Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 72

Республика Карелия - 18,2 млн. долл. США;
Республика Коми - 393,3 млн. долл. США;
Мурманская область - 6 млн. долл. США;
Архангельская область - 40 млн. долл. США;
Вологодская область - 1,5 млн. долл. США.
Ожидается увеличение объема иностранных инвестиций к 2000 году в 2-2,5 раза.
В настоящее время Северный экономический район является дотационным. Даже Мурманская область, не получившая трансферты в 1996 году, по проекту Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" включена в список регионов, нуждающихся в поддержке из фонда финансовой поддержки регионов.
В перспективе район сохранит значение крупнейшего в европейской части России поставщика топливно-энергетического и минерального сырья, продукции металлургической, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, отдельных видов продукции машиностроения. Дальнейшее развитие получат добыча и переработка рыбы и морепродуктов.
В добывающих отраслях будут реализовываться проекты, обеспечивающие вовлечение в эксплуатацию нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорской провинции, а также месторождений нефти и газа на шельфе Западной Арктики.
Федеральной целевой программой реструктуризации предусмотрена ликвидация неперспективных угледобывающих предприятий и низкорентабельных вспомогательных производств Печорского угольного бассейна. Предусмотрена реконструкция и техническое перевооружение 13 перспективных угледобывающих предприятий, в результате чего численность работающих на них к 2000 году сократится на 3460 человек.
Намечается начать освоение месторождений алмазов в Архангельской области. Лесопромышленный комплекс будет развиваться на основе более глубокой переработки древесины и освоении выпуска новых видов продукции. В Архангельской и Мурманской областях продолжатся работы по конверсии оборонных отраслей промышленности. В Мурманской области предстоит решить вопросы по обеспечению живучести, непотопляемости, ядерной безопасности и утилизации атомных подводных лодок, а также создания безопасных технологий для выгрузки, транспортировки и перевалки отработанного ядерного топлива атомных подводных лодок, переработки твердых и жидких радиоактивных отходов и подготовки к длительному хранению реакторных отсеков подводных лодок.
Будет совершенствоваться транспортная инфраструктура района за счет строительства новых железнодорожных линий Ледмозеро - Кочкома, Карпогоры - Вендинга и Сыктывкар - Черная, что значительно улучшит связь района со странами Скандинавского полуострова и регионами Урала и позволит значительно сократить затраты на перевозку грузов к портам Северного бассейна. Предстоит провести реконструкцию морских портов в Архангельской и Мурманской областях и усилить автомобильные и железнодорожные подходы к этим портам.
Большое значение для района будет иметь развитие его топливно-энергетической базы. Предусматривается строительство Кольской АЭС-2 и ряда ТЭЦ. Продолжится сооружение газопровода Нюксеница - Архангельск и начнется строительство газопровода Обозерский - Мурманск, что значительно улучшит энергетический баланс Северного экономического района.
Доходы от экспорта продукции будут обеспечиваться железорудными и апатитовыми предприятиями и предприятиями цветной металлургии Мурманской области, металлургическим комбинатом "Северсталь", деревообрабатывающим комплексом Архангельской области, Республики Коми и Республики Карелия, нефтегазодобывающими предприятиями Республики Коми и Ненецкого автономного округа.
Реализация всех этих мероприятий позволит расширить налогооблагаемую базу, что приведет к увеличению и укреплению собственной доходной базы бюджетов регионов. Это в свою очередь приведет к существенному улучшению положения в социальной сфере.
В настоящее время доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 19,2% общего числа населения Северного экономического района. Величина прожиточного минимума составляет 340-440 тыс. рублей.
Уровень зарегистрированной безработицы составляет 4,5-7,6% по различным территориям.
В перспективе в социальной сфере основными приоритетами будут: поддержка наиболее социально не защищенных слоев населения; финансирование в полном объеме затрат на образование, культуру и здравоохранение в соответствии с минимальными социальными стандартами.
Большое значение для развития района имели постановления Правительства Российской Федерации по государственной поддержке ряда территорий Северного экономического района.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 90 "О мерах по улучшению использования производственного и природного потенциала Республики Коми" предусматривается дальнейшее развитие добычи нефти и газа на территории Республики Коми. Этим же постановлением намечается освоение месторождений бокситов Среднего Тимана и строительство Ярегского горно-химического комбината. Предусмотрены меры по стабилизации работы лесопромышленного комплекса и развитию транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 1996 г. N 642 "О государственной поддержке хозяйственного комплекса Архангельской области в 1997-2000 годах" предусматриваются поддержка рыбопромышленного комплекса и судостроительных предприятий Архангельской области и развитие топливно-энергетического комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1996 г. N 1383 "О мерах по стабилизации социально-экономического положения Мурманской области" предусмотрены меры по поддержке горнопромышленного и топливно-энергетического комплекса Мурманской области.
Решение указанных проблем позволит стабилизировать социальную и экономическую ситуацию в районе.
Северо-Западный экономический район не располагает значительными запасами полезных ископаемых. Промышленное значение имеют только запасы фосфоритов, бокситов, торфа, горючих сланцев. Имеются большие запасы водных и лесных ресурсов. Особенностью Северо-Западного экономического района является его исключительное геополитическое положение, так как по его территории проходят важнейшие коммуникации, связывающие центральную часть России с портами Балтийского моря, а также с Финляндией и странами Балтии.
Важнейшими направлениями структурной политики для Северо-Западного экономического района являются:
развитие инфраструктуры транспорта и связи, строительство новых и реконструкция уже имеющихся портов;
конверсия оборонной промышленности;
структурная перестройка лесоперерабатывающего комплекса за счет увеличения доли изделий высокой готовности и создания экспортно-ориентированных предприятий;
реконструкция мощностей нефтеперерабатывающей промышленности и электроэнергетики;
поддержка экспортно-ориентированных производств: алюминиевого - на Волховском заводе, нефтеперерабатывающего - в г. Кириши, производства азотных и фосфорных удобрений - в г. Новгороде и в Ленинградской области;
решение социально-экономических проблем, и в первую очередь вопросов занятости и миграции населения;
развитие сферы обслуживания и туризма.
В настоящее время Северо-Западный экономический район является одним из индустриально развитых районов Российской Федерации и выполняет важную роль в формировании рынка как крупнейший поставщик разнообразной промышленной продукции, прежде всего продукции машиностроения, особенно наукоемкого и точного.
На долю района приходится около 80% производимых в России гидравлических турбин, более 50% генераторов к турбинам, 18% дизелей, значительная часть судов, тяжелых и уникальных станков, изделий радиоэлектроники, приборов, средств автоматизации, пятая часть всех фосфатных удобрений и товаров бытовой химии, 12% серной кислоты, 11% бумаги.
Иностранные инвестиции в 1996 году составили около 600 млн. долларов США. Инвестиционная привлекательность района оценивается на перспективу: для г. Санкт-Петербурга как очень высокая, для Ленинградской и Новгородской областей как высокая и для Псковской области как средняя.
К 2000 году ожидается увеличение иностранных инвестиций в 2-2,5 раза.
В настоящее время финансовое положение района значительно ухудшилось, весь район является дотационным. С 1997 года г. Санкт-Петербург, раньше являвшийся донором федерального бюджета, вошел в число субъектов Российской Федерации, нуждающихся в дополнительной помощи из фонда финансовой поддержки регионов.
В перспективе развитие Северо-Западного экономического района будет определяться прежде всего преобразованиями в промышленном комплексе. Для обеспечения структурных сдвигов в экономике района предстоит осуществить масштабную конверсию предприятий оборонного комплекса, и прежде всего в Новгородской и Псковской областях. Положительным примером осуществления конверсионных мероприятий в г. Санкт-Петербурге является техническое перевооружение судостроительных верфей под строительство гражданских судов.
Предстоит провести реконструкцию предприятий нефтепереработки, электроэнергетики, развитие сферы обслуживания и туризма, рыночной инфраструктуры.
Одной из первоочередных задач развития промышленности будет наращивание производства высококачественных товаров народного потребления, оборудования для их производства. Ускоренное развитие получат также отрасли машиностроения, ориентирующиеся на производство наукоемкой высокотехнологичной продукции, оборудования и техники для энергетического, строительного, транспортного и агропромышленного комплексов.
Особенностью экономической ситуации в Северо-Западном экономическом районе является наличие здесь крупных энергоемких производств и почти полное отсутствие собственных топливных ресурсов. Поэтому большое значение для района будут иметь работы по развитию его топливно-энергетической базы.
В целях повышения надежности энергоснабжения и обеспечения экологической безопасности района необходимо продолжить осуществление мероприятий по реконструкции Ленинградской АЭС. Продолжатся работы по строительству Псковской ГРЭС и линий электропередачи, что позволит снять энергетическую зависимость Псковской области от Эстонии.
С целью улучшения коммунально-бытовых условий жителей в районе предполагается строительство газопроводов-отводов в Новгородской и Псковской областях. Кроме того, в Псковской области необходимо провести реконструкцию и строительство торфобрикетных заводов, что позволит удовлетворить потребности населения в топливе.
В связи с изменившимся геополитическим положением района ускоренными темпами будет совершенствоваться транспортная инфраструктура. Предусмотрено строительство новых скоростных авто и железнодорожных магистралей, новых портов и нефтеналивных терминалов. Предстоит осуществить работы по улучшению транспортных подходов к уже имеющимся и строящимся портам. Особую важность приобретут работы по созданию современного торгового флота, расширению и реконструкции торгового порта г. Санкт-Петербурга. На решение этих задач направлены Президентская программа "Российские верфи" и программа "Возрождение торгового флота России". Важное значение для развития транспортной системы г. Санкт-Петербурга имеет ввод в эксплуатацию новых линий метро и проведение восстановительных работ на аварийном участке Кировско-Выборгской линии.
Необходимо принять меры по завершению работ на строительстве сооружений для защиты г. Санкт-Петербурга от наводнений.
Требуют решения проблемы, связанные с развитием г. Санкт-Петербурга как исторического, культурного и научно-промышленного центра России. Продолжится работа по осуществлению программы "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга", для реализации которой предусмотрено участие иностранных инвесторов.
Увеличится объем реставрационных работ на памятниках архитектуры федерального значения в Новгородской и Псковской областях.
В Ленинградской и Псковской областях продолжатся работы по обустройству государственной границы Российской Федерации, будет развиваться инфраструктура приграничных территорий, строиться жилье для военнослужащих и их семей. В целях снятия экономической зависимости Ивангорода (Ленинградская область) от Эстонии необходимо создать автономную коммунально-бытовую инфраструктуру.
Острой проблемой для всего района является принятие и размещение на своей территории беженцев и вынужденных переселенцев из стран Балтики и СНГ, что обостряет и без того сложную социальную ситуации в районе.
В настоящее время доля населения с доходом ниже прожиточного минимума составляет 24% общего числа населения Северо-Западного экономического района. Величина прожиточного минимума составляет 290-350 тыс. рублей.