Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 69

привлечение инвестиций, необходимых для производственного, технологического и социального развития транспортных предприятий.
Реализация этих мероприятий позволит обеспечить прогнозируемые до 2000 года объемы перевозок грузов и пассажиров (таблица 1 и 2).

5. Динамика реструктуризации отрасли до 2000 года

В 1997 году предприятия железнодорожного транспорта сохраняются в федеральной собственности.
В 1997 году предусматривается завершение создания Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте. Будут разработаны технико-экономическое обоснование и программа поэтапного совершенствования структуры управления железнодорожным транспортом.
В 1997 году в составе железных дорог намечено создание пассажирских компаний по перевозкам пассажиров поездами дальнего следования с самостоятельным балансом и государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета с последующим решением вопроса о целесообразности создания единой государственной пассажирской компании. Предусматривается создание компаний по перевозкам пассажиров в местном и пригородном сообщении с самостоятельными балансами, дотируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Будет совершенствоваться система платежей за грузовые перевозки на железнодорожном транспорте.
Продолжится передача органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления объектов социальной сферы из системы железнодорожного транспорта или их приватизация, а также работа, направленная на сокращение убыточности незагруженных железнодорожных линий и участков.
В 1998-1999 годах будет осуществлен переход на контрактные взаимоотношения железных дорог с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями.
С 1998 года вводится в практику система регулярного независимого аудита предприятий железнодорожного транспорта.
На воздушном транспорте будет продолжено совершенствование системы организации воздушного движения на основе реализации федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации", использования новейших технологий и технических средств, включая спутниковые системы связи, навигации и наблюдения, а также реструктурирование авиапредприятий с целью повышения их конкурентоспособности и эффективности работы. Одновременно будет произведено реструктурирование аэропортов с выделением из их состава администраций, обеспечивающих управление государственной собственностью (взлетно-посадочные полосы, системы взлета и посадки воздушных судов).
На автомобильном транспорте предусматривается изменение структуры автомобильного парка с увеличением доли автомобилей большой (свыше 16 тонн) и малой (до 1,5 тонн) грузоподъемности, а также дизельных автомобилей. В рамках реализации федеральной инновационной программы "Терминал" предусматривается ввод в эксплуатацию до 200 объектов терминальных комплексов, структурно меняющих систему обслуживания потребителей.
На морском транспорте предусматривается выделение из структур портов и пароходств маркетинговых фирм, обеспечивающих свободный доступ к рынку услуг на морских и смешанных "река - море" перевозках, что будет способствовать развитию конкуренции и снижению тарифов.

6. Институциональные изменения в хозяйственных структурах подотраслей

В 1997 году количество приватизированных предприятий на транспорте (кроме железнодорожного) будет доведено до 4 тыс., намечается дополнительно создать 315 акционерных обществ, что составит 76,3% общего количества предприятий, подлежащих приватизации. Численность работающих на приватизированных предприятиях составит 1,28 млн. человек (63% общей численности).
На морском транспорте намечено акционировать порты Таганрог, Кандалакша и порты Чукотского автономного округа. Будет продолжена продажа части акций предприятий морского транспорта, которая находится в федеральной собственности, а также акции будут выставляться на аукционы для заключения договоров кредита, залога акций и комиссии. Намечена разработка и принятие протекционистских мер по защите отечественных морских перевозчиков.
На речном транспорте продолжится приватизация предприятий. Для обеспечения государственного контроля и регулирования продлены на 3 года сроки закрепления в федеральной собственности акций предприятий речного транспорта, имеющих стратегическое значение. Будет обеспечено расширение свободного доступа на рынок услуг независимых перевозчиков на речных путях.
На автомобильном транспорте продолжится передача автотранспортных предприятий, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Будет осуществлена работа по формированию на территории России международных транспортных коридоров, развитию сети независимых транспортно-экспедиторских фирм системы "Терминал", повышению качества предоставляемых услуг, безопасности движения.
В дорожном хозяйстве намечается проведение ремонта, реконструкции и строительства новых дорог на конкурсной основе со свободным доступом к этим работам любых подрядных организаций. Развитие сети платных дорог, улучшение условий дорожного движения, реконструкция мостов под современные нагрузки будут приоритетными направлениями в данной отрасли.
При проведении приватизации на воздушном транспорте будут учитываться его особенности, необходимость обеспечения безопасности полетов. Намечается сохранить контроль государства за функционированием национальной авиатранспортной системы. При этом будет оказываться необходимая поддержка в развитии и обеспечении устойчивой и безопасной работы воздушного транспорта. Одновременно будет развиваться лизинговая продажа воздушных судов независимым авиационным компаниям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов.
Обновление парка транспортных средств на всех видах транспорта и модернизация транспортной инфраструктуры будут осуществляться в соответствии с федеральными целевыми программами, в основном за счет собственных и привлеченных средств предприятий транспорта.
Таблица 1

Пассажирооборот транспорта общего пользования на период до 2000 года

┌─────────────────────┬───────────────┬────────┬────────┬─────────┬───────────────────────────────────┐
│ Показатели │ Единица │1994 год│1995 год│1996 год │ Прогноз │
│ │ измерения │ отчет │ отчет │ отчет │ │
│ │ │ │ │ ├────────┬────────┬────────┬────────┤
│ │ │ │ │ │1997 год│1998 год│1999 год│2000 год│
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Пассажирооборот │млрд. пасс.-км │ 495 │ 453 │ 415 │ 412 │ 417 │ 427 │ 438 │
│транспорта общего│ │ │ │ │ │ │ │ │
│пользования - всего │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему году │ % │ 89 │ 92 │ 92 │ 99 │ 101 │ 102 │ 103 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему│ % │ │ 65 │ - │ - │ - │ - │ 97 │
│пятилетию │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│железнодорожного │млрд. пасс.-км │ 227,1 │ 192,2 │ 168,8 │ 160 │ 162 │ 166 │ 170 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему году │ % │ 83,4 │ 84,6 │ 87,8 │ 94,8 │ 101,2 │ 102,4 │ 102,4 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему│ % │ │ 70 │ - │ - │ - │ - │ 88,4 │
│пятилетию │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│автомобильного │млрд. пасс.-км │ 193,8 │ 188,2 │ 180,3 │ 185 │ 187 │ 191 │ 195 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему году │ % │ 96,8 │ 97,1 │ 95,8 │ 102,6 │ 101,1 │ 102,1 │ 102,1 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему│ % │ │ 71,8 │ - │ - │ - │ - │ 103,6 │
│пятилетию │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│воздушного │млрд. пасс.-км │ 72,3 │ 71,7 │ 65,3 │ 66 │ 67 │ 69 │ 72 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему году │ % │ 86,9 │ 99,2 │ 91,1 │ 101 │ 101,5 │ 103 │ 104,3 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему│ % │ │ 44,4 │ - │ - │ - │ - │ 100,4 │
│пятилетию │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│речного │млрд. пасс.-км │ 1,2 │ 1,09 │ 1,01 │ 1,1 │ 1,12 │ 1,15 │ 1,2 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему году │ % │ 75 │ 95,7 │ 93 │ 109 │ 101,8 │ 102,7 │ 104,3 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему│ % │ │ 22,7 │ - │ - │ - │ - │ 110,1 │
│пятилетию │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│морского │млрд. пасс.-км │ 0,3 │ 0,23 │ 0,13 │ 0,11 │ 0,11 │ 0,12 │ 0,13 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему году │ % │ 97,9 │ 80,6 │ 56 │ 85 │ 100 │ 109,1 │ 108,3 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему│ % │ │ 38,3 │ - │ - │ - │ - │ 56,5 │
│пятилетию │ │ │ │ │ │ │ │ │
└─────────────────────┴───────────────┴────────┴────────┴─────────┴────────┴────────┴────────┴────────┘
Таблица 2

Объем перевозок грузов на период до 2000 года

┌─────────────────────┬───────────────┬────────┬────────┬─────────┬───────────────────────────────────┐
│ Показатели │ Единица │1994 год│1995 год│1996 год │ Прогноз │
│ │ измерения │ отчет │ отчет │ отчет │ │
│ │ │ │ │ ├────────┬────────┬────────┬────────┤
│ │ │ │ │ │1997 год│1998 год│1999 год│2000 год│
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Объем перевозок│ млн. т │ 3044 │ 2670 │ 2063 │ 2020 │ 2070 │ 2150 │ 2260 │
│(отправление) грузов│ │ │ │ │ │ │ │ │
│- всего │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему году │ % │ 72 │ 88 │ 77 │ 98 │ 102 │ 104 │ 105 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему│ % │ │ 46 │ - │ - │ - │ - │ 85 │
│пятилетию │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│железнодорожного │ млн. т │ 1053 │ 1024,3 │ 908 │ 915 │ 945 │ 980 │ 1025 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему году │ % │ 78,4 │ 97,3 │ 88,6 │ 100,8 │ 103,3 │ 103,7 │ 104,6 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему│ % │ │ 47,9 │ - │ - │ - │ - │ 100 │
│пятилетию │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│автомобильного │ млн. т │ 1766,6 │ 1440,7 │ 1002 │ 950 │ 970 │ 1010 │ 1060 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему году │ % │ 68,7 │ 81,6 │ 69,5 │ 94,8 │ 102,1 │ 104,1 │ 105 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему│ % │ │ 49 │ - │ - │ - │ - │ 73,6 │
│пятилетию │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│речного │ млн. т │ 155,4 │ 140,1 │ 98,8 │ 107 │ 110 │ 115 │ 120 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему году │ % │ 72,4 │ 90,2 │ 70,5 │ 108,3 │ 102,8 │ 104,5 │ 104,3 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему│ % │ │ 24,9 │ - │ - │ - │ - │ 85,7 │
│пятилетию │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│морского │ млн. т │ 68,7 │ 64,1 │ 53,7 │ 46 │ 44 │ 46 │ 50 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему году │ % │ 84,3 │ 93,3 │ 83,7 │ 85,7 │ 95,7 │ 104,5 │ 108,7 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему│ % │ │ 57,3 │ - │ - │ - │ - │ 78 │
│пятилетию │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│воздушного │ млн. т │ 0,44 │ 0,4 │ 0,52 │ 0,54 │ 0,56 │ 0,58 │ 0,6 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему году │ % │ 80 │ 90,9 │ 130 │ 103,8 │ 103,7 │ 103,6 │ 103,4 │
├─────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│к предыдущему│ % │ │ 17 │ - │ - │ - │ - │ 150 │
│пятилетию │ │ │ │ │ │ │ │ │
└─────────────────────┴───────────────┴────────┴────────┴─────────┴────────┴────────┴────────┴────────┘

Связь

1. Состояние отрасли

В ходе осуществления структурной перестройки отрасли проведены приватизация, акционирование предприятий и формирование на этой основе трех самостоятельных структур: электросвязи, почты, радио и телевидения.
В настоящее время в электросвязи действуют 93 открытых акционерных обществ, более 1400 коммерческих предприятий и только 5 государственных, в почтовой связи - 90 государственных и более 50 коммерческих предприятий, в радиосвязи и телерадиовещании - 91 государственное предприятие и более 600 коммерческих.
В целях объединения усилий региональных акционерных обществ электросвязи, привлечения дополнительных инвестиций отечественных и иностранных инвесторов в развитие сети связи и соблюдения пропорциональности ее развития в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 1994 г. N 1989 и постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1297 и от 24 июля 1995 г. N 742 создано акционерное общество "Связьинвест", уставный капитал которого был сформирован путем консолидации ранее закрепленных в федеральной собственности пакетов акций 85 региональных компаний электросвязи.
С момента передачи пакетов акций региональных компаний связи ОАО "Связьинвест" их правовое положение определяется Федеральным законом "Об акционерных обществах".
Основные показатели, характеризующие состояние отрасли в 1994-1996 годах, представлены в таблице 1.
Существующее состояние технических средств связи не в полной мере соответствует современному уровню.
В 1996 году на местной телефонной сети введено 2120 тыс. номеров АТС на базе современного цифрового оборудования отечественного и импортного производства. При этом доля электронного и квазиэлектронного оборудования выросла с 15,5% в 1995 году до 20% в 1996 году. На сети остается в эксплуатации до 25% устаревшего декадно-шагового оборудования АТС.
На международной телефонной сети функционирует 129 АМТС, из них 45% цифровые АМТС, 18,6% квазиэлектронные и электронные. В 1996 году в 32 городах введены современные АМТС общей монтированной емкостью 123,4 тыс. каналов, в том числе в 4 городах введены международные АМТС. К концу 1998 года во всех областных центрах будут функционировать цифровые АМТС, позволяющие принять цифровые потоки и предоставить качественно новые услуги междугородной и международной связи.
Спутниковая система связи и телерадиовещания состоит из 12 космических аппаратов "Горизонт", "Экран-М" и "Экспресс", 7 из которых выработали свой гарантированный ресурс и требуют замены. Выход из строя спутников может отразиться на системе государственного вещания. Регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока будут лишены междугородной спутниковой связи.
Состояние рынка услуг телерадиовещания характеризуется недостаточным развитием сети для удовлетворения потребностей всех категорий потребителей, доминирующим положением государственных предприятий, невозможностью создания альтернативных сетей распределения и трансляции телерадиопрограмм.

2. Экономические и социальные проблемы отрасли

Основной проблемой для радиотелевизионных передающих предприятий остаются несвоевременные и в неполных объемах поступления финансовых средств от государственных телерадиокомпаний за предоставленные услуги по распространению телерадиовещательных программ. Систематические неплатежи телерадиокомпаний и образующаяся задолженность продолжают создавать условия, ведущие к технологическому и социальному кризису на радиопредприятиях.
Из 82 региональных управлений почтовой связи в 52 управлениях финансово-хозяйственная деятельность убыточна. Убытки от эксплуатационной деятельности нерентабельных управлений федеральной почтовой связи, не покрытые дотацией в 1996 году, составили 94 млрд. рублей. Регулируемые государством тарифы на основные услуги почтовой связи не позволяют в полной мере возместить затраты, которые несет почтовая связь.
Предусмотренная Программой развития почтовой связи на 1994-2005 годы государственная поддержка отрасли не обеспечивается. Из 837 млрд. рублей централизованных капитальных вложений, необходимых для развития почтовой связи, в 1996 году выделено только 13 млрд. рублей, которые не профинансированы.
Характерной чертой тарифной политики являлось широкое применение элементов перекрестного субсидирования потребителей по отдельным видам услуг связи (завышение тарифов для государственных или частных организаций при их более низком уровне для населения и бюджетных организаций).
Действующие тарифы на услуги связи, регулируемые для населения и бюджетных организаций, в основном ниже себестоимости оказываемых услуг (по междугородной телефонной связи для бюджетных организаций в 2,5 раза, по телеграммам для населения и бюджетных организаций в 2,8 раза, по абонементной плате за пользование телефоном для населения в городской местности в 2 раза).
При этом по электросвязи убытки от предоставления услуг связи населению и бюджетным организациям полностью компенсируются за счет перекрестного субсидирования, а по почтовой связи кроме перекрестного субсидирования на компенсацию убытков выделяются ассигнования из федерального бюджета.

3. Цели и направления реструктуризации

Задачи развития связи в 1997-2000 годах включают:
создание технической базы информатизации общества;
обеспечение управления страной с учетом возможных чрезвычайных ситуаций;
обеспечение органов управления отраслей промышленности, обороны страны, субъектов рынка, населения средствами и услугами связи на уровне, соответствующем развитию страны.