Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 1997 г. N 4 "О Программе стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1997 - 2000 годах"

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 1997 г. N 4 "О Программе стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1997 - 2000 годах"

Заслушав и обсудив сообщение Комитета экономики и промышленной политики о доработке "Программы стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1997 - 2000 годах" в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 9 от 06.11.96 (п.2, 3, 4) и рассмотрев представленные программы структурных подразделений Администрации, Правительство Санкт-Петербурга постановляет:
1. Утвердить "Программу стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1997 - 2000 гг.".
2. Структурным подразделениям Администрации Санкт-Петербурга до 25 февраля 1997 г. уточнить календарные планы работ по выполнению общегородских мероприятий Программы по итогам работы в 1996 году и представить в Комитет экономики и промышленной политики.
3. Комитету экономики и промышленной политики использовать механизм контроля за реализацией Программы в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 9 от 06.11.96, п.2.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на первого вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Комитета экономики и промышленной политики.
Губернатор - Председатель
Правительства Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев

Администрация Санкт-Петербурга Комитет экономики и промышленной политики

Программа действий Администрации Санкт-Петербурга по стабилизации и дальнейшему развитию экономики Санкт-Петербурга в 1997-2000 годах

Содержание

ТОМ 1

ТОМ II

Программа стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1997 - 2000 годах подготовлена и доработана Комитетом экономики и промышленной политики на основе программных разработок и предложений комитетов и подразделений городской администрации под руководством первого вице-губернатора Санкт-Петербурга, председателя Комитета экономики и промышленной политики Д.В.Сергеева. Руководитель рабочей группы по формированию программы - первый заместитель председателя Комитета экономики и промышленной политики - А.М.Ходачек.
Настоящая третья редакция документа осуществлена в ходе работы, проведенной в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 9 от 06.11.96 по итогам рассмотрения Программы на заседании Правительства Санкт-Петербурга.
В Программе учтены мнения и рекомендации по решению актуальных экономических и социальных проблем, поступившие от депутатов Санкт-Петербургского Законодательного Собрания, МЦСЭИ "Леонтьевский центр" и других заинтересованных организаций и специалистов, в частности, от Правительства Ленинградской области, Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу, Петербургкомстата, Санкт-Петербургского государственного университета.

ТОМ I

Введение

Результативная городская политика и созидательная экономическая деятельность в Санкт-Петербурге, эффективное использование рыночных механизмов не могут осуществляться без системного представления о сложившейся ситуации, целях и задачах развития города, общепризнанной городской стратегии. Требуется осознанное взаимодействие всех субъектов городской экономики, взаимный учет их интересов, согласованное использование ресурсов, их концентрация на приоритетных направлениях, социальная ориентированность преобразований. Обеспечить это - одна из важнейших функций городской администрации Санкт-Петербурга, его законодательных органов. Все это определяет назначение и роль общегородской программы социально-экономического развития. Она должна содействовать большей целенаправленности и лучшей координации действий подразделений городской администрации, дать системную основу для принятия управленческих решений, служить ориентиром и координирующим инструментом для различных секторов экономики.
Программа стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1997 - 2000 гг. предусматривает конкретное развитие основных положений программы губернатора Санкт-Петербурга "Большая работа на четыре года". Программа представляет собой систему краткосрочных и среднесрочных мер, предпринимаемых городской администрацией, хозяйственниками и финансистами, всеми конструктивными силами города. Она направлена на предотвращение дальнейшего обострения социально-экономической ситуации, стабилизацию и дальнейшее развитие экономики и подъем на этой основе уровня жизни населения. В этом ее главная цель. Структурно программа включает: анализ сложившейся ситуации, прогноз и стабилизационные меры на 1997 год, основные направления развития города до 2000 года.
Программа представляется на основании решения совещания губернатора города с членами Правительства и руководителями отраслевых органов управления администрации Санкт-Петербурга (протокол от 03.08.96 N 8). Учтены разработанные в соответствии с распоряжением губернатора N 97 от 22.07.96 неотложные меры по стабилизации финансового положения Санкт-Петербурга. На заседании Правительства города 06.11.96 было принято Постановление о порядке и сроках доработки Программы (представленной во второй редакции), предусматривающее более активное участие в этом процессе всех подразделений администрации города. Были конкретизированы сроки доработки и представления программы на утверждение, порядок контроля ее реализации, отчетности и корректировки (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.11.96 N 9).
Представляемая третья редакция Программы подготовлена на основе прогнозно-аналитических разработок Комитета экономики и промышленной политики, отраслевых программ и предложений комитетов и подразделений городской администрации, программ районных администраций, разработок и предложений Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга, Леонтьевского центра, научной общественности города. В процессе работы над программой учитывались перспективные разработки по региону, выполненные администрацией Ленинградской области, а также основные направления развития на период до 2000 года областей и республик, входящих в ассоциацию экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации.
Методологически программа основывается на программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 гг.", а также учитывает проект Концепции среднесрочной программы на 1997 - 2000 годы, прогнозы социально-экономического развития страны на 1997 год и на период до 2005 года, разработанные Министерством экономики Российской Федерации в конце 1996 года.

Часть I Сложившаяся ситуация и оперативный прогноз на ближайший период

Общая характеристика ситуации.

В 1991 - 1995 гг. в Санкт-Петербурге как и во всей Российской Федерации произошли кардинальные политические и экономические перемены исторической значимости. На фоне общего социально-экономического кризиса и спада производства фактически произошла смена системы городского управления, основополагающих экономических отношений, ценностных ориентиров, социальной структуры населения. Изменилось геополитическое и экономическое положение Санкт-Петербурга, его роль в Российской Федерации, формируется новый социально-экономический облик и функции города. Обозначились первые итоги проводимой политики реформ, которая наряду с обнадеживающими результатами, принесла новые проблемы. Городская экономическая политика в эти годы находилась в состоянии поиска. Не были определены еще четкие стратегические ориентиры нового этапа развития города, многие ранее выбранные приоритеты оказались иллюзорными.
В экономике города в последние годы, тем не менее, были достигнуты определенные положительные результаты. Это касается состояния равновесия между платежеспособным спросом и предложением, увеличения ассортиментного разнообразия и улучшения качества предоставляемых товаров и услуг. Наметилась тенденция стабилизации и роста производства некоторых видов продукции, отвечающих новым рыночным потребностям. Сформировались новые прибыльные сферы хозяйства, приносящие доход в бюджет города. Сокращены потери в сфере производства и обращения, более экономно стали использоваться многие городские ресурсы. Осуществляются интересные инвестиционные проекты с участием иностранных партнеров. В городе созданы десятки тысяч новых рабочих мест в новых секторах экономики (малый бизнес, инфраструктура рынка, информационная сфера и др.). Улучшилась организация работ с рядом служб городского хозяйства.
В условиях форсированной приватизации в значительной мере была устранена прежняя, в целом малоэффективная, система жизнеобеспечения и организации городской экономики. Внедрялись новые механизмы хозяйствования, однако, не везде еще они успешно заменяли те, что действовали прежде. Государственное и городское экономическое регулирование только начинало свое становление. Определенное равновесие в экономической системе и на потребительском рынке было достигнуто ценой серьезных экономических и социальных издержек, снизился уровень потребления. На этом фоне не проявились в достаточной мере позитивные результаты реформ, более того возникла реальная угроза их утраты и дискредитации.
Оценка сложившегося положения позволяет сделать вывод о том, что в последние годы серьезно осложнились условия функционирования города, обеспечения воспроизводства населения, его занятости и нормальной жизнедеятельности. В целом нынешняя ситуация в городе характеризуется следующим:
- продолжает оставаться очень сложной демографическая ситуация, смертность населения превысила рождаемость более чем в 2 раза, средняя продолжительность жизни сократилась на 4 года (у мужчин более чем на 5 лет);
- в кризисном состоянии находится главная сегодня экономическая база города - спад в промышленности уже составил 64% к уровню 1990 г., обострился инвестиционный кризис;
- уровень безработицы, включая скрытую, достиг 250 тыс.человек;
- реальные доходы населения упали по сравнению с 1990 г. на 50% при резком усилении социально-имущественного расслоения;
- имеет место хроническое недофинансирование (примерно вдвое меньше нормативов) производственной и социальной инфраструктуры города;
- состояние городских финансов можно охарактеризовать как неустойчивое и остродефицитное.

Тенденции 1996 года.

К исходу 1996 года состояние экономики России остается весьма сложным и противоречивым. С одной стороны, в результате осуществления экономических реформ, работы правительства по реализации программы "Реформы и развитие российской экономики" на 1995 - 1997 годы достигнуты определенные позитивные сдвиги. В 1995 - 1996 годах удалось, в основном, добиться финансовой стабилизации. В августе 1996 г. впервые с начала реформ индекс потребительских цен составил менее 100% к предыдущему месяцу. В последующие месяцы этот показатель не превышал 102%. В целом за 1996 год инфляция была в 6 раз ниже, чем в 1995 г. Ненамного выше динамика цен производителей. Снизились инфляционные ожидания, сокращается скорость обращения денег. В достижении этих результатов главную роль сыграли прекращение финансирования дефицита бюджета за счет кредитов Центрального банка, а также меры по регулированию цен на продукцию и услуги естественных монополий. Главными целями программы были определены - стабилизация производства и возобновление экономического роста. Однако после продолжительного периода снижения регистрируемого спада ВВП и промышленной продукции во второй половине 1996 г. он вновь усилился, хотя по прогнозу в этот период уже ожидалось его прекращение. За 9 месяцев 1996 года спад объема ВВП составил 6%, что больше чем в 1995 г.
Не достигнуто укрепление платежной и финансовой дисциплины. Напротив, произошло ее дальнейшее ухудшение, отчасти обусловленное политическими факторами. Вместо прогнозированного повышения собираемости налогов произошло ее снижение, за 9 месяцев 1996 г. по федеральному бюджету до 8% ВВП против 10,5% за соответствующий период прошлого года. В августе 1996 г. уже наметились позитивные сдвиги, из собранных 15 триллионов рублей налоговых поступлений более 13 триллионов составили "живые деньги". Однако в целом перелом в динамике налоговых поступлений еще не наступил. Положение остается тяжелым. Это отражается на финансировании большинства расходных статей, особенно по пенсиям, оплате коммунальных и транспортных услуг бюджетной сферы, инвестициям и другим.
В программу было заложено решение об увеличении внутренних и внешних заимствований для покрытия разрыва между доходами и расходами бюджета на время, необходимое для улучшения сбора налогов. Оно опиралось на развитие рынка государственных ценных бумаг.
Однако, поскольку собираемость налогов еще больше сократилась, объем заимствований на внутреннем денежном рынке существенно (в 1,5 раза) превысил запланированные на I полугодие суммы.
Значительно возросли расходы бюджета на обслуживание долга. Правительственная программа в инвестиционной сфере оказалась на грани срыва. Так, за 9 месяцев 1996 г. профинансировано всего 7,9 триллионов рублей государственных инвестиций, или 23,6 процентов годовых назначений, программа конверсии оборонных отраслей профинансирована на 4,8 процента, а инвестиции, намеченные к размещению на конкурсной основе - только 3,7 процента от годовых назначений.
В Санкт-Петербурге 1996 год также не принес существенного изменения ситуации. За прошедший год объем валового внутреннего продукта в городе снизился по сравнению с 1995 годом на 10%, объем промышленной продукции - на 20,5%, объем капитальных вложений - почти на 31%, жилищного строительства - на 29%, грузоперевозок - на 13%. Эти показатели хуже аналогичных данных в среднем по Российской Федерации.
Продолжали развиваться некоторые негативные процессы в экономике, финансовой и социальной сфере города. Прежде всего это касается исполнения городского бюджета - растет бюджетный дефицит, снизилась собираемость налогов, город все глубже залезает в долги. В бюджете города статья по обслуживанию внутреннего долга уже выходит на первое место, отодвигая на второе расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. Увеличились задержки по выплате заработной платы и пенсий. Серьезные осложнения произошли на финансовом рынке, в банковской сфере города. Продолжается рост неплатежей. При этом в городе в трех основных отраслях (промышленность, строительство, транспорт) в 2,2 раза выросло число убыточных предприятий, достигнув почти 30% от общего числа предприятий (из примеров - Балтийское морское пароходство, где подошли к критической черте финансового и экономического банкротства). В экономике города усилилось выбытие основных фондов вследствие их износа.
В промышленности - сокращается (а по ряду позиций уже прекращено) производство наукоемкой, высокотехнологичной продукции, многих традиционных для города изделий неплохого качества, предметов потребления, товаров детского ассортимента, предметов гигиены. Продолжается сокращение местной продовольственной базы, в том числе сырьевой для пищевой промышленности города.
Усложнились условия для малого и среднего бизнеса. В строительстве большое число объектов не имеет финансирования, оказалось в замороженном состоянии и подвергается разрушению.
В целом положение в городе остается сложным. Выявились по меньшей мере две важнейшие проблемы функционирования города. Первая из них - экономическая - состоит в том, что значительная часть экономики города не соответствует новым условиям, не воспринимается рынком, не приносит доход городу и его жителям. Требуется функциональная и структурная перестройка этой части хозяйства, принятие новой стратегии развития. Вторая - социальная - связана с невостребованностью многих традиционных социально-профессиональных и культурных качеств населения города (при невозможности их быстрой трансформации) и неоправданно резкой социально-имущественной дифференциацией (более сильной, чем по России в целом), что требует активного регулирующего воздействия городской администрации, корректив городской политики.

Оперативный прогноз на ближайший период.

Возможное изменение ситуации в ближайший период отличается высокой степенью зависимости от внешних факторов и может идти в самых различных направлениях. В связи с этим нельзя не учитывать и пессимистического варианта развития событий. В этом случае возможно развитие следующих негативных явлений и тенденций:
- практически полная остановка целого ряда ведущих промышленных предприятий города, влекущая за собой рост безработицы, снижение доходов городского бюджета, рост социальной незащищенности населения;