- дальнейшее увеличение дефицита бюджета, обусловленное негативными тенденциями в исполнении федерального бюджета и в банковской сфере, дальнейшим спадом промышленного производства в городе на фоне роста затрат на социальную помощь;
- обострение ситуации с топливно-энергетическим обеспечением города (неплатежи и нарастание трудностей с межрегиональными поставками);
- дальнейший рост зависимости города от импорта продовольствия, что ослабит продовольственную безопасность города;
- возврат в модифицированном виде к старым методам хозяйствования;
- усиление зависимости от центра.
Часть II Программа первоочередных мероприятий по стабилизации финансового и экономического положения
2.1. Общая концепция действий
Перелом ситуации, недопущение развития негативных тенденций могут быть возможными при активной позиции городской администрации как одного из главных экономических и организующих субъектов в городе. Прежняя отстраненность от острых экономических, производственных вопросов, расчет только на то, что рынок сам, естественным путем, решит все проблемы, далее недопустимы. Новой экономике, рынку необходима помощь. Нужна четкая система поддерживающих и регулирующих мер в экономике города со стороны администрации. На это в значительной мере направлены первоочередные мероприятия программы Губернатора "Большая работа на 4 года". Первым этапом должна стать реализация стабилизационно-восстановительных мер с учетом новой стратегии развития города. Без этого трудно перейти к предусмотренному Концепцией среднесрочной программы Правительства РФ следующему этапу преобразований российской экономики, к ее структурной перестройке и возобновлению на этой основе экономического роста.
Основная задача городской политики в ближайшие месяцы - не допустить обострения социально-экономической ситуации, поддерживать главные системы жизнеобеспечения, исключить возможности возникновения элементов неуправляемости, смягчить негативные процессы при сохранении основы для социально-экономической модернизации в последующие периоды.
Крайняя ограниченность городских ресурсов, прежде всего финансовых, обуславливает необходимость выработки приоритетных направлений городской политики. В числе этих направлений:
- бюджетно-финансовая стабилизация;
- преодоление негативных тенденций в промышленности;
- обеспечение функционирования города в осенне-зимний период;
- обеспечение продовольственной безопасности;
- неотложные меры социальной защиты;
- борьба с преступностью.
Городская политика в этот период должна учитывать то, что еще не устранена возможность развития ситуации в неблагоприятном направлении. В связи с этим необходимо осуществлять:
- специальный антикризисный мониторинг, постоянный ситуационный контроль;
- проведение мер по предотвращению негативных явлений, заблаговременному устранению возможных причин их появления;
- меры по подготовке к возможным обострениям ситуации;
- нейтрализацию уже имеющих место негативных явлений;
- проведение мероприятий восстановительного характера;
- проведение стабилизационных мероприятий.
Стабилизационные мероприятия представляют собой важную составляющую общего комплекса мер на этапе переходного развития. Они должны быть направлены на сохранение и развитие имеющихся положительных тенденций; на сохранение надежно действующих участков и систем городского хозяйства, их оберегание; на закрепление эффекта проводимых мероприятий.
Задачи социально-экономического мониторинга и опирающегося на него оперативного прогнозирования - дать администрации исчерпывающую информацию для принятия срочных решений. Как самый общий показатель возможного сдвига к негативной ситуации может быть принято снижение среднедушевого дохода в целом по городу до уровня ниже прожиточного минимума (из расчета исключается 10% наиболее обеспеченного населения). Общим критерием достижения минимальной стабильности в городе может быть принят среднедушевой доход превышающий на 25% и более величину прожиточного минимума.
Первостепенное значение должно быть отведено непрерывному контролю за изменением следующих позиций и параметров социально-экономической ситуации в городе (контроль их "пороговых" значений): уровень цен; уровень доходов; изменение дифференциации доходов; характер спроса на отдельные товары; уровень завоза товаров в город; поступление налоговых платежей; уровень неплатежей; задолженность по зарплате и пенсиям; выполнение кассового плана; курс ценных бумаг; уровень запасов топлива и важнейших товаров; уровень заболеваемости; уровень смертности; величина высвобождения работников; количество и характер правонарушений. Исходя из этой информации должен проводиться социологический зондаж общественного мнения и настроений в различных слоях населения.
В числе общегородских мер на случай возможного обострения ситуации могут быть предложены:
- разработка порядка функционирования городских служб в особых условиях;
- заблаговременное создание мобильных служб и структур быстрого реагирования;
- организация и укрепление аварийных систем жизнеобеспечения, проведение мер по неотложному ремонту систем городской инфраструктуры, подвижного состава городского транспорта;
- проведение специального учета городских ресурсов, увеличение городских резервных и аварийных запасов;
- проведение комплекса мер по управлению ситуацией на крупных предприятиях и в организациях;
- меры по регулированию экономики города в соответствии с новыми условиями на базе структур городской администрации и новых интеграционных хозяйственных структур (ассоциаций, союзов и др.);
- усиление ответственности и контроля за деятельностью подразделений и конкретных работников городской администрации;
- организация взаимодействия города с федеральными структурами (МВД, ФСБ, Минобороны, МЧС, Совет Безопасности), администрациями Ленинградской области и регионов Северо-Запада в части координации действий по стабилизации ситуации.
Значительная часть стабилизационных мер находится в компетенции районных администраций. Здесь основными направлениями должны быть:
- ремонт и поддержание инженерных сетей;
- меры по поддержанию необходимого санитарного состояния;
- создание условий для поддержания бесперебойной торговли предметами первой необходимости;
- обеспечение элементарной экстренной медицинской помощи;
- организация экстренной социальной помощи на дому инвалидам, больным, пенсионерам;
- принятие мер по управлению ситуацией, оказание помощи и проведение профилактики в отношении детской беспризорности, люмпенизированных слоев.
2.2. Ближайшие меры по бюджетно-финансовой стабилизации
Хронический дефицит городского бюджета не может быть быстро преодолен. Необходимо поэтапное смягчение ситуации при удержании минимального уровня городских расходов всеми возможными средствами. Первоочередные меры состоят в выработке и внедрении адекватного создавшейся ситуации бюджетно-финансового механизма. Главные направления стабилизирующей бюджетной политики предусматривают:
- полную инвентаризацию расходов по каждому городскому ведомству и их общее сокращение на 15 - 20%, усиление адресности расходов, контроля за их целевым использованием;
- повышение собираемости налогов и обязательных платежей до уровня не менее 30% от ежемесячного валового внутреннего продукта города, в том числе за счет уменьшения льгот, резкого сжатия сектора теневой экономики;
- изыскание дополнительных источников доходов в размере не менее 10% по отношению к их запланированной величине; введение дополнительных налогов на покупку товаров стоимостью 50 млн.руб. и выше, приобретение высоколиквидной недвижимости;
- упорядочение арендной платы за пользование объектами городской недвижимости;
- упорядочение тарифов на оплату жилищных и коммунальных услуг для юридических и физических лиц;
- выход с предложением на федеральный уровень о введении ограничений на завоз алкогольной продукции (не более 50% от объема местного производства), с соответствующим расширением местного производства и увеличением акцизных поступлений;