Уровень зарегистрированной безработицы составил по району 3,5 процента к экономически активному населению.
Большое значение для развития района имеют Федеральная целевая программа социально-экономического развития Псковской области на 1996-1998 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации N 149 от 16 февраля 1996 г.), постановления Правительства Российской Федерации N 998 от 22 декабря 1992 г. "О социально-экономическом развитии Новгородской области", N 233 от 16 марта 1993 г. "О мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Псковской области".
Центральный экономический район представляет собой мощный многоотраслевой комплекс, основу которого составляет промышленность. Наибольший удельный вес в промышленности Москвы и Московской области, Брянской, Владимирской, Калужской, Костромской и Тульской областей занимает машиностроение и металлообработка, а в Ивановской и Тверской областях - легкая промышленность. В г. Москве и Московской области большое развитие получила станкостроительная и инструментальная промышленность.
Центральный экономический район занимает ведущее место в Российской Федерации по производству товарной продукции машиностроения и металлообработки. Район производит почти 1/2 продукции легкой промышленности. В общероссийском обмене и экспорте участвуют около 80% продукции машиностроения, 50% химической и 75% текстильной промышленности района.
Экономическую ситуацию в Центральном экономическом районе будут определять следующие основные особенности его природно-экономического потенциала:
отсутствие месторождений энергетических ресурсов, руд черных и цветных металлов, пригодных для промышленной переработки;
ограниченные возможности увеличения сбыта продукции основных отраслей специализации (машины, оборудование, текстиль) на внешнем и внутреннем рынках;
размещение в районе основного российского административного и финансового центра - Москвы;
относительная устойчивость региональных финансов.
Собственный экономический потенциал района для перехода к устойчивому экономическому росту недостаточен.
Кроме г. Москвы все регионы района дотационные и получают помощь из фонда финансовой поддержки регионов. Причем начиная с 1997 года Московская область будет получать трансферты (до этого она была донором), как нуждающаяся в дополнительной финансовой поддержке.
Москва, Московская, Тульская, Рязанская и Владимирская области обладают высокой инвестиционной привлекательностью для отечественных и иностранных инвесторов.
Иностранные инвестиции в 1996 году по областям, входящим в состав Центрального района, составили 255 млн. долларов США (без г. Москвы).
К 2000 году ожидается увеличение объема иностранных инвестиций в 2,4 раза.
Значительная часть размещенных в районе мощностей, особенно предприятий военно-промышленного комплекса, может эффективно использоваться при условии получения крупных государственных заказов.
В перспективе район останется основным производителем продукции обрабатывающей промышленности в стране. Обрабатывающая промышленность района нуждается в государственной поддержке для преодоления опасных социальных последствий ее длительной стагнации. Эта проблема особо остро проявляется в Ивановской, Владимирской и Брянской областях.
В Центральном экономическом районе сохранится тенденция замедленного выхода из кризиса предприятий машиностроения, легкой и пищевой промышленности. Мощности этих отраслей в 1996 году использовались только на 30-40%, при этом уже прекращено производство основной массы изделий, не пользующихся спросом и не обеспечивающих рост доходов предприятий. Следует отметить, что объем промышленного производства не будет сокращаться. Производство продукции будет увеличиваться преимущественно за счет выпуска ее новых видов, предназначенных как для внутреннего рынка, так и для экспорта.
В топливно-энергетическом комплексе ожидается стабилизация объемов производства электроэнергии. Строительство новых генерирующих мощностей будет вестись в основном для замены мощностей, выводимых из эксплуатации.
В нефтепереработке объемы производства бензина и дизельного топлива будут определяться в основном потребностями района.
В машиностроении в 1997-2000 годах ожидается рост производства оборудования для нефтегазодобычи, ремонта скважин и транспортировки нефтегазового сырья и продуктов его переработки. Ожидается, что на предприятиях комплекса будут продолжены работы по перепрофилированию и модернизации высвобождаемых мощностей для организации разработки и серийного производства конкурентоспособной продукции, развития экспортного потенциала прежде всего в производстве гражданской авиационной техники, оборудования для ТЭК, наукоемкой медицинской техники и производства новых видов материалов. Дальнейшее перепрофилирование оборонной промышленности будет осуществляться в рамках Государственной программы конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы.
Развитие предприятий легкой промышленности будет осуществляться в соответствии с программой реструктуризации легкой промышленности, изложенной в соответствующем разделе среднесрочной программы Правительства Российской Федерации. В качестве основного направления структурной перестройки легкой промышленности должно стать опережающее развитие готовых изделий, то есть приведение структуры производства в соответствие с требованием рынка изменившейся сырьевой базы.
Важным направлением структурной перестройки легкой промышленности должно стать значительное расширение использования отечественного льна. Это направление будет осуществляться на основе федеральной целевой программы "Развитие льняного комплекса России на 1996-2000 годы". Улучшению положения отрасли будет способствовать постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. N 498 "О неотложных мерах по созданию экономических условий для стабилизации в 1996-1997 годах работы текстильной и легкой промышленности Российской Федерации", а также региональная программа "Структурная перестройка текстильных предприятий Ивановской области на 1996-1999 годы".
Основные направления государственной поддержки сельских товаропроизводителей на перспективу намечены в Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы.
Реализация всех этих мероприятий позволит расширить налогооблагаемую базу, что приведет к увеличению и укреплению собственной доходной базы бюджетов регионов, а следовательно, к существенному улучшению положения в социальной сфере.
Доля населения, живущего ниже прожиточного минимума, имеет тенденцию к росту. Величина прожиточного минимума составляет 232-417 тыс. рублей.
Уровень зарегистрированной безработицы в целом по району составляет 2,8 процента, при этом в Ивановской области - 11,8%, Владимирской - 8,7%, Ярославской - 8% и Костромской - 7,4 процента.
В перспективе в социальной сфере основными приоритетами будут поддержка наиболее социально незащищенных слоев населения, финансирование в полном объеме расходов на образование, культуру, здравоохранение.
Большое значение для развития района имеют принятые постановления Правительства Российской Федерации по государственной поддержке социально-экономического развития Смоленской, Калужской, Ивановской, Брянской и Тверской областей.
Особое место в районе занимает г. Москва - крупнейший экономический, научный, банковско-финансовый, культурный и политический центр с населением около 8 млн. человек.
Основу экономического потенциала города составляет промышленность, ведущими отраслями которой являются машиностроение, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов и электроэнергетика. Наиболее крупными предприятиями являются - АО "АвтоЗИЛ" и "Москвич", Московский электромашиностроительный завод "Динамо", электромеханический завод имени Владимира Ильича, станкостроительные заводы "Красный Пролетарий" и имени Серго Орджоникидзе, хлопчатобумажный комбинат "Трехгорная мануфактура", фабрика имени Фрунзе и другие.
Правительство Российской Федерации и правительство Москвы в целях стабилизации промышленного производства принимают меры, направленные на:
поддержку предприятий за счет предоставляемых налоговых и кредитных льгот, оказание им помощи за счет средств отраслевого фонда финансовой поддержки;
расширение помощи слабо защищенным группам горожан, при одновременном создании условий для получения достаточных заработков экономически активной частью населения города;
комплексное решение транспортных проблем, устойчивую работу инженерной инфраструктуры, всех отраслей обслуживания, восстановление основных фондов метрополитена и продолжение его строительства;
рациональное распределение бюджетных средств на потребление и накопление.
Реализация этих мероприятий позволит мобилизовать все источники пополнения бюджета и внебюджетных фондов, ужесточить контроль за расходованием финансовых средств, удержать под контролем экономику и социальную обстановку. В связи с резким падением производства, остановкой части промышленных предприятий, большой задолженностью по выплате заработной платы в г. Москве необходимо принять срочные меры по смягчению социально-экономической ситуации.
Намечается реализовать программы, направленные на обеспечение стабилизации экономики, существенное снижение уровня инфляции, переключения финансовых ресурсов государства с поддержки бесперспективных производств на стимулирование секторов экономики, обеспечивающих надежную отдачу затрачиваемых средств и имеющих важное значение для формирования хозяйства в перспективе, создание благоприятного климата для иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции в 1996 году составили 3,2 млрд. долларов США. Ожидается увеличение к 2000 году объема иностранных инвестиций в 2,5-3 раза.
Величина прожиточного минимума в г. Москве составляет 462 тыс. рублей. Это один из самых "дорогих" городов в России. Более половины населения Москвы имеет среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
Уровень зарегистрированной безработицы составляет 0,8 процента. В целях возмещения значительных потерь, которые несет бюджет города в результате кризиса в отраслях материального производства, намечено осуществить ряд мер, обеспечивающих привлечение дополнительных финансовых ресурсов, ликвидацию задолженности за счет расширения взаимозачетов, размещения заказов на конкурсной основе, применения прогрессивных норм расходов, цен и тарифов.
По сравнению с 1996 годом объем производства продукции промышленности возрастет к 2000 году на 30% за счет роста производства продукции машиностроения, металлообработки, промышленности строительных материалов, пищевой промышленности. На предприятиях оборонного комплекса до 70% возрастет удельный вес гражданской продукции в общем объеме производства.
Продолжится политика реформ, направленная на финансовую и экономическую стабилизацию, структурные преобразования экономики, поддержку отечественных производителей и науки, обеспечение роста реальных доходов москвичей при гарантированной поддержке малообеспеченных групп населения.
К 2000 году объем инвестиций увеличится на 63%, в основном за счет финансирования объектов непроизводственного назначения и социальной сферы.
Инвестиционная политика будет проводиться за счет собственных ресурсов и внебюджетных источников. Приоритетом инвестиционной деятельности правительства Москвы останется жилищное строительство. Объемы капитальных вложений в строительство жилья сохранятся на уровне 1996 года. Будет введено более 14 млн. кв. м жилой площади, обеспеченность населения общей площадью жилья возрастет с 19 кв. метров на человека до 21,2 кв. метра к 2000 году. Значительные объемы инвестиций будут выделяться, наряду с жилищным строительством, на развитие транспортной системы города, включая метрополитен, реконструкцию объектов культуры и искусства, являющихся национальной гордостью России, и обеспечение экологической защиты населения.
В социальной сфере будут предусмотрены меры по сохранению высокого уровня занятости населения, по созданию новых рабочих мест за счет структурной перестройки экономики города, дальнейшего развития рыночного сектора, малого предпринимательства, что позволит решить задачу повышения доходов работающего населения города за счет вторичной занятости, работ по договорам и на условиях совместительства. В то же время продолжится социально-экономическая поддержка малоимущих слоев населения.
Волго-Вятский экономический район расположен в центре Европейской части России на важнейших железнодорожных, водных и автомобильных магистралях, связывающих Центральный, Поволжский и Уральский экономические районы.
Район не располагает собственными топливно-энергетическими и минерально-сырьевыми ресурсами, кроме торфа, фосфоритов, гидроэнергии, некоторых видов нерудных строительных материалов и лесных ресурсов.
Первоочередными целями структурной политики являются:
осуществление целенаправленных структурных сдвигов в промышленности в рамках реализации программ конверсии, санации и финансового оздоровления предприятий, ресурсосбережения, направленных на повышение эффективности использования научного и производственного потенциала;
стимулирование процессов технологического перевооружения и реконструкции предприятий как основы структурных изменений и накопления потенциала для устойчивого развития;
осуществление программы реструктуризации предприятий с целью повышения эффективности производства и конкурентоспособности продукции;