Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 70

В целях преодоления убыточности и стабилизации финансового состояния почтовой связи ее деятельность должна быть направлена на развитие международной и внутренней ускоренной почты, услуг по распространению ценных бумаг, страховых полисов и полисов негосударственных пенсионных фондов, рекламы, по приему платежей за коммунальные услуги и электроэнергию, розничной продаже периодических изданий и предоставление иных нетрадиционных услуг.
Кроме того, предстоит решить задачу создания и внедрения интегрированной информационной сети почтовой связи, позволяющей предоставлять широкий спектр современных почтово-банковских услуг, что позволит улучшить обслуживание населения и повысить доходность почтовой отрасли.
Для развития конкуренции и возникновения предпосылок для эффективного функционирования организаций связи по распространению телерадиовещания необходимо осуществить демонополизацию и приватизацию предприятий связи, обеспечивающих распространение программ телевидения и радиовещания.
Сокращение перекрестного субсидирования будет способствовать повышению эффективности работы и финансовой стабилизации предприятий связи, приведет к снижению тарифов для населения и организаций на услуги международной и междугородной телефонной связи и снижению тарифов для организаций на местные телефонные разговоры, к обеспечению равных прав потребителей услуг связи всех категорий и доступности социально значимых услуг для населения.
Главными источниками инвестиций до 2000 года остаются собственные средства предприятий. Созданы реальные условия для привлечения сбережений населения. Кроме того, намечается привлечение иностранных инвестиций.
Средства государственной поддержки будут направляться на реализацию федеральных целевых программ по тем направлениям, где связь низкорентабельна, а также на объекты связи, призванные обеспечить устойчивость и гибкость системы связи в чрезвычайных условиях.

4. Динамика реструктуризации

В результате структурной перестройки отрасли, ее адаптации к рыночным условиям в соответствии с концепцией развития средств связи повысится эффективность работы предприятий связи и улучшится их финансовое положение. Будут сохранены темпы развития средств связи по важнейшим показателям, а по некоторым заложена тенденция роста, что видно из прилагаемой таблицы 2.
Прирост протяженности междугородных телефонных каналов составит 128 млн. км, прирост количества основных телефонных аппаратов - 6,2 млн. штук.
Прирост мощностей по основным показателям развития отрасли должен быть осуществлен за счет увеличения общего объема отечественных инвестиций к 2000 году в 2 раза по сравнению с 1996 годом, акционирования и эмиссии ценных бумаг предприятий связи, обеспечивающих распространение программ телевидения и радиовещания, активизации прямых и портфельных иностранных инвестиций.
В 1997-2000 годах в крупных городах будут (при необходимости) созданы цифровые сети, процент которых существенно повысится. Качество функционирования международной и междугородной сетей достигнет приемлемого уровня. Появится возможность реализации национальной интеллектуальной сети, значительное развитие получит подвижная связь.
Охват населения телевизионным вещанием на конец 2000 года составит: одной программой - 99,2%, двумя и более - 97,5%.
Намечается полная замена действующих космических аппаратов связи на спутники нового поколения типа "Экспресс".
Развитие почтовой связи на среднесрочную перспективу основывается на федеральной целевой программе "Развитие почтовой связи Российской Федерации на 1994-2005 годы", одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 804.
Численность работников основной деятельности в 2000 году практически сохранится на прежнем уровне. Безработица в отрасли не ожидается.

5. Институциональные изменения в отрасли

Институциональные преобразования в отрасли основываются на структурной перестройке, приватизации предприятий связи, демонополизации, лицензировании, сертификации, организационно-правовом обеспечении.
Проведение приватизации предприятий телерадиовещания позволит частично их демонополизировать в интересах негосударственных телерадиоорганизаций, будет способствовать финансовой стабилизации предприятий связи, расширит рынок услуг по предоставлению средств распространению программ телевидения и радиовещания, привлечет инвестиции в развитие телевидения и радиовещания страны.
Таблица 1

Состояние отрасли "Связь" в 1994-1996 годах

(в ценах соответствующих лет)
┌──────────────────────────────┬──────────┬────────┬──────────┬─────────┐
│ │ Единица │1994 г. │ 1995 г. │ 1996 г. │
│ │измерения │ │ │ │
├──────────────────────────────┼──────────┼────────┼──────────┼─────────┤
│Численность работников│тыс. чел. │ 828,7 │ 824,1 │ 808 │
│основной деятельности (в│ │ │ │ │
│среднегодовом исчислении) │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼──────────┼────────┼──────────┼─────────┤
│Валовый доход (текущ. цены) │млрд. руб │ 9725 │ 27307 │ 40540 │
├──────────────────────────────┼──────────┼────────┼──────────┼─────────┤
│Прибыль │млрд. руб │ 1858 │ 6964 │ 9199 │
├──────────────────────────────┼──────────┼────────┼──────────┼─────────┤
│Рентабельность │ % │ 26,2 │ 39,2 │ 29,7 │
├──────────────────────────────┼──────────┼────────┼──────────┼─────────┤
│Объем реализации услуг связи│млрд. руб │ 2119 │ 6830 │ 11164 │
│населению │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼──────────┼────────┼──────────┼─────────┤
│Численность высвобождаемых│тыс. чел. │ 15,6 │ 11,3 │ 10,5 │
│(сокращенных) работников │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼──────────┼────────┼──────────┼─────────┤
│из них в связи с│ -"- │ │ 11,2 │ 10,5 │
│реорганизационными и│ │ │ │ │
│ликвидационными процедурами │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼──────────┼────────┼──────────┼─────────┤
│Фонд оплаты труда работников│млрд. руб │ 2699,4 │ 5797,1 │ 9696,0 │
│списочного состава │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼──────────┼────────┼──────────┼─────────┤
│Среднемесячная оплата труда│тыс. руб. │ 271,4 │ 586,2 │ 1000 │
│работников основной│ │ │ │ │
│деятельности в среднегодовом│ │ │ │ │
│исчислении │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼──────────┼────────┼──────────┼─────────┤
│Выплаты социального характера │млрд. руб │ 219,5 │ 547,3 │ 320 │
├──────────────────────────────┼──────────┼────────┼──────────┼─────────┤
│Прирост количества основных│тыс. штук │ 560 │ 835 │ 805 │
│телефонных аппаратов │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼──────────┼────────┼──────────┼─────────┤
│Прирост протяженности│ млн. км │ 3,5 │ 12,75 │ 89 │
│междугородных телефонных│ │ │ │ │
│каналов │ │ │ │ │
└──────────────────────────────┴──────────┴────────┴──────────┴─────────┘
Таблица 2

Основные показатели социально-экономического развития по отрасли "Связь" на 1996-2000 годы

┌────────────────────────────┬───────────────┬────────┬─────────┬──────────────────────────────────────────┐
│ │ Единица │1995 год│1996 год │ Прогноз │
│ │ измерения │ отчет │ оценка │ │
│ │ │ │ ├─────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ │ │ │ │1997 год │ 1998 год │ 1999 год │ 2000 год │
├────────────────────────────┼───────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Объем реализации услуг связи│ млрд. руб. │ 6830 │ 7000 │ 7250 │7600 104,8│8000 105,3│ 8400 │
│населению (в сопоставимых│ в % к │ │ 102,5 │ 103,6 │ │ │ 105 │
│ценах) │ предыдущему │ │ │ │ │ │ │
│ │ году │ │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼───────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Объем инвестиций за счет│ млрд. руб. │ 4749,5 │ 4017,4 │ 6272,1 │ 7489,5 │ 7639,3 │ 8097,7 │
│всех источников│ в % к │ │ 84,6 │ 156,1 │ 119,4 │ 102,0 │ 106,0 │
│финансирования (в ценах 1995│ предыдущему │ │ │ │ │ │ │
│г.) │ году │ │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼───────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Ввод в действие основных│ млрд. руб. │ 2909,2 │ 3812,5 │ 4352,5 │5009 115,1│ 5897,8 │ 6364,7 │
│фондов (в ценах 1995 г.) │ в % к │ │ 131 │ 114,2 │ │ 117,7 │ 107,9 │
│ │ предыдущему │ │ │ │ │ │ │
│ │ году │ │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼───────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Прирост количества основных│ тыс. шт. │ 835 │ 805 │ 1100 │ 1350 │ 1800 │ 2000 │
│телефонных аппаратов │ в % к 1995 г. │ │ 96 │ 132 │ 162 │ 216 │ 240 │
├────────────────────────────┼───────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Прирост протяженности│ млн. км │ 12,75 │ 89 │ 32 │ 32 │ 32 │ 32 │
│междугородних телефонных│ в % к 1995 г. │ │ в 7 раз │ в 2,5 │ в 2,5 │в 2,5 раза│в 2,5 раза│
│каналов │ │ │ │ раза │ раза │ │ │
└────────────────────────────┴───────────────┴────────┴─────────┴─────────┴──────────┴──────────┴──────────┘

Строительство

1. Состояние отрасли

Строительный комплекс страны объединяет более 140 тыс. организаций и предприятий, в том числе 126 тыс. подрядных фирм, около 8 тыс. предприятий промышленности строительных материалов и 10 тыс. проектно-изыскательских организаций различных форм собственности. Численность работников в строительных организациях составила на 1 января 1997 года 5,6 млн. человек и уменьшилась против 1995 года на 10 процентов.
Объемы подрядных работ (в фактических ценах соответствующих лет) составили: в 1995 году - 147,5 трлн. рублей, в 1996 году - 194,7 трлн. рублей.
За прошедшие годы в экономике наметилась устойчивая тенденция последовательной децентрализации инвестиционного процесса (удельный вес государственных инвестиций в общем объеме составил в 1993 году - 19,9%, 1996 году - 9,0%).
В связи с изменением структуры строительства и переориентации ее на реконструкцию и техническое перевооружение существующих производственных мощностей произошла структурная перестройка строительного комплекса, что привело к разукрупнению подрядных организаций (свыше 118 тыс. организаций имеет численность работников до 100 человек).
Реализация Государственной целевой программы "Жилище" потребовала переориентации подрядных строительных организаций на решение социальных проблем. Удельный вес непроизводственного строительства в общем объеме подрядных работ в 1996 году составил около 45 процентов. При этом основная часть (более 50%) - жилищное строительство.
Наряду с производственным строительством дальнейшее развитие подрядной деятельности будет направлено на обеспечение выполнения задач, поставленных федеральной целевой программой "Свой дом", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 753.

2. Экономические и социальные проблемы строительства

Основной проблемой отрасли является критическое финансовое состояние строительных организаций.
Хронический недостаток собственных оборотных средств вызывается опережающим ростом цен на строительные материалы и конструкции, электроэнергию и топливо, а также увеличением объемов неплатежей за выполненные работы и услуги.
Инфляционные процессы и высокие ставки по кредитам поставили многие предприятия на грань банкротства.
Такое положение обусловило низкий уровень выполнения государственной инвестиционной программы по вводу в действие важнейших производственных мощностей и объектов социальной сферы.
Задолженность предприятиям строительного комплекса за выполненные объемы работ в 1996 году превысила 73,7 трлн. рублей.
Особенность строительного рынка на современном этапе - появление совместных предприятий и иностранных фирм, которые в 1995 году освоили 7,3 трлн. рублей инвестиций, или 2,7 процента.

3. Цели и направления реструктуризации

Ведущая роль строительной отрасли в перестройке промышленной политики и формировании жилищно-социального комплекса России делает ее реформирование чрезвычайно актуальным. Решение этой проблемы позволит обеспечить наиболее рациональное использование части национального дохода, направляемой на воспроизводство основных фондов, а также создать необходимые пропорции в развитии производственного сектора и социальной сферы. В этой связи целью организационно-экономических преобразований отрасли в среднесрочный период станет, в первую очередь, максимальное повышение ее эффективности и конкурентоспособности в рыночных условиях, что реализуется:
на государственном уровне - на базе необходимого для действенного функционирования отрасли законодательно-правового регулирования;
на отраслевом уровне - на основе повышения качества, снижения сроков и стоимости строительства, а также организационно-технологического реформирования его материально-технической базы.

4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации

Изменения в хозяйственной деятельности строительных организаций тесно связаны с ситуацией в инвестиционной сфере.
Увеличение инвестиционных ресурсов становится главным рычагом модернизации производственного потенциала строительных организаций, снижения издержек в строительстве и возобновления на этой основе экономического роста подрядных организаций.
В условиях структурной перестройки строительного комплекса особое значение приобретает государственное законодательно-правовое регулирование работы отрасли, создающее необходимые предпосылки для экономического роста, повышения отдачи от инвестиций. Первоочередными законодательными актами, обеспечивающими решение этих задач, будут решения Правительства, направленные на:
усиление контроля за целевым использованием централизованных капитальных вложений, формированием единой инвестиционной программы;
проведение взаимосвязанной бюджетной, налоговой и ценовой политики;