов и полуфабрикатов. Федеральной программой "Техническое перевооружение и развитие металлургии России" намечено в 1997 году развитие мощностей по добыче медной руды в АО "Гайский ГОК" (Оренбургской область), ввод в 1998 году мощностей в Свердловской области на ПО "Севуралбокситруда" по добыче бокситов и в АО "Высокогорский ГОК" по добыче железной руды. На Нижнетагильском металлургическом комбинате после завершения реконструкции в 1998 году будет осуществлен переход на непрерывное литье заготовок, вывод из эксплуатации мартеновского производства и блюмингов.
Окончание строительства Новоалапаевского металлургического завода в 1999 году позволит освоить принципиально новое производство горячекатаного листа по новейшей технологии, дающей 40-50% экономии энергоресурсов и труда.
На территории Челябинской области в 1998 году предусматривается ввод мощностей по выпуску труб стальных в АО "Челябинский трубопрокатный завод" и стального проката в АО "Магнитогорский металлургический комбинат".
Освоение выпуска новых машин и оборудования (экскаваторов, грузовых автомобилей, железнодорожных вагонов, металлургического оборудования), отвечающих современным требованиям и качеству, позволит повысить объем их производства в 1998 году. Государственная поддержка АО "Пермские моторы" даст возможность на основании совершенствования технологии изготовления повысить качество и надежность авиационных двигателей, их моторесурс и тем самым обеспечить развитие самолетостроения.
В рамках федеральной целевой программы "Развитие и повышение качества пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте" в 1997-1998 годах намечен ввод мощностей по производству главных генераторов для тепловозов в АО "Привод" в г. Лысьва Пермской области.
Предполагается, что темпы роста объемов производства электрической энергии на территории Урала будут значительно выше среднероссийских, что дает основание считать Уральский экономический район основным производителем электроэнергии наряду с Центральным и Восточно-Сибирским районами. Это составит в процентном отношении к общему объему производства электроэнергии в Российской Федерации соответственно - 15,5%, 18% и 17%.
Предусматривается продолжение строительства Белоярской АЭС в Свердловской области (ввод турбины в 2001 году), Южно-Уральской АЭС в Челябинской области (ввод турбины в 2002 году).
Особое внимание предстоит уделить переработке техногенных отходов, которых на Урале накопилось до 100 млрд. тонн, содержащих десятки миллионов тонн черных металлов, сотни тысяч тонн меди, тысячи тонн серебра, сотни тонн золота и ценнейшие элементы редкоземельной группы.
Для решения многих проблем Урала большое значение имеет проведение конверсии предприятий оборонного комплекса в Свердловской области и Удмуртской Республике. В целях инвестиционной поддержки, ускорения переориентации производства предприятий оборонных отраслей указанных регионов и в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 9 апреля 1996 г. N 510 и от 12 мая 1996 г. N 692 им предоставлены крупные инвестиционные налоговые кредиты.
Легкая промышленность должна стать в районе быстро окупаемой и доходной отраслью. Здесь, как ни в какой другой отрасли, требуется проведение технического перевооружения для повышения качества продукции и конкурентоспособности.
Большое значение имеет окончание строительства Башкирского завода полиэфирного волокна. Ввод его в действие позволит осуществить структурную перестройку текстильной и швейной промышленности, решить сырьевые проблемы выпуска упаковочных материалов для пищевых продуктов.
Разрешению транспортных проблем будет способствовать реконструкция водных путей Камского бассейна с вводом в 1997-1998 годах отдельных объектов в Пермской области.
Большинство регионов Урала, кроме Республики Удмуртии и Курганской области, могут развиваться, в основном, на базе собственных экономических ресурсов. Регионы Урала имеют высокую инвестиционную привлекательность для отечественных и зарубежных инвесторов. В 1996 году объем иностранных инвестиций в целом по району составил около 270 млн. долларов США. К 2000 году ожидается их рост в 3-3,5 раза.
В целях стабилизации экономики регионов, входящих в Уральский экономический район, и улучшения условий жизни населения Правительством Российской Федерации намечены меры государственной поддержки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 1996 г. N 577 утверждена федеральная целевая программа "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года". В программу включены мероприятия по созданию безопасных условий проживания в зоне влияния ядерных объектов, по восстановлению и дальнейшему развитию агропромышленного комплекса, лесного хозяйства и другие мероприятия.
Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области и г. Нижний Тагил Свердловской области будет осуществляться в соответствии с федеральными программами, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. N 658 и от 6 мая 1995 г. N 452. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 436, предусматривающее участие в финансировании первоочередных мероприятий по оздоровлению окружающей среды и населения г. Каменск-Уральский Свердловской области.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. N 661 "О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Коми-Пермяцкого автономного округа до 2000 года" принято решение реализации региональной комплексной программы социально-экономического развития автономного округа.
В целях государственной поддержки социально-экономического развития Оренбургской области принято постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1996 г. N 1561, в котором предусматриваются меры по стабилизации и повышению добычи нефти и газового конденсата, развитию нефтеперерабатывающих производств, реконструкции предприятий металлургического и машиностроительного комплексов, созданию и воспроизводству основных фондов в агропромышленном комплексе области. Уделяется внимание также развитию социальной инфраструктуры.
Меры государственной поддержки будут иметь важнейшее значение для Урала в реализации его универсального потенциала как природно-ресурсного, так и научно-производственного, требующего модернизации применительно к современным условиям рынка. Выполнение намеченных мер позволит добиться к 2000 году устойчивой стабилизации и начала роста производства в большинстве отраслей промышленности регионов Урала.
Западно-Сибирский экономический район концентрирует основные ресурсы стратегических видов горючих ископаемых. На долю района приходится 70% добычи нефти и более 90% природного газа в общей добыче Российской Федерации, около 40% добычи угля. Нефтегазовый комплекс Западной Сибири и Кузбасс в значительной степени обуславливает энергетическую безопасность Российской Федерации. Обладая такими значительными минерально-сырьевыми ресурсами, как железная, марганцевая и хромовые руды, титано-циркониевые россыпи, свинец, цинк, золото и другие, а также лесными ресурсами, Западная Сибирь является одной из главных сырьевых баз страны.
Вместе с тем большинство территорий экономического района, за исключением Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, являются дотационными и не обеспечивают собственными доходами все необходимые затраты социальной и производственной сфер.
Экономический потенциал регионов Западной Сибири существенно влияет на уровень жизни. В регионах с экспортно-ориентированной экономикой (Тюменская и Томская области) более высокий уровень доходов населения, покупательная способность в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах более чем в 2 раза превышает среднероссийский показатель, в Томской и Кемеровской областях этот показатель также превышает среднероссийский уровень. Новосибирская и Омская области относятся к средним по социально-экономическому развитию регионам с высокой долей промышленного и конверсионного производства, с относительно невысоким уровнем доходов. В Алтайском крае и Республике Алтай, ориентированных на сельскохозяйственное производство, - более низкий уровень жизни. По покупательной способности населения эти регионы занимают соответственно 60 и 82 место в России.
Острой проблемой в районе является безработица, уровень которой составляет около 3% к экономически активному населению. В связи с увеличением численности переселенцев из Казахстана, республик Средней Азии нарастает социальная напряженность в обеспечении населения жильем.
В перспективе до 2000 года существенных изменений в специализации хозяйства района не произойдет. Изменения в отраслевой структуре будут определяться уровнем спроса на энергоносители и деловую древесину, конкурентоспособностью сырьевых отраслей на внешнем рынке и государственной политикой в сфере налогообложения сырьедобывающих предприятий. По прогнозу в Западно-Сибирском районе к 2000 году предполагаются дальнейшая стабилизация и относительный рост (на 1-2%) в нефтегазодобывающей отрасли и лесозаготовках. Возможности для роста добычи нефти имеются на северных площадях в объединениях "Пурнефтегаз", "Ноябрьскнефтегаз". В целом доля Западной Сибири в 2000 году в общем объеме добычи нефти в стране составит более 70 процентов. Рост объема добычи газа предполагается за счет ввода в эксплуатацию открытых месторождений Надым-Пур-Тазовского района, а также организации на Ямале новой газодобывающей базы экспортного назначения. Прирост добычи угля в 2000 году по сравнению с 1995 годом в Западной Сибири намечается на 8-10 процентов. В Кемеровской области предполагается наряду с техническим перевооружением действующих шахт и разрезов продолжить ранее начатое освоение перспективного Ерунаковского месторождения, увеличить добычу коксующегося угля.
Получит дальнейшее развитие партнерство между предприятиями оборонной промышленности и машиностроения, с одной стороны, и предприятиями нефтяной и газовой промышленности, с другой стороны, в целях обеспечения отраслей ТЭК современным высокоэффективным оборудованием, в том числе импортозамещающим. Необходимость развития на базе научно-технического потенциала оборонного комплекса новых технологий для повышения добычи нефти и газа, ремонта и восстановления скважин вызвана тем, что более половины оборудования имеет износ свыше 50%, а недостаток оборудования для ремонта скважин привел к увеличению бездействующего фонда скважин до 25-30 процентов.
Особое внимание будет уделено внедрению новых технологий по глубокой переработке топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. Увеличение объемов нефтепереработки произойдет за счет модернизации действующих предприятий, а также сооружения модульных заводов в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.