обеспечение устойчивого энергоснабжения путем реконструкции существующих электростанций и создания новых мощностей без использования дорогостоящего органического топлива;
создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе для привлечения иностранных инвестиций;
реализация федеральных и региональных целевых программ, направленных на стабилизацию и развитие агропромышленного производства и улучшение социально-экономических условий жизни на селе.
В районе в перспективе сохранится существующая структура производства со значительным удельным весом отраслей машиностроения и химической промышленности. Продолжится конверсия военно-промышленного комплекса в рамках Государственной программы конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы, позволяющей в перспективе провести реструктуризацию военно-промышленных предприятий района, а также развитие высокотехнологичных производств, нацеленных на выпуск эффективной и конкурентоспособной продукции.
Сложной проблемой, требующей решения, является наличие в районе крупнейших предприятий-монополистов, которые испытывают трудности со сбытом продукции. Это крупнейший в Европе комплекс светотехнических предприятий в Республике Мордовия, химический комбинат и тракторный комплекс в Чувашской Республике, АО "ГАЗ" в Нижегородской области.
Для обеспечения экономического роста необходимо принять кардинальные решения по реформе предприятий, предоставлению им необходимых инвестиционных ресурсов для формирования более рациональной структуры производимой продукции, соответствующей требованиям рынка.
Для реализации этих программ большое значение имеет привлечение иностранных инвестиций, которые в 1996 году в целом по району составили 250 млн. долларов США, в том числе почти 50% вложено в Нижегородскую область. Привлечение иностранных инвестиций для АО "Волга" (г. Балахна) позволило увеличить производство бумаги и решить проблему занятости населения. Опыт работы администрации Нижегородской области по привлечению иностранных инвестиций в экономику области показывает, что это может дать значительный экономический эффект.
К 2000 году ожидается увеличение иностранных инвестиций в 1,5-2 раза. Планируется привлечение крупных инвестиций в нижегородские предприятия АО "ГАЗ", "Связьинформ", предприятия г. Дзержинска.
В топливно-энергетическом комплексе продолжится работа по обеспечению устойчивого энергообеспечения, намечается реконструкция ряда станций и ввод новых мощностей, в том числе на Йошкар-Олинской ТЭЦ-2, мощность которой после ввода двух блоков составит 300 МВт, Саранской ТЭЦ-2 в Республике Мордовия и ряда других объектов.
В связи со сложностями в обеспечении энергетики топливными ресурсами больше внимания будет уделяться местным ресурсам. Так, в Республике Марий Эл расширяются и строятся новые торфопредприятия.
Важнейшей задачей является устранение негативных последствий в результате затопления Чебоксарской ГЭС, обеспечение инженерной защиты, включая работы по берегоукреплению города Козьмодемьянска и других населенных пунктов.
Развитие агропромышленного комплекса будет направлено на стабилизацию сельскохозяйственного производства в целях обеспечения продовольствием населения района.
По уровню доходов на душу населения район значительно отстает от других промышленных регионов страны. Уровень безработицы колеблется от 2,5% в Нижегородской области до 6-7% в Республике Мордовия и Чувашской Республике.
Следует отметить, что почти все регионы, за исключением Нижегородской области, являются дотационными и получают помощь из федерального фонда поддержки регионов. Намечаемые мероприятия по социально-экономическому развитию района позволят значительно расширить налогооблагаемую базу, увеличить собственные доходные источники.
Большое значение для социально-экономического развития Волго-Вятского района имело постановление Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Марий Эл" от 27 октября 1995 года N 1036. В прогнозируемый период предстоит реализовать Федеральную программу экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996-2000 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. и всесторонне охватывающую проблемы развития экономики Республики. Конечным результатом выполнения этой федеральной программы должна стать стабилизация и структурная перестройка народнохозяйственного комплекса Республики в соответствии с запросами российского рынка, преодоление безработицы и выравнивание жизненного уровня населения.
Правительством Чувашской Республики подготовлен проект федеральной целевой программы развития экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики на 1997-1998 годы.
Центрально-Черноземный экономический район обладает благоприятными предпосылками экономического развития. Минеральные ресурсы района представлены уникальными запасами железных руд Курской магнитной аномалии, месторождениями огнеупорных глин, металлургических доломитов, медно-никелевых руд, бокситов, отдельными видами минерально-строительного сырья. Запасы железной руды КМА оцениваются в 43,4 млрд. тонн. Основные запасы железной руды Центрально-Черноземного района расположены на территориях двух областей - Белгородской и Курской.
В Центрально-Черноземном районе сосредоточен мощный промышленный потенциал (черная металлургия, машиностроение, пищевая промышленность) и развитый агропромышленный комплекс. Важными факторами развития района являются наличие массивов плодородных черноземных земель в сочетании с благоприятными агроклиматическими условиями, удобное расположение по отношению к топливно-энергетическим базам Поволжья, Северного Кавказа и Украины, так как Центрально-Черноземный район испытывает дефицит в топливно-энергетических ресурсах и практически использует лишь привозное сырье.
Район производит более 40% железной руды, 15% чугуна, 10% стали, готового проката черных металлов, кузнечно-прессовых машин, химического оборудования, цемента, более 40% сахарного песка.
Стабилизация социально-экономической ситуации в регионе предполагает реализацию следующих мероприятий:
продолжение конверсии и реструктуризации отраслей оборонного комплекса и машиностроения;
стабилизацию развития горнодобывающего и металлургических комплексов и предприятий химической промышленности;
обеспечение устойчивого развития энергоснабжения района за счет дальнейшего развития атомной энергетики;
всемерное укрепление агропромышленного комплекса;
обеспечение экологической безопасности населения района;
реализация мер по улучшению условий жизни населения, обеспечению социальных гарантий и льгот.
В настоящее время в Центрально-Черноземном районе Российской Федерации все регионы, за исключением Липецкой области, дотационны и получают помощь из фонда финансовой поддержки регионов. Кроме того, Белгородская и Тамбовская области в 1997 году будут получать государственную поддержку как нуждающиеся в дополнительной помощи.
В 1996 году объем иностранных инвестиций в Центрально-Черноземном экономическом районе составил 50 млн. долларов США.
Ожидается рост объема иностранных инвестиций к 2000 году в 1,8-2 раза. Наиболее привлекательными для отечественных и зарубежных инвесторов являются Белгородская и Воронежская области. Высокодоходными могут оказаться проекты по развитию железорудной промышленности, сахарной отрасли, предприятий по переработке зерна.
Развитие Центрально-Черноземного экономического района в среднесрочной перспективе связано с решением задач по рациональному использованию значительных трудовых ресурсов, мощного промышленного потенциала и повышения производительности труда в агропромышленном комплексе.
Большое значение для района будет иметь обеспечение энергетической стабильности на основе укрепления его топливно-энергетической базы. Ввод в эксплуатацию в 1998-1999 годах энергоблока N 5 и техническое перевооружение блоков N 1 и N 2 на Курской АЭС и реконструкция Нововоронежской АЭС позволят обеспечить устойчивое энергоснабжение Центрально-Черноземного экономического района.
Будет продолжена работа по выполнению мероприятий, предусмотренных Программой развития газификации Центрально-Черноземного экономического района Российской Федерации в 1996-2000 годах и направленных в первую очередь на решение социальных задач в сельской местности.
В прогнозном периоде решающее значение приобретает реструктуризация металлургического комплекса. Основными точками роста в районе в среднесрочной перспективе должны стать предприятия металлургии (Новолипецкий и Оскольский металлургические, Лебединский и Михайловский железорудные комбинаты).
В агропромышленном комплексе главной задачей будет вывод отрасли из кризисного состояния и обеспечение устойчивого развития растениеводства (зерна, сахарной свеклы, подсолнечника), переработки сельхозпродукции (сахара, растительного масла, муки), выпуска сельскохозяйственного оборудования.
Экономический эффект на предприятиях агропромышленного комплекса района может быть получен за счет более низкого уровня прямых издержек на производство продукции растениеводства и животноводства по сравнению со среднероссийскими показателями. Для решения этих задач необходимо проведение агромелиоративных мероприятий по повышению плодородия почв, улучшению семеноводства сельскохозяйственных культур и разведению племенного скота.
Переходу к экономическому росту будет способствовать реформирование аграрных предприятий, решение проблемы создания единого рынка продовольствия в рамках регионов Центральной России, включая Московский регион, и развития на этой основе отраслей переработки сельскохозяйственного сырья. Район участвует в реализации федеральной целевой программы "Увеличение производства сахара в Российской Федерации". В экономическом районе сосредоточено около 50% мощностей сахарных заводов России. Реконструкция существующих и строительство новых сахарных заводов послужит основой для создания крупных коммерческих сахарных компаний.
К 2000 году в Белгородской, Липецкой и Тамбовской областях предполагается проведение модернизации аграрного сектора. Следствием этого станет вытеснение большей части импортного продовольствия с рынков Московского столичного региона, промышленных центров индустриальной зоны и мобилизация на этой основе инвестиций для развития отраслей обрабатывающей промышленности, транспорта.
Будет продолжена работа по конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, которая проводится в рамках Государственной программы конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы. Для эффективного использования производственных мощностей и научно-технического потенциала оборонных предприятий района необходимо принятие мер по приоритетному развитию наукоемких и конкурентоспособных производств авиастроительного, радиоэлектронного и приборостроительного комплексов в Воронежской, Тамбовской и Курской областях.
Важное значение будут иметь меры по повышению конкурентоспособности товаров народного потребления, легкой и пищевой промышленности.
Реализация всех этих мероприятий позволит расширить налогооблагаемую базу, следствием чего будет увеличение и укрепление собственной доходной базы бюджетов регионов. Это позволит существенно улучшить ситуацию в социальной сфере.
В настоящее время величина прожиточного минимума на душу населения составляет от 201,2 тыс. рублей (Тамбовская область) до 246,2 тыс. рублей (Липецкая область), что ниже среднего уровня по Российской Федерации. Уровень зарегистрированной безработицы составил по Центрально-Черноземному экономическому району 2,2%. Наибольший процент безработных зарегистрирован в Тамбовской области - 6 процентов.
Приоритетными направлениями в социальной сфере будут поддержка наиболее социально незащищенных слоев населения, финансирование в полном объеме затрат на образование, культуру, здравоохранение в соответствии с минимальными стандартами.
Большое значение для развития Центрально-Черноземного экономического района имеют принятые в 1996 году указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, определяющие развитие регионов и отдельных предприятий района (например, Указ Президента Российской Федерации N 490 от 27 июня 1996 г. "О мерах по развитию горно-металлургического комплекса Белгородской области на 1996-2000 годы").
Ожидается, что реализация намеченных на перспективу мероприятий должна привести к стабилизации социального и экономического положения Центрально-Черноземного района.
Поволжский экономический район является крупным промышленным и сельскохозяйственным районом России. На его территории имеются значительные запасы полезных ископаемых - нефти, газа, горючих сланцев, битума, поваренной соли, бишофита, а также разнообразного минерального сырья для строительства.
Разведанные запасы нефти на территории района составляют 6,5% общих запасов по России, причем основная их доля приходится на Республику Татарстан. Астраханское газоконденсатное месторождение является вторым по запасам газа в России.
Поволжский экономический район обладает хорошо развитой промышленностью, ведущими отраслями которой являются машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность.
Машиностроительный комплекс - основная отрасль промышленности района - имеет ведущее значение как в структуре экономики района, так и в промышленности всей России. В структуре машиностроения региона большой удельный вес занимают наукоемкие отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс (приборостроение, электроника, радиотехника, авиакосмическая техника и другие). Государственное значение имеют автомобиле-, судо-, тракторо- и станкостроение, химическое и нефтяное машиностроение, производство подшипников.
Поволжье по уровню развития химической и нефтехимической промышленности занимает первое место в России, в том числе по выпуску синтетических смол и пластмасс, труб из термопластов, синтетических моющих средств, а также является одним из крупнейших производителей поливинилхлорида, химических волокон, хлора, этилена, фенола, нефтяного бензина и толуола, является ведущим производителем кино- и фотопленки в России.
Важную роль в экономике России продолжает играть топливно-энергетический комплекс района. По производству электроэнергии избыточными являются энергосистемы Саратовской области и Республики Татарстан.