повышение роли целевого использования амортизационных отчислений как важнейшего источника инвестиций;
расширение масштабов конкурсного размещения централизованных инвестиций на возвратной основе;
последовательное снижение процентной ставки по банковским кредитам;
обеспечение гарантированного и непрерывного финансирования, имущественной ответственности всех участников инвестиционной деятельности, введение системы банковских гарантий и страхования рисков;
обеспечение государственной поддержки индивидуального жилищного строительства и привлечение сбережений населения на инвестиционные цели;
развитие системы гарантий и правового обеспечения активной деятельности частных инвесторов, в том числе иностранных;
создание условий для сокращения незавершенного строительства, включая повышенное налогообложение его сверхнормативных объемов, приоритетность реконструкции и технического перевооружения, реализация проектов, предусматривающих при создании новых мощностей по производству продукции или оказанию услуг использование существующих зданий, сооружений и производственных площадей;
расширение межотраслевой интеграции, создание финансово-промышленных и финансово-строительных групп, лизинговых, холдинговых компаний, акционерных объединений и ассоциаций, дальнейшее развитие малого бизнеса.
На отраслевом уровне повышение эффективности работы отрасли будет осуществлено на основе создания экономических, организационных и научных предпосылок для повышения качества, производительности труда, сокращения сроков строительства, снижения материалоемкости и удельной стоимости строительства.
В сфере научно-технической политики особое внимание будет обращено на повышение эффективного использования научно-технического потенциала и исследований в интересах строительного комплекса, обеспечение ресурсо- и энергосбережения в капитальном строительстве, определяющих принципиально новый социальный и технологический уровень строительства.
Надлежит развить и усовершенствовать государственную систему нормативных документов и стандартов в сфере строительства с целью обеспечения их соответствия новым условиям хозяйствования международным стандартам и нормам, сохранения единства нормативной базы строительства.
Основное содержание реформирования проектного дела будет направлено на перевод от типового к целевому вариантному проектированию на конкурсной основе.
Реформирование организационно-правовых отношений в отрасли акцентируется на лицензировании деятельности строительных фирм, формировании конкурентной среды, развитии подрядных торгов и сертификации строительной продукции с целью резкого повышения качества строительных и монтажных работ и выхода отечественных строительных фирм на конкурентный мировой уровень, на активизацию работы архитектурно-строительного надзора, маркетинговых и инжиниринговых служб.
Главными задачами по более широкому развитию практики подрядных торгов и совершенствованию договорных отношений являются:
оказание практической помощи субъектам Российской Федерации в развитии сети инжиниринговых служб по проведению подрядных торгов;
организация системы информационного обеспечения подрядных торгов, обобщение и распространение опыта проведения тендеров;
подготовка и повышение квалификации кадров для работы в рыночных условиях.
В сфере ценообразования намечается создание действенного экономического механизма, обеспечивающего минимизацию стоимости конечной продукции строительства и повышение ее потребительско-эксплуатационных качеств.
В области совершенствования механизации строительства намечается разработать и реализовать федеральную программу развития отрасли строительного и дорожного машиностроения, развивать региональную сеть фирменного обслуживания и сервиса строительной техники, а также определить приоритеты развития строительного машиностроения, имея в виду, что к 2000 году ведущие предприятия этой отрасли должны выпускать технику, отвечающую требованиям международных стандартов и технологий.
Для существенного повышения производительности и качества труда, темпов роста объемов строительно-монтажных работ предусматривается оснащение строительных рабочих эффективным техническим и технологическим инструментом и средствами малой механизации.
В сфере организации производства и управления будет осуществлен последовательный переход от управления отдельными объектами к управлению инвестиционными проектами и программами. Намечается осуществление мер по повышению мобильности и организационно-технического уровня строительного производства, сокращению продолжительности срока строительства объектов, обеспечению конкурентоспособности российских строительных организаций как на отечественном, так и на зарубежном рынке подрядных работ.
5. Динамика реструктуризации
Общий объем строительного производства с учетом определенных целей и прогнозируемых условий намечается довести к 2000 году до 255 трлн. рублей, или увеличить в 1,3 раза по сравнению с 1995 годом.
Объемы подрядных работ в процессе реструктуризации строительного комплекса составят:
(трлн. рублей, в ценах 1995 года)
┌────────────────┬───────────────────┬─────────────────┬────────────────┐
│ 1997 год │ 1998 год │ 1999 год │ 2000 год │
├────────────────┼───────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│ 200 │ 210 │ 225 │ 255 │
└────────────────┴───────────────────┴─────────────────┴────────────────┘
Поступательное развитие строительного комплекса в значительной степени определяется динамикой роста инвестиций в социальную сферу, отрасли промышленности, агропромышленный комплекс, связь и транспорт.
6. Институциональные преобразования в строительстве
Существующий потенциал строительного комплекса позволяет решать задачи по выполнению федеральных, отраслевых и региональных программ.
Реализация новых крупных государственных и коммерческих инвестиционных проектов в существующих условиях разукрупнения строительных и монтажных организаций потребует создания в структуре строительного комплекса инжиниринговых фирм, способных организовать работу значительного количества контрагентов и обеспечить освоение крупных объемов инвестиций.
В целях повышения эффективности строительства и снижения его стоимости дальнейшее развитие получит производство комплектов изделий для малоэтажного жилищного строительства, новых высокоэффективных видов теплоизоляционных материалов, мелких блоков из ячеистого бетона, керамического и грунтоцементного кирпича с использованием местных сырьевых ресурсов и других материалов и изделий на предприятиях материально-технический базы строительного комплекса.
Приложение N 2
к программе Правительства
Российской Федерации
"Структурная перестройка и
экономический рост в
1997-2000 годах"
Основные направления развития регионов Российской Федерации до 2000 года
Северный экономический район является крупной топливно-энергетической и минерально-сырьевой базой, здесь сосредоточено около 40% важнейших топливных ресурсов европейской части страны. Общие перспективные нефтегазоносные площади составляют около 600 тыс. кв. км, а геологические запасы угля - 214 млрд. тонн. Велики запасы апатитовых руд (свыше 10 млрд. тонн), руд черных и цветных металлов, алмазов. В районе сосредоточено около 40% лесных и 38% водных ресурсов европейской части России, значительные рыбные ресурсы Баренцева и Белого морей.
Первоочередными целями структурной политики в Северном экономическом районе являются:
стабилизация социально-экономической ситуации;
создание предпосылок для устойчивого развития экономики.
Стабилизация социально-экономической ситуации в регионе предполагает:
создание условий для формирования многосекторной экономики, основанной на оптимальном сочетании государственного регулирования рыночных механизмов функционирования хозяйства;
развитие базовых отраслей специализации;
сокращение социальных издержек за счет упорядочения процессов миграции, решение демографических проблем, создание системы социальной поддержки гарантий и льгот, устойчивого продовольственного, материально-технического и финансового обеспечения как населения, так и самих воспроизводственных процессов;
сокращение ущерба, наносимого природной среде на Севере, и стабилизацию экологической ситуации;
введение особого режима природопользования.
Концентрация в Северном регионе ценнейших природных ресурсов определяет специфику народнохозяйственного комплекса, основанного на развитии топливно-энергетического (электроэнергетика - 5,3%, нефтедобывающая - 3,0%, газовая - 3,1%, угольная - 10,8% общего объема по Российской Федерации), горнодобывающего, лесохимического (28,1%) и рыбоперерабатывающего комплексов. Сырьевые ресурсы Северного района в значительной мере обеспечивают рыночные потребности большинства европейских районов России и зарубежных стран в топливе, лесо-, и металлопродукции, фосфорных удобрениях, строительных материалах.
Иностранные инвестиции в 1996 году по регионам Северного экономического района составили: