Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 75

В районе сосредоточены крупные центры военно-промышленного комплекса, особенно в Пензенской, Ульяновской и Самарской областях.
Получила дальнейшее развитие легкая промышленность. Такие предприятия, как Камышинский хлопчатобумажный комбинат (Волгоградская область), Мелекесская прядильно-ткацкая мануфактура (Ульяновская область) являются крупнейшими в регионе.
Поволжский экономический район является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции, обеспечивая большую часть потребностей региона в зерне, овоще-бахчевой и мясо-молочной продукции за счет собственного производства. Хорошо развиты пищевая и перерабатывающая отрасли промышленности, работающие в основном на собственном сырье.
Первоочередными целями структурной политики в Поволжском экономическом районе являются:
стабилизация социально-экономической ситуации;
создание предпосылок для устойчивого развития экономики.
Рост объема иностранных инвестиций к 2000 году ожидается в среднем в 2,5 раза.
Вместе с тем, почти весь экономический район, кроме Самарской области и Республики Татарстан, в настоящее время является дотационным. Даже такие промышленно развитые области, как Волгоградская, Саратовская и Ульяновская, включены в 1997 году в перечень регионов, дополнительно нуждающихся в поддержке из фонда финансовой поддержки регионов.
В большинстве областей и республик Поволжского экономического района переход к экономическому росту ожидается за счет использования финансовых ресурсов и экспортного потенциала предприятий химической и нефтехимической промышленности, развития нефтедобычи и нефтепереработки, машиностроения и конверсионных предприятий.
Наиболее эффективный вариант развития и укрепления сырьевой базы нефтяной промышленности - разведка и разработка новых месторождений, сокращение потерь попутного газа, широкое применение новейших методов интенсификации нефтедобычи.
Астраханское газоконденсатное месторождение способно ежегодно давать до 5 млрд. куб. метров природного газа (около 8% общей добычи РАО "Газпром"). Запасы нефти в Астраханской области прогнозируются в объеме 5-8 млрд. тонн. Для ее разведки и разработки необходимо инвестировать 2,5-3 млрд. долларов США на конкурсной основе. В конкурсе готовы принять участие 17 ведущих нефтяных компаний мира.
Основными путями решения проблем нефтеперерабатывающей промышленности региона является проведение реконструкции нефтеперерабатывающих заводов путем строительства новых комбинированных и укрупненных технологических установок, взамен подлежащих выводу маломощных, морально и физически устаревших (в основном это установки переработки нефти на Волгоградском и Самарском заводах). Это позволит увеличить отбор светлых нефтепродуктов, добиться углубления переработки остаточного сырья, получения нефтепродуктов, соответствующих мировым стандартам.
Развитие электроэнергетики района будет осуществляться как за счет строительства АЭС (при внедрении безопасных реакторов), так и получения электроэнергии из восточных регионов. Ввод в действие в Республике Калмыкия парогазовой электростанции мощностью 133 МВт позволит на 55% удовлетворить потребность Республики в электроэнергии. Ввод в действие ТЭЦ-3 в г. Астрахани полностью обеспечит потребность Астраханской области в электроэнергии.
Рост объемов производства продукции машиностроения и металлообработки в Поволжье до 2000 года произойдет за счет приоритетного развития автомобильной промышленности в Саратовской, Самарской и Ульяновской областях, а также закупки авиатехники российскими авиакомпаниями на предприятиях авиационной промышленности Ульяновской и Саратовской областей.
Реализация инвестиционной программы развития авиационной промышленности позволит увеличить производство гражданских самолетов. Разработки в этой области уже проводятся. Авиаконцерном "ЭКИП" (Саратовская область) разработан новый тип самолета, не имеющего аналогов в мире. Летательный аппарат этого типа можно использовать в труднодоступных районах. Этой моделью заинтересовались отечественные и иностранные инвесторы. Авиалесоохрана России намерена приобрести 300 таких самолетов.
Большое значение для развития экономики Поволжья будет иметь модернизация предприятий химической промышленности в Самарской, Волгоградской областях и Республике Татарстан. Ввод очереди завода по производству высококачественного поливинилхлоридного линолеума в г. Отрадном Самарской области в 1998 году позволит частично удовлетворить потребность региона в этой продукции и создать дополнительные рабочие места.
В Волгоградской области в АООТ "Каустик" продолжится строительство опытного завода по производству лекарственных средств мощностью до 25 тонн в год.
В перспективе в Поволжском экономическом районе будут продолжены работы по перепрофилированию высвобождаемых мощностей предприятий оборонного комплекса на производство гражданской продукции в рамках Государственной программы конверсии оборонной промышленности на 1995 - 1997 годы.
Меры, принимаемые государством по защите отечественных товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, позволят Поволжскому экономическому району к 2000 году стать одним из крупнейших поставщиков на российском рынке растительного масла, сахара и овощей. При государственной поддержке сахарных заводов, а также привлечении инвестиций оптовых покупателей сахара Пензенская область сможет увеличить объем продажи сахара за пределы региона на 70-75% по сравнению с существующим уровнем.
Большое значение для развития экономики Поволжья будет иметь развитие Астраханского транспортного узла, обеспечивающего транспортировку грузов водным путем в Иран и другие прикаспийские государства.
Реализация этих мероприятий позволит стабилизировать социально-экономическую ситуацию в регионе, улучшить положение в социальной сфере.
В настоящее время в Поволжском районе наблюдается значительная дифференциация среднедушевых доходов по регионам. Средняя заработная плата в регионе составляет 411-1025 тыс. рублей, величина прожиточного минимума - 219-355 тыс. рублей. В Самарской области средняя заработная плата составляет 1025,3 тыс. рублей (22 место по России), в то время как Саратовская область, Пензенская область и Республика Калмыкия находятся по этому показателю соответственно на 70, 79 и 87 месте.
Уровень зарегистрированной безработицы составляет от 1,7% (Республика Татарстан) до 9,5% (Республика Калмыкия) от экономически активного населения.
Большое значение для развития района имели принятые указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной поддержки ряда территорий.
С целью государственной поддержки развития транспортного, топливно-энергетического, агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, а также учитывая значение Астраханской области для политических и экономических интересов России в бассейне Каспийского моря, приняты Указ Президента от 26 июня 1996 г. N 991 и постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1996 г. N 1028 "О государственной поддержке социально-экономического развития Астраханской области до 2000 года". Завершение строительства и ввод в эксплуатацию морского торгового порта в с. Оля (Астраханская область), предусмотренное этими документами, позволит увеличить его грузооборот в 8 раз и создать дополнительно около 13 тыс. рабочих мест.
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1993 года N 1251 "О мерах по реализации приоритетных социально-экономических программ на территории Волгоградской области" предусматривает решение основных проблем развития объектов промышленности и сельского хозяйства (перерабатывающих производств), а также развития транспортных объектов области.
В целях оказания государственной помощи в социально-экономическом развитии Самарской области, укрепления курса экономических реформ, усиления их социальной направленности, а также учитывая неблагоприятную экологическую обстановку в области, приняты Указ Президента Российской Федерации от 8 сентября 1993 г. N 1361 "О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Самарской области" и постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. N 905 "О мерах по решению неотложных проблем стабилизации экономики, развитию социальной сферы и охране окружающей среды Самарской области". В связи со значительным загрязнением окружающей природной среды в г. Чапаевске Самарской области, а также в целях создания нормальных условий проживания и труда жителей города, предотвращения загрязнения р. Волги приняты постановления Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 года "Об улучшении экологической обстановки в г. Чапаевске Самарской области" и от 2 ноября 1995 года N 1071 "О первоочередных мероприятиях по улучшению экологической обстановки в г. Чапаевске в 1996-1998 годах".
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1993 г. N 621 "О мерах по стабилизации социально-экономического положения Саратовской области в 1993-1997 годах" направлено на оказание поддержки области в развитии приоритетных отраслей экономики, повышение социальной защищенности населения.
В связи со значительным отставанием Республики Калмыкия в экономическом и социальном развитии от других регионов Поволжья, в целях ускорения ее социально-экономического развития принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. "О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Калмыкия - Хальмг Тангч в 1995-2000 годах". Выполнение мероприятий, предусмотренных этим постановлением призвано обеспечить ввод в действие важнейших для Республики объектов промышленного, транспортного и социального назначения, решить проблемы водоснабжения.
Характерной особенностью Северо-Кавказского экономического района является высокая плотность населения. На территории, занимающей менее 2,7% всей территории Российской Федерации, проживает 11,8% населения. Ни в одном экономическом районе России нет такого количества тесно связанных на небольшом пространстве национальных образований и народов, имеющих свои специфические черты развития и хозяйственные навыки. К этому следует добавить диспропорции в экономическом развитии, низкий уровень обеспеченности республик Северного Кавказа объектами социальной инфраструктуры. Кроме того, социально-политическая и экономическая обстановка в районе осложняется его пограничным положением. События в Чеченской Республике еще более усугубляют обстановку на Северном Кавказе.
На западе и юго-западе Северо-Кавказский регион граничит с Украиной, с которой прежде имел глубоко интегрированные производственные связи и кооперацию.
Вместе с тем, этот район играет важную роль в функционировании экономики России - обеспечении ее экономической безопасности, развитии транспортных связей, защите ее стратегических интересов.
Северо-Кавказский экономический район располагает уникальными природными ресурсами. Промышленное значение имеют залежи нефти, газа, угля, кварцевых стекольных песков, многочисленные месторождения известняков, доломитов, мегреля, распространены рудопроявления молибдена, вольфрама, барита, полиметаллов, наличие термальных и минеральных вод.
Природно-климатические и почвенные условия Северного Кавказа благоприятны для развития многоотраслевого сельского хозяйства, санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма.
Северо-Кавказский экономический район нельзя рассматривать как однородный экономический комплекс. Если в Ростовской области достаточно развито промышленное производство и высокий уровень жизни, то в Республике Адыгее, Краснодарском и Ставропольском краях уровень индустриального развития ниже, а в Республике Дагестан, Республике Северная Осетия - Алания, Республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике уровень социально-экономического развития ниже среднего и один из самых низких в России.
Все регионы Северо-Кавказского экономического района являются дотационными, получающими помощь из фонда финансовой поддержки регионов.
Промышленность района составляют прежде всего машиностроение и металлообработка, отрасли военно-промышленного комплекса, пищевая и легкая промышленности, которые давали 2/3 всей промышленной продукции; развиты цветная металлургия, промышленность строительных материалов. В то же время остро ощущался недостаток мощностей по переработке овощей и мяса птицы.
В перспективе в экономике Северо-Кавказского района ожидается снижение доли тяжелого машиностроения, химии и нефтехимии, получит дальнейшее развитие производство оборудования для аграрного сектора, пищевой и перерабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов.
Северный Кавказ является энергодефицитным регионом, и развитие энергетики, в основном за счет ввода мощностей на гидроэлектростанциях, является важнейшей задачей. Необходимо принять меры по увеличению объемов и глубины переработки нефти на действующих и вновь создаваемых нефтеперерабатывающих предприятиях. В постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам государственной поддержки экономического и социального развития республик Северного Кавказа намечено развитие базы электроэнергетики. Ведется строительство Зарамагской ГЭС в Северной Осетии - Алании, Нижне-Черекского каскада ГЭС в Кабардино-Балкарии, Ирганайской ГЭС в Дагестане, Ачалукской ГЭС в Ингушетии, тепловой электростанции с парогазовыми установками в Карачаево-Черкессии. Программы "Нефть Осетии", "Развитие электроэнергетики Осетии", "Развитие электроэнергетики Кабардино-Балкарии" включены в федеральную целевую программу "Топливо и энергия". В этой программе предусмотрена реконструкция Каменской ТЭЦ в Ростовской области с вводом 32 МВт в 1997 году.
В Краснодарском крае в результате ввода в действие электрогенерирующих мощностей, увеличения объемов переработки нефти на нефтеперабатывающих предприятиях ликвидируется дефицит в электроснабжении и обеспечении нефтепродуктами. В Республике Дагестан освоение нового месторождения "Инчхе-море" и Димитровского месторождения позволит организовать производство по переработке нефти, что уменьшит потребность в завозимых нефтепродуктах (дизельное топливо, бензин автомобильный).
Угледобывающие предприятия, прежде всего в Ростовской области, занимают второе место в России по добыче угля (свыше 20 млн. тонн в год). В соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1996 г. "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" администрацией Ростовской области разработана программа, которая предусматривает реструктуризацию угольной промышленности области, выделение до 2000 года малоубыточных шахт на самостоятельный баланс и их приватизацию, ликвидацию убыточных шахт и выделение средств на создание новых рабочих мест в шахтерских городах.
Цветная металлургия, представленная в основном Тырныаузским вольфрамо-молибденовым комбинатом (Кабардино-Балкарская Республика), получит дальнейшее развитие, улучшится работа комбината, предполагается увеличить в 2000 году выпуск продукции по сравнению с 1995 годом на 35 процентов.
Темпы развития агропромышленного комплекса будут определяться ходом реформы сельскохозяйственного производства, в том числе дальнейшим совершенствованием форм хозяйствования, созданием структур, ориентированных на переработку и вывоз продовольствия на рынки индустриальных районов и на экспорт. Значительные перспективы роста имеют производства по переработке чая, винограда, теплолюбивых технических культур, овощей и плодов. Предусматривается создание небольших перерабатывающих предприятий, максимально приближенных к местам производства сельхозпродукции. Создание дополнительных мощностей по производству сахара в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, Карачаево-Черкесской Республике и Республике Адыгея позволят увеличить производство сахарной свеклы в районе и уменьшить импорт сахара.
Направления развития агропромышленного комплекса Северного Кавказа, включающие поддержку отечественных товаропроизводителей, ликвидацию разрыва в ценах на продукцию животноводства и материально-технические ресурсы, гарантированный рынок сбыта, умеренные цены на энергоносители, комбикорма и молодняк, позволят увеличить валовый объем сельскохозяйственной продукции к 2000 году на 7,3% по сравнению с 1995 годом и сократить поставку импортных продовольственных товаров в Россию.
Новое пограничное положение республик Северного Кавказа, при условии стабилизации внутри региона и в отношениях с соседними государствами, создает дополнительные перспективы для внешнеэкономической деятельности (создание свободных экономических зон, развитие внешнеторговых портов, возможности использования близости внешнего рынка для оживления производства и приграничной торговли).
В Республике Ингушетия, Республике Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республике созданы свободные экономические зоны, намечается создание такой зоны в Республике Дагестан.
В ситуации, когда Новороссийск и Таганрог оказались единственными российскими морскими портами в Азово-Черноморском бассейне, важное значение приобретает строительство и развитие морских портов в Краснодарском крае и в Ростовской области, мощность которых к 2000 году увеличится на 35 млн. тонн в год.
Строительство морского порта в Республике Дагестан укрепит позиции России на Каспийском море, будет способствовать росту внешнеэкономических связей и даст возможность получить дополнительные инвестиции для развития хозяйства Республики.
Благоприятные климатические условия способствуют развитию курортно-туристической индустрии Геленджика, Анапы, Сочи, Кавказских Минеральных Вод, Теберды, Домбая.
Социально-экономическое развитие отдельных регионов Северо-Кавказского района (Дагестан, Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкария, Ингушетия и Адыгея, Ставропольский и Краснодарский края) осложняется большим притоком беженцев и вынужденных переселенцев в связи с осетино-ингушским конфликтом и событиями в Чеченской Республике.